Семен Гаврилович Зорич в исторической судьбе Белой Руси

Семён Гаврилович Зорич
Зоричи – знаменитый сербский род, оставивший заметный след в истории России и Белой Руси. У истоков его стоит русский офицер Максим Федорович Зорич, не имевший своих детей и поэтому усыновивший племянника - сына сестры, происходившего по отцу из сербского рода Наранжич. Получив разрешение дать мальчику свою фамилию, Максим записал 9-летнего приемного сына в Сербский гусарский полк в Славяносербии. Этим ребёнком был Семён (Симеон) Гаврилович Зорич (1743-1799) – воин российской армии, позже один из фаворитов императрицы Екатерины II.

Украинские сечевики и Талергоф (к столетию битвы на горе Маковка).

Фейковый памятник псевдогероям - мемориал-некрополь сражавшихся и погибших сечевых стрельцов на горе Маковка, открытый в августе 1999 года во время первого президентского срока Леонида Кучмы (бывший функционер КПСС и лауреат Ленинской премии). В желании отвлечь внимание народа от празднования 70-летия Великой Победы президент Украины Петр Порошенко издал указ (№228/2015) о праздновании «100-летия победы украинских сечевых стрельцов в битве на горе Маковка в Львовской области над частями Российской империи». Битва на горе Маковка продолжалась с 14 (27) апреля до 21 апреля (4 мая) 1915 г. Российские войска,  с третьей попытки выбили с горы австро-венгерские войска под командованием барона фон Гофмана, и приданные им отряды Украинских сечевых стрельцов (УСС) или «Украинский добровольческий легион».

Г.Я. Киприанович «Исторический очерк православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве, с древнейшего до настоящего времени» (Главы VI, VII и Заключение).


Несмотря на сравнительную малочисленность своих последователей, католичество представляет в Северо-Западном крае внушительную силу. Известно, что оно насчитывает в своих рядах громадное большинство ополяченных помещиков, отличающихся своим богатством, образованием и влиянием. Известно также, что католичество, давно уже отождествляемое в Западном крае с польщизной, заметно чуждается всего русского и православного и находит для себя сильную нравственную поддержку со стороны католиков царства Польского.

Г.Я. Киприанович «Исторический очерк православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве, с древнейшего до настоящего времени» (Главы IV, V).



С прибытием иезуитов в Литву быстро стали размножаться костелы и польские школы не только в собственной Литве, но и в чисто русских областях Литовского государства. Вслед за иезуитами стали быстро размножаться в тех же областях кляшторы других латинских монашеских орденов. Латинское духовенство деятельно принялось за окатоличивание и за ополячивание западноруссов и за совращение униатов в латинство.

Путешествие к православным святыням в Польше

Святой младенец-мученик Гавриил Белостокский
Далекие от Церкви люди часто удивляются: а разве там вообще есть Православие? А узнав, что Белосток, например, мощнейший духовный центр, а не только место для покупок, удивляются еще больше.Впрочем, всякий, кто не поленится, с легкостью отыщет в интернете сведения о древней и очень непростой истории Польской православной Церкви. Православие появилось на землях современной Польши в VIII веке.

В память столетия геноцида армян в Турции.


23 и 24 апреля в Армении прошли памятные мероприятия, посвященные 100-летию геноцида армян в Османской империи в годы Первой мировой войны, которые также сопровождались рядом параллельных событий с политическими интригами, и которые нам всем тоже необходимо осмыслить и учесть на будущее.

Г.Я. Киприанович «Исторический очерк православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве, с древнейшего до настоящего времени» (Глава III).

Со времени крещения Литвы в католичество (в 1386 г. ) при Ягайле, все его потомки, великие князья литовские и польские короли, силой и лестью старались принуждать к принятию католичества и православных западной Руси. Но в течение 200 лет коварные замыслы королей, поддерживаемых панами, ксендзами и папами, мало удавались. Не только природные русские, но в большинстве и обрусевшие православные литовцы твердо держались своей веры, имели своих епископов, священников, свои церкви и монастыри, свое богослужение на родном церковно-славянском языке, думали, говорили и писали по-русски.

Г.Я. Киприанович «Исторический очерк православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве, с древнейшего до настоящего времени». (Предисловие, Главы I-II).

Задача нашего труда состоит в том, чтобы изобразить в кратких чертах, прежде всего, начало и распространение православной веры в древней северо-западной Руси под владычеством русских князей из дома св. Владимира, а потом— литовских князей из дома Гедимина; затем, представить сравнительно позднейшее появление и распространение католичества и насильственное введение унии в Белоруссии и Литве, под владычеством литовско-польских королей; далее, изложить упорную, продолжительную борьбу православных западноруссов с изменниками латино-униатами и, наконец,—уничтожение унии, под владычеством России, и последния судьбы католичества и православия в Северо-Западной России.

А.Сапунов «Белоруссия и белоруссы»


Белорусская народность – одна из основных народностей русского племени; следовательно, сама мысль о белорусском сепаратизме, по меньшей мере, неуместна. Напротив, упрочение национального самосознания среди белорусской массы несомненно поведёт к теснейшему единению её с остальной Русью.

Социология религии в Сербии: между наукой и политикой


Проблема переплетения социологии (в т.ч. и социологии религии) и политики стара как сама социология. Именно социологию многие считали синонимом политики. Например, профессор Лудвиг Гумловиц из университета в Граце в начале прошлого века написал книгу «Социология и политика», в которой сравнивал эти дефиниции. Социология, в широком смысле слова, есть наука об обществе, а политика – умение управлять обществом.

Угрорусские поэты Александр Духнович и Александр Павлович

В 1871 г. в Санкт-Петербурге под редакцией Николая Васильевича Гербеля (литературоведа, переводчика и знатока славянской поэзии) вышел «Сборник лучших поэтических произведений славянских народов в переводе русских писателей». Приводим часть этого сборника со стихотворениями Александра Духновича и Александра Павловича, которая была опубликована в литературно-экономической газете «Карпатъ» за октябрь 1873 года выходившая в Унгваре (Ужгороде).