Религиозно-этнические противоречия и конфликты на территории Северо-Западного края Российской империи (вторая половина XIX - начало XX вв.): истоки и проявления.

Александро-Невская часовня в Вильно, в память русских воинов, погибших во время Польского восстания в 1863 г. Разрушена в 1918 году.К началу XX столетия Северо-Западный край Российской империи характеризовался особенным религиозно-этническим многообразием среди других регионов Российской империи[1]. Отношения, складывавшиеся между приверженцами различных конфессий и общин, нередко приводили к конфликтам, делавшим этот край проблемным религиозным пространством, наряду с Царством Польским, Юго-Западным краем и Поволжьем. Ведущее место в сложной системе межрелигиозных отношений на территории края занимали отношения между католичеством и православием, имевшие долгую историческую традицию.

Размышления белоруса о своем языке

По данным переписи, прошедшей в Белоруссии в 2009 году, белорусский язык  считают родным 60% населения. Притом пользуются им всего 30%. По-белорусски дома разговаривают 2 миллиона 327 тысяч человек. Основным же языком является русский: на нем говорит свыше 6 миллионов. Перепись 1999 года зафиксировала, что в повседневном общении белорусский язык использовали 36,7% граждан, а родным его назвали 73,7%. Таким образом, количество граждан Республики Беларусь, считающих родным русский язык, увеличилось за десять лет почти на 14 %. В Минске же - самом крупном культурном и научном центре страны - белорусский язык вообще не слышен.

Платон Николаевич Жукович

Платон Николаевич ЖуковичВ статье Валентины Тепловой, вышедшей три года назад к юбилею Платона Николаевича Жуковича, с горечью говорится о том, что его имя практически забыто. 26 сентября 2010 года исполнилось 153 года со дня рождения одного из классиков западнорусизма. Проект «Западная Русь» не может пройти мимо этой даты, и размещает статью выдающегося исследователя истории православия на белорусской земле Валентины Тепловой, посвященную Платону Жуковичу.

Евфимий Фёдорович Карский

Двадцатого декабря 2010 года исполнится 150 лет со дня рождения  академика Евфимия Фёдоровича Карского, выдающегося филолога-славяниста, этнографа, фольклориста, палеографа, основоположника белорусской филологии и языкознания. Его перу принадлежит более 700 работ по славистике, белорусистике, русистике. Ефимий Карский является одним из классиков филосовской школы западнорусизма, утверждающей, что белорусы являются самобытной, но неотъемлемой частью русского народа. Жизнь и творчество Карского пришлась на переломный период истории России и Белоруссии. Октябрьский переворот трагически отразилося и на его судьбе и на его творчестве. Он был оболган большевиками и его труды незаслуженно забыты на долгие десятилетия.

Ментальная война в Белоруссии - "психическая атака" литвинства

Уже без малого 20 лет на карте мира сосуществуют три государства, исконно населённые русскими людьми – Россия, Украина и Белоруссия. Сегодня вновь, словно сотни лет назад, Русь представляет собой раздробленный геополитический организм, отдельные части которого то и дело конфликтуют между собой на потеху нашим врагам. Раздельная Русь – главный приз, который достался Западу в его противостоянии сначала с Россией, а затем с СССР.

Архиепископ Могилёвский Георгий Конисский

 

В истории Западной Руси, в её борьбе против польско-литовского гнета и за Православную веру, есть много героических имён, духовных подвижников, философов и выдающихся литераторов.
Архиепископ Могилёвский Георгий Конисский (20.11.1717 - 13.2.1795), одновременно был и ученым, и духовным пастырем, и писателем, и   исключительно мужественным человеком.
А.С. Пушкин сказал о нем: «Георгий есть один из самых достопамятных  мужей  минувшего столетия. Жизнь его  принадлежит истории».