Евфимий Фёдорович Карский

Двадцатого декабря 2010 года исполнится 150 лет со дня рождения  академика Евфимия Фёдоровича Карского, выдающегося филолога-славяниста, этнографа, фольклориста, палеографа, основоположника белорусской филологии и языкознания. Его перу принадлежит более 700 работ по славистике, белорусистике, русистике. Ефимий Карский является одним из классиков филосовской школы западнорусизма, утверждающей, что белорусы являются самобытной, но неотъемлемой частью русского народа. Жизнь и творчество Карского пришлась на переломный период истории России и Белоруссии. Октябрьский переворот трагически отразилося и на его судьбе и на его творчестве. Он был оболган большевиками и его труды незаслуженно забыты на долгие десятилетия.

Ментальная война в Белоруссии - "психическая атака" литвинства

Уже без малого 20 лет на карте мира сосуществуют три государства, исконно населённые русскими людьми – Россия, Украина и Белоруссия. Сегодня вновь, словно сотни лет назад, Русь представляет собой раздробленный геополитический организм, отдельные части которого то и дело конфликтуют между собой на потеху нашим врагам. Раздельная Русь – главный приз, который достался Западу в его противостоянии сначала с Россией, а затем с СССР.

Архиепископ Могилёвский Георгий Конисский

 

В истории Западной Руси, в её борьбе против польско-литовского гнета и за Православную веру, есть много героических имён, духовных подвижников, философов и выдающихся литераторов.
Архиепископ Могилёвский Георгий Конисский (20.11.1717 - 13.2.1795), одновременно был и ученым, и духовным пастырем, и писателем, и   исключительно мужественным человеком.
А.С. Пушкин сказал о нем: «Георгий есть один из самых достопамятных  мужей  минувшего столетия. Жизнь его  принадлежит истории».

Конструирование исторической субъектности в современной историографии

Николаос Гизис. Аллегория истории, 1892 г.Современные белорусские исследователи, отчасти выполняя госзаказ, отчасти по собственным политическим убеждениям, пытаются сконструировать белорусскую субъектность в каждом моменте исторического процесса. И если с современностью всё понятно – сейчас существует белорусское государство, признанное в мире и входящее в ООН, то с прошлым возникает ряд проблем. И самая главная – найти место белорусов в истории. На повестке дня стоит вопрос, кого считать белорусом и что считать Белоруссией.

Концепт «литвины» в этнокультурном самосознании белорусов. Свидетельства письменных источников XIV-XVII веков.

Некоторые из современных белорусов отождествляют себя с потомками «древних литвинов» (отличая их от литовцев) и представляют современную белорусскую нацию прямой наследницей «литвинского этноса».  Это явление может стать большой проблемой для белорусов –  почти десять миллионов людей рискуют заблудиться в трёх соснах в центре Европы.
Белорусы -  народ на ментальном уровне всегда считавший себя частью православной русской цивилизации, вынужденный двадцать лет назад начать строить своё государство, и соответственно -  создавать национальную идею. Но национальное сознание  не появляется вдруг – это длительный и порой болезненный процесс.

Веротерпимость и проблемы национальной политики Российской Империи. (Вторая половина XIX – начало XX в.в.)

Большой Герб Российской ИмперииРелигиозно-этническая ситуация.

Стремительное географическое расширение Российской империи в XVIII–XIX вв., начало которому положили победа России в Северной войне и присоединение Прибалтики, привело к тому, что в ее состав были включены обширные европейские территории, принадлежавшие ранее Речи Посполитой и Османской империи. Завоевания на Северном Кавказе и в Средней Азии, присоединение Закавказья, освоение Сибири и Дальнего Востока завершили территориальную экспансию империи, окончательно придав ей евразийский характер.

Западнорусизм как белорусское национальное движение

Одним из популярных направлений современных исторических и политологических, исследований является изучение национализма. Однако интерпретация фактического материала во многом зависит не только от теоретических представлений специалистов о сущности феномена национального и генезиса нации, но и от их политических пристрастий. В своей работе «Куда идут «нации» и «национализм»?» американский антрополог К. Вердери сформулировала одно из теоретических положений  исследований национализма о том, что «следует рассматривать нацию как символ, а всякий данный национализм - как  имеющий множество значений, выдвигаемых в качестве альтернатив и оспариваемых различными группами, которые маневрируют, пытаясь застолбить свое право на определение символа и его легитимирующие воздействия» [1].