Агрессивный русофобский национализм является фактором постоянного морального дискомфорта для любого русского человека, живущего в Белоруссии или на Украине. Здесь важно отметить, что речь идет не только о русских-великороссах, но и большинстве белорусов и украинцах-малороссах, сохранивших русское самосознание. Дискомфорт этот усиливается недоумением и непониманием: как, откуда на коренных землях Руси взялись идеологии, столь яростно отрицающие русскость этих земель?




В подготовленной Максимом Михайловичем Шевченко "Записке об Остзейском крае", ее автор (предположительно граф Уваров), отнюдь не забывая о выдающихся заслугах многих балтийских немцев перед Российским государством, крайне отрицательно оценивал внутренние порядки Остзейского края, пороки которых считал исторически обусловленными, в связи с этим находил закономерным наличие в современных условиях перспективы распространения Православной веры среди латышских и эстонских крестьян.
21 марта 2013 года в Российском институте стратегических исследований в Москве состоялась Международная научная конференция Польский вопрос и судьбы Западной Руси в Российской империи приуроченная к 150-летию «Январского восстания» 1863-1864 гг.
Продолжаем публикацию подлинных материалов из газет Российской империи 1863-1864 года, начатую подборкой писем белорусских крестьян 
Мариан Феофилович Глушкевич (1877-1935) – галицко-русский общественный деятель и поэт. М. Глушкевич выступал за единство трёх ветвей русского народа – великороссов, малороссов и белорусов. Будучи адвокатом, был защитником Семёна Бенадсюка на т.н. Львовском шпионском процессе – одном из целой серии крупных судебных процессов против православных галицко-русских священников, которых австро-венгерские власти накануне Первой мировой войны обвиняли в шпионаже в пользу России. Благодаря адвокатскому таланту М. Глушкевича, С. Бендасюк (и другие подсудимые) были освобождены. 