«Польский вопрос» и правительственная политика на территории Белоруссии в первой половине XIX в.

«Разбор» польской шляхты

Разделы Речи Посполитой  положили конец политическому существованию одного из крупнейших государств Восточной Европы, обусловив возникновение «польского вопроса», который до начала XX в. оставался важнейшим в европейской политике  [2; 21; 24, с.273].

Одной из особенностей «польского вопроса» было постоянное стремление подавляющего большинства  шляхетского сословия и нарождающейся интеллигенции былой Речи Посполитой к восстановлению утраченной государственности, что делало его постоянно острым и злободневным.

Философские заметки о карпато-русской жизни

Слабые всегда елейно-вежливы, и боятся возвысить голос в присутствии сильных. Слово сильных, даже слабея, продолжает звучать громко, даже если их голос звучит тихо. Были периоды, когда карпато-русская мысль говорила тихо, но слова эти звучали громко.

Была ли крестьянской «Мужыцкая праўда»?

 

Интервью заведующего кафедрой истории славянских государств Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, профессора Валерия Николаевича Черепицы, данное им корреспонденту газеты «Гродненская правда» по широко обсуждаемому в белорусском обществе вопросу польского восстания 1863-1864 г.г..

Памяти мучеников и героев

 

Когда в январе 1863 года в Варшаве началось Польское восстание, вряд ли жители Беларуси могли предположить, какой трагедией оно обернется для нашего края. Да, местные поляки устраивали демонстрации. Да, открыто оскорбляли представителей власти, священников. Да, возмущало то, что власть не могла навести порядок. Но никто не ожидал такого масштаба террора со стороны повстанцев.

Мученики и мучители

Страдания православного духовенства во время польского восстания 1863-1864 годов
150 лет минуло со времени польского восстания 1863-1864 годов. Однако и по сегодняшний день белорусскому обществу навязывается искаженный взгляд на события: история перетолковывается, а порою просто фальсифицируется. Письменные свидетельства того времени дают ясное понимание, что представляли собой повстанцы и какими методами они боролись за «вольнасць».

Крещение Болгарии

Крещение двух стран — Великой Моравии и Болгарии — оказало огромное влияние на развитие славянской культуры не только благодаря принятию христианской веры, но и созданию славянской азбуки, юбилей которой отмечается в этом году. И если Великая Моравия очень скоро после своего обращения распалась, и ученики первых славянских просветителей Кирилла и Мефодия были вынуждены бежать из этой страны, то Болгария стала для них как бы новым отечеством, а Болгарская Церковь — матерью других славянских Церквей, в том числе, и Русской. В связи с этим, Крещение Болгарии достаточно традиционно рассматривается не изолированно, но в широком контексте христианской миссии на славянских землях. Хотелось бы обратиться теперь к этому событию, столь счастливо вместе с миссией свв. Мефодия и Кирилла послужившему делу христианского просвещения славян.

Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности

Представляем майский выпуск  духовно-просветительской газеты «Воскресение» статьей Любовь Викторовны Левшун о Святых равноапостольных «учи́телях слове́нских» Кирилле и Мефодии, приуроченной к 1150-летнему юбилею славянской письменности, который 24 мая будет широко праздноваться в Болгарии, Македонии, России, на Украине и в Чехии, где «День славянской письменности и культуры» отмечается на государственном уровне. Отметим, что на сайте статья Л.В. Левшун размещается без сокращений, на которые была вынуждена пойти редакция газеты «Воскресение» из-за ограничений ее печатного формата.

Научная конференция «Войны и идентичности в Восточной Европе в XIX –XXI в.»

28 апреля текущего года в Центре евразийских исследований филиала РГСУ в г. Минске состоялась международная научная конференция «Войны и идентичности в Восточной Европе в XIX –XXI в.». К концу 2013 года планируется выход сборника с материалами конференции.

К проблеме становления белорусской идентичности в первой пол. XIX в. по «Воспоминаниям» Я. Чеботько

Известно, что в этнологии нет общепринятой трактовки этнической идентичности. По-разному трактуют ее происхождение концепции примордиализма и конструктивизма, однако в определении ее общих признаков исследователи сходятся. Этническая идентичность (Ethnizität), по замечанию известного австрийского этнолога Андре Гингриха, указывает на взаимные представления этнических общностей о своих существенных культурных различиях [6, S. 99-111].

Открытое письмо Александру Лукашенко по вопросу установки в городе Витебске памятника литовскому князю Ольгерду

Витебск. Храм в честь Воскресения ХристоваВ редакцию сайта «Западная Русь» поступило открытое письмо Президенту Республики Беларусь А.Г.Лукашенко от представителей общественности города Витебска, где на протяжении нескольких последних лет идет борьба против установки памятника литовскому князю Ольгерду.

Ранее в Витебске планировалось установить памятники его основательнице Св. княгине Ольге и его защитнику от литовцев Св. князю Александру Невскому, который был женат на княжне Александре - дочери последнего полоцкого князя из династии Рюриковичей Брячислава.

Князь Императорской Крови Олег Константинович Романов

Предлагаем расширенную версию доклада Вячеслава Бондаренко, прозвучавшего на публичной конференции «Династия Романовых в исторической судьбе Западной Руси», посвященной 400-летию Дома Романовых. Этот текст фактически является главой новой книги Вячеслава Бондаренко "Герои Первой мировой войны", которая ожидается к выходу до конца 2013 года в серии ЖЗЛ издательства "Молодая Гвардия" (Москва). Другими словами, посетители сайта имеют возможность ознакомиться с главой новой книги Вячеслава Бондареноко, которая при обилии фактического материала, как все написанное В. Бондаренко, увлекательна и легко читается.

Арифметика русификации

Белорусские крестьяне

Во время подготовки крестьянской  реформы 1861 года в итоге этнографических и статистических исследований на территории бывшей Речи Посполитой был «открыт» русский народ белорусы.  «Литва историческая» была уменьшена до размеров «Литвы этнической», которая охватывала только Ковенскую и Виленскую губернии. Освободившееся же место заняла «Западная Россия».