Представляем декабрьский выпуск "Западнорусского календаря" с информацией о датах жизни выдающихся ученых и политических деятелей Западной Руси (Украины и Белоруссии), стоявших на позициях западнорусизма и единства трёх ветвей русского народа.
- 2 декабря – день памяти святого Алексия Кабалюка (1877-1947)
- 2 декабря – день рождения Ивана Петровича Созоновича (1855 —1923)
- 11 декабря – день памяти Александра Афанасьевича Потебни (1835-1891)
- 11 декабря – день памяти Ивана Фогорашия (1786-1834).
- 12 декабря - день рождения Симеона Полоцкого (1629 – 1680)
- 13 декабря – день памяти Антона Семеновича Будиловича (1846-1908)
- 18 декабря – день памяти Александра Ивановича Миловидова (1864-1935)
- 19 декабря – день памяти епископа Андрея Бачинского (1732-1809)
- 20 декабря – день памяти Михаила Петровича Погодина (1800-1875)
- 25 декабря – день памяти Александра Павловича (1819-1900)
2 декабря – день памяти святого Алексия Кабалюка (1877-1947)
Алексий Кабалюк - выдающийся подвижник возрождения Закарпатья, местночтимый святой Украинской Православной Церкви.
Родился в семье русинов-униатов, был назван Александром в честь св. князя Александра Невского. С юности решивший посвятить себя Богу, поступил послушником в униатский монастырь, но душа его лежала к Православию.
В знаменитом селе Иза, где служили священниками Андрелла (до 1710 г.) и Иван Раковский (1859-1885), к 1902 году из 500 дворов 436 были православными. Это было начало религиозного возрождения. Но несмотря на то, что венгерская конституция декларировала свободу вероисповедания, власти делали все, чтобы село не получило священника. Изяне обращались и к будимскому епископу Лукиану, и к сербскому Патриарху Георгию, однако власти пригрозили сербам репрессиями, если они осмелятся прислать священника, и сербы отступили. А в самом селе в процессе Первого Мармарош-Сиготского процесса было привлечено к суду 22 активиста православного возрождения.
При таких обстоятельствах Кабалюк выезжает в Россию с целью получения священнического сана. «На Холмской Руси в Свято-Онуфриевском монастыре, - писал его биограф, - Александр учится стремительно, понимая, что каждый день, каждый час его народ страдает под игом и молит Бога об утешении таинствами Православной Церкви. В кратчайшие сроки святой постигает Богословие и все необходимое для священника, так что уже 26 марта 1910 года архимандрит Серафим по благословению Архиепископа Холмского Евлогия постригает великого русина в малую схиму с наречением имени Алексия в честь Алексия Божьего человека…
Многие годы Православные были в униатской блокаде и, за исключением зажиточных крестьян, которых было очень мало, ехавших к сербам, не могли долгие годы ни креститься, ни венчаться, ни отпевать, ни причащаться Пречистых Христовых Тайн. Две недели благословенный иеромонах тайно совершал Богослужение в Мукачеве – епархиальном центре, захваченном униатами к концу 17 – началу 18 века. Служил ежедневно, почти круглосуточно. Постоянно сменялись прихожане, а он оставался, чтобы утешить новых и новых. Антиминс и святое миро Святой вывез из царской России, и теперь в полноте церковного общения забывались самые тяжелые муки и испытания русинов. Всюду теперь Преподобный Алексий приносил с собой торжество Православия. Долго на одном месте находиться отец Алексий не мог, не мог он также и передвигаться явно – было время гонений и в Великие Лучки Святого привезли на подводе, скрыв огромным ворохом соломы. Под праздник Благовещения Божьей Матери он исповедал и причастил более тысячи православных, сотни детей окрестил, десятки пар обвенчал». Результатом деятельности святого стал Второй Мармарош-Сиготский процесс. Его начало застало св. Алексия в Америке. Узнав о начале процесса, подвижник приехал, добровольно сдался властям и получил 4 года 6 месяцев тюрьмы.
«Алексий Кабалюк, - утверждал В.Разгулов, - был не только строгим аскетом, молитвенником и миссионером. Он был и великим политическим лидером карпатороссов. Именно Кабалюк стоял за такими организациями, как Партия православных автохтонов Подкарпатской Руси, Русская народная партия воссоединения, Православный Русский блок, боровшийся с оккупационным режимом Волошина».
«В конце второй мировой войны, - писал А.Каревин, - с поражением Германии и ее союзников, перед Закарпатьем явственно вырисовалась перспектива присоединения к СССР. Зная уже по опыту Галиции и Буковины, что воссоединение с другими русскими землями путем включения в состав УССР чревато тотальной украинизацией, закарпатцы попытались этого избежать. Делегация Подкарпатской Руси, возглавляемая архимандритом Алексием (Кабалюком) и профессором Петром Линтуром, в ноябре 1944 года посетила Патриарха Московского и всея Руси Алексия и заявила: «Мы решительно против присоединения нашей территории к Украинской ССР. Мы не хотим быть ни чехами, ни украинцами, мы хотим быть русскими и свою землю желаем видеть автономной, но в пределах советской России». Увы, Патриарх не мог влиять на политику Кремля. Закарпатье присоединили к УССР и украинизировали».
Закончить же жизнеописание св.Алексия хочется афористичными словами Валерия Разгулова: «Русский человек, любой славянин, которому имена Андреллы, Духновича, Добрянского, Раковского, Митрака, Кимака, Фенцика, Сабова ничего не значат, не может считаться культурным и образованным человеком, православный христианин, не знающий жития схиархимандрита Алексия (Кабалюка), должен просто каяться в этом грехе. Словом, невежество в карпаторусском вопросе - это подлинный национальный позор для русского народа. Подкарпатская Русь - это древнейшай русская земля, где проповедывали святые равноапостольные Кирилл и Мефодий».
2 декабря – день рождения Ивана Петровича Созоновича (2 декабря 1855 — 28 февраля 1923, Прага)
И. П. Созонович - видный западнорусский ученый, профессор на кафедре истории западно-европейской литературы в Варшавском университете, известный и влиятельный политик Российской империи, стоявших на правых монархических позициях, организатор варшавского отдела Русского Собрания, член Государственной думы Российской империи от Могилевской губернии. Секретарь III Думы.
Из семьи чиновника. Дворянин, крупный землевладелец. Окончил могилевскую гимназию, историко-филологический ф-т С.-Петербургского ун-та (1880), был оставлен для дальнейшего образования на кафедре. С 1883 служил при Министерстве народного просвещения. Около шести лет провел за границей, изучая славянские, германские и романские языки.
С 1886 магистр русской словесности. С того же года служил преподавателем в Варшавском университете. Возглавлял кафедру истории западно-европейской литературы, являлся членом библиотечной комиссии ун-та. В 1898 защитил докторскую диссертацию, посвященную западному влиянию на славянскую и русскую поэзию, и был удостоен за эту работу премии графа С. С. Уварова. Профессор (1898), исследователь славянской, византийской и скандинавской поэзии, автор ряда научных трудов. В 1903 был членом комитета по подготовке съезда специалистов по славянской филологии при Императорской Академии наук. Из под его пера вышли следующие научные труды: Песни о девушке воине и былины о Ставре Годиновиче. Исследование по истории развития славяно-русского эпоса. Варшава, 1886; Курс истории всеобщей литературы. Варшава 1887; Славяне в Морее. Варшава, 1887; Очерк средневековой немецкой эпической поэзии и литературной судьбы песни о Нибелунгах. Варшава, 1889; К вопросу об античном влиянии на средневековую поэзию. Варшава, 1897; К вопросу о западном влиянии на славянскую и русскую поэзию. Исследование. Варшава, 1898; В. А. Жуковский как писатель и человек. По поводу пятидесятипятилетия его смерти. 1852–1902. Варшава, 1902; К характеристике современного революционного движения в России. Варшава, 1906.
Один из организаторов и член Варшавского отдела Русского Собрания (PC) и Русского Окраинного Общества. В 1907 избран членом Гос. Думу II созыва от Могилевской губ., вошел в правую фракцию. В связи с избранием в Думу был уволен от службы. После роспуска II Думы был переизбран в III Думу, вошел во фракцию правых. В нояб. 1907 был избран секретарем III Думы, возглавлял думскую канцелярию вплоть до открытия Гос. Думы IV созыва. Поднимал вопрос о необходимости обуздания органов пе-чати, искаженно освещавших заседания Гос. Думы и лишении некоторых изданий права иметь своих представителей в Думе. Был избран председателем Западно-Русского съезда, собравшегося 4—6 окт. 1909 для поддержки законопроекта П. А. Столыпина о даровании Западной Руси национально-русского представительства в Гос. Совете и национально-русского земства. Принимал участие в деятельности Союза Русского Народа (СРН). На 5-м Всероссийском съезде Русских Людей в Санкт-Петербурге 16—20 мая 1912 был избран в состав комиссии по организации при СРН Общества русского языка им. М. В. Ломоносова.
11 декабря – день памяти Александра Афанасьевича Потебни (1835-1891)
Потебня – выдающийся украинский лингвист. Его имя носит Институт языкознания НАН Украины. Потебня, как и все украинские ученые испокон веков вплоть до его времени, был уверен в том, что, русский литературный язык общий и для малороссов-украинцев, и для великороссов-москалей, и для белоруссов-литвинов (представителей «всех русских областей»). Он осуждал поверхностные мнения людей, которые, исходя из одного произношения, называли русский литературный язык чисто великорусским: “Нельзя не заметить великорусской окраски нашего письменного языка. Она оправдывается в некоторой степени образованием правительственных центров, ставших и средоточиями литературной деятельности, среди великорусского населения, численным преобладанием этого населения над малорусским, а также и тем, что древние предания письменного языка в большей чистоте сохранились в допетровской северной и восточной письменности, чем в юго-западной, что слабило влияние этой последней. Тем не менее нынешний письменный язык не тождественен ни с одним великорусским говором и безоговорочно не может быть назван великорусским. Тем, чем он дорог, именно своей способностью быть органом письменной мысли, он обязан не своим великорусским чертам, а тому, что общерусского и вовсе не русского по происхождению внесено в него интеллигенциею всех веков и всех русских областей”. По свидетельству Николая Антоневича в его книге «Галицко-русская политика. Записки посла» (Львов, 1891), Потебня заявил в июне 1863 года в Вене: «Нет этнографа и филолога, который был бы в состоянии потянуть границу между мало- и велико-русским населением; они до того взаимно сливаются, что трудно решить, кто из малорусского, а кто из великорусского пограничного села».
11 декабря – день памяти Ивана Фогорашия (1786-1834).
Фогораший – знаменитый закарпатский русин этнограф и языковед.
Иван Фогораший выступал против литературного развития наречий (например, создания литературного украинского языка) и за единство русского литературного языка. В 1827 году Иван Фогораший прислал из Вены в Одессу И.Орлаю статью «Въ обще о различіи Славянских нарЂчий, собственно же о мало й карпато или Угрорусских» под псевдонимом Иван Бережанин. В этой статье он писал: «Въ Угророссіи ученна и просвЂщенна его часть, юже чинъ духовный, благородны земляне (немешЂ), дяки и учителіе составляють, пишеть и говорить чистым старинным славянским или руським языком, так совершенно и чисто, какъ и самыи великороссіане… По помянутых нарЂчіяхъ (яко н. п. серьбы по своему) но†издавать грамматики только бы значило, как тыя еще более единаго от другаго и кореннаго славянскаго или чистаго русскаго языка отдалять» (Письмо-статья Ивана Вереженина к Орлаю//«Материалы по истории возрождения Карпатской Руси» (Собрал И.С. Свенцицкий) Львов, 1905. С. 50).
Именем Фогорашия названа улица в городе Ужгороде.
12 декабря - день рождения Симеона Полоцкого (1629 – 1680)
Симеон Полоцкий был одним из культурнейших людей своего времени, богословом, поэтом, драматургом. Был наставником детей русского царя Алексея Михайловича, основателем школы при Заиконоспасском монастыре, одним из основателей первого высшего учебного заведения в Русском Царстве Славяно-греко-латинской академии. Он заложил начало русской силлабической поэзии, написал первые драматургические произведения на русском языке, и впервые поставил их в основанном им школьном театре.
Симеон Полоцкий (в миру Самуил Гаврилович Петровский-Ситнианович) родился 12 декабря 1629 года в Полоцке, бывшем тогда в составе Речи Посполитой.
Получил образование в Киево-Могилянской академии у Лазаря Барановича и в Виленской иезуитской академии. Вернувшись в Полоцк в 1656 году, принял монашеский постриг в православии и стал дидаскалом полоцкой православной братской школы. Тогда же познакомился с царем Алексеем Михайловичем (1645-1676) при посещении тем города.
В 1664 году Симеон уехал в Москву. Здесь по поручению царя в 1665 году он организовал школу при Заиконоспасском монастыре для обучения подьячих Приказа тайных дел, где был также преподавателем (в 1669 году его в этом сменил ученик Сильвестр Медведев).
Полоцкий выступал с идеей о том, что светские знания не противоречат истинной вере, отстаивал необходимость развития светского образования, приобщения к европейской культуре через изучение латинского языка.
Эти взгляды он воплощал как в основанной им Заиконоспасской школе, так и при обучении царских детей, став их наставником в 1667 году. Благодаря Полоцкому Федор, Софья и Иван получили хорошее образование, знали польский и латынь, Федор Алексеевич даже писал стихи. Для их обучения монах написал несколько сочинений: сборник стихов для чтения «Вертоград многоцветный», «Житие и учение Христа Господа и Бога нашего», «Книгу кратких вопросов и ответов катехизических», «Венец веры кафолической» (в этой книге Полоцкий пользовался Библией по тексту Вульгаты, часто цитировал западных Отцов церкви).
В 1680-х годах Симеон Полоцкий был одним из тех, кто стоял у истоков создания Славяно-греко-латинской академии. Ему приписывают авторство первоначального Устава академии, поданного царю Федору Алексеевичу на утверждение Сильвестром Медведевым в 1682 году.
Помимо педагогики, Симеон занимался и церковной деятельностью. В 1665 году он участвовал в подготовке Поместного собора по низложению патриарха Никона, который прошел в 1666 году при участии восточных патриархов. Этот же собор поручил Полоцкому написать сочинение, получившее название «Жезл правления» и призванное утвердить колеблющихся в вере. Оно было рекомендовано патриархами к прочтению христианами, однако в 1690 году, уже после смерти Симеона, книга была осуждена за наличествующие в ней католические ереси (например, хлебопоклонную ересь, связанную с вопросом о времени пресуществления Св. Даров). Именно по данной проблематике в 1673 году состоялся богословский диспут, в котором против Епифания Славинецкого выступал Симеон Полоцкий, представлявший «латинствующих». Тогда его взгляды еще на находили осуждения.
Полоцкий также занимался переводами трудов епископа Иерусалимской церкви Паисия Лигарида.
Новым явлением в литературе XVII века стало силлабическое стихосложение, основанное на равном количестве слогов в строке, паузе в середине строки и ударении на предпоследнем слоге последнего слова. Расцвет силлабической поэзии связан с именем Симеона Полоцкого. Он был автором стихотворных сборников «Рифмологион» и «Вертоград многоцветный», а также переложенной на стихи «Псалтири рифмованной». Вирши Симеона, прославлявшие членов царской семьи, имели панегирический характер. Творчество Полоцкого и его продолжателей – Сильвестра Медведева и Кариона Истомина – носило черты литературы барокко с ее аллегориями, метафорами, языковыми заимствованиями. Полоцкий также написал два драматургических произведения для зарождавшегося театра: «Комедия о Навуходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех в пещи не сожженных» и «Комедия притчи о Блудном сыне».
В литературных произведениях Симеона Полоцкого нашли выражение и его общественно-политические представления. Он видел реальное воплощение «общего блага» и «всеобщей справедливости» в царском правосудии. Провозглашенный им принцип равного суда был абсолютистским принципом равенства подданных перед монархом. Полоцкий высказывал мысли о внесословной значимости человека, призывал ценить его не за происхождение, а по заслугам, вкладу в «общее благо». В то же время Симеон выступал за укрепление сословного строя, но предлагал смягчить угнетение крестьян и холопов, чтобы избежать народных восстаний.
В своих сочинениях Симеон Полоцкий создал образ идеального монарха – мудрого, просвещенного, справедливого, стоящего на страже закона. Долг истинного монарха, как он полагал, – заботиться о просвещении своих подданных. Полоцкий считал, что распространение в русском обществе просвещения является основой процветания государства и нравственности его жителей.
Симеон Полоцкий умер 25 августа 1680 года. Похоронен в Заиконоспасском монастыре в Москве. Его могила не сохранилась, однако, надмогильная плита с эпитафией, автором которой является Сильвестр Медведев, находится в Спасском соборе бывшего монастыря.
Симеон Полоцкий во всем стремился к красоте и изяществу в духе европейского барокко, что отразилось также и в его поэзии, когда он стихи часто оформлял в виде различных фигур.
Крест
Крест пречестный церкве слава,
На нем умре наша глава
Христос Господь, всех спаситель,
Кровию си искупитель.
Хотяй дело
си весело
Совершити,
должен быти
Креста чтитель
и любитель.
И от него все дела начинати в распятом на нем вину уповати.
Он бо обыче тех благословити, и же крест на ся тщася возложити.
В началех дел си и конец дарует, какова в делех кто благотребует.
Крест на демона мечь от бога даны и на вся, и же гонят христианы.
Сим враг Голиафд адский посечеся, и жало смерти грех в конец сотреся.
Сей царем верным
в бранех помогает,
Нечестивыя
враги истребляет.
Он православным
есть защищение,
гонителем же
в водах топление.
Его зде знамя
впереде полагало,
его те силы,
царю наш, желаю.
Да та тя вславит, яко Константина,
чтителя суща приснодевы сына.
Да будет ти крест, яко столп огненный
в нощи, а во дни — облак божественный.
Щит твоим людем,
страх же враждующым,
на христианы
со мечем идущым.
Сим Христос враги
своя победил есть,
да христианы
от варвар спасеши,
сам в силе его
много лет живеши.
13 декабря – день памяти Антона Семеновича Будиловича (1846-1908)
Будилович - выдающийся русский ученый, доктор славянской филологии, славист, общественный деятель. Белорус по происхождению. Зять легендарного вождя Закарпатской Руси Адольфа Добрянского. Занимал должности ректора Варшавского и Юрьевского университетов, члена Совета министра народного просвещения, председателя Особого совещания по вопросам об образовании инородцев, товарища председателя Славянского благотворительного общества. Будилович основал «Галицко-русское общество» и являлся первым его председателем. Издавал и редактировал «Окраины России» и «Московские ведомости».
Подробнее в июньском выпуске «Западнорусского календаря» в статье, приуроченной дню рождения А.С. Будтловича.
18 декабря – день памяти Александра Ивановича Миловидова (6.08.1864—18.12.1935)
Александр Иванович Миловидов - русский историк западнорусского направления, последователь М. О. Кояловича.
По окончании курса в Московской духовной академии был, под руководством С. А. Рачинского, народным учителем. Заняв должность хранителя виленского публичнного музея древностей, Миловидов свою научную деятельность сосредоточил на истории, археографии и библиографии Северо-Западного края. Он напечатал более 50 статей в «Чтениях Императорского общества истории и древностей Российских», «Христианском Чтении», «Журнале Министерства народного просвещения», «Русском Вестнике» и других изданиях. Состоял председателем комиссии организованных им народных чтений.
На сайте размешена книга А.И. Миловидова «Участие молодежи Северо-Западного края в мятеже 1863 года и вызванная им реформа местных учебных заведений», вышедшая в Вильно в 1904 году.
19 декабря – день памяти епископа Андрея Бачинского (1732-1809)
Андрей Бачинский – епископ Мункачевский (1772-1809), знаменитый закарпаский просветитель. Основал духовную семинарию, содействовал в распространении народных школ, занимался изданием книг. Создал большую для того времени библиотеку (более 9000 экз.). Пытался противостоять латинизации, онемечиванию и мадьяризации. В послании 1806 года писал: «На содержание в своем составе коего-либо рода и народа не есть большего и крепчайшего союза, нежели содержание природного отеческого и матернего своего языка, письма и набоженства». В одном из своих писем Владыка заверял, что желает, «чтоб священники обучались тому русскому языку, патриархом которого был Ломоносов». В учрежденной им семинарии богословие читалось на русском языке, на нем же велась и корреспонденция епископской канцелярии и консистории с епархиальным духовенством.
2009 год был объявлен на Закарпатье годом Андрея Бачинского. Спустя 200 лет после смерти Владыки, на очередной сессии Ужгородского городского совета депутаты приняли решение назвать площадь перед Кафедральным собором именем Андрея Бачинского. На этой площади планируется поставить закарпатскому просветителю памятник.
(Использовал: Сенько І. Від часів Лаборця до сьогодення. Ужгород, 2012; Терлецкий В. Угорская Русь и возрождение сознания народности между русскими в Венгрии. К.,1874)
20 декабря – день памяти Михаила Петровича Погодина (1800-1875)
Погодин – знаменитый русский историк, сын крепостного, ставший академиком, подвижник славянской взаимности. Часть его переписки с деятелями славянского возрождения опубликована в многотомном издании «Письма к М.П. Погодину из славянских земель». Из заграничных путешествий Погодин вынес впечатление широко распространенных прорусских симпатий у славян. Погодин старался всячески помогать заграничным братьям, снабжать их книгами, и пытался обратить внимание русского правительство на необходимость братской помощи. В донесении министру просвещению гр.С.С. Уварову Погодин писал: «Австрия боится более всего России, которой без ее ведома симпатизируют все славяне, вплоть до Адриатического моря. Славяне смотрят на Россию, как волхвы смотрели на звезду с востока. Туда летят их сердца. Туда устремлены их мысли и желания. Там витают их надежды. От нее чают они себе спасения…и ждут с нетерпением, когда ударит желанный час…» А вот о галичанах: «Скоро ли вы нас возьмете к себе», - говорят они всякому русскому путешественнику. «Вот эту церковь обратим мы в православный собор», - сказал мне один старец, - «когда вы придете к нам во Львов».
Есть распространенный штамп, когда Великороссию представляют в образе «старшего брата»… Парадокс в том, что этот штамп встречаем исключительно в свидомитских изданиях, где с присущим свидомитам остроболезненным комплексом неполноценности, этот штамп всячески то со злобой, то с обидой обсасывается. Напротив, М.П. Погодин (сам будучи великороссом) без всякого комплекса называет Великороссию «младшим братом». Погодин указывает на священную обязанность и христианский долг русского государства «пособить своим злополучным единоплеменникам, пособить, сколько позволяют на то политические отношения, пособить для религии, для науки, для просвещения, с мирной целью. Так младший разбогатевший брат обязан помогать старшим разоренным братьям быть покровителем и главою целого семейства, как бы по определению Божию».
М.П. Погодин выступал за развитие украинского и галицкого языка: «Русины, жители Галиции и северновосточной Венгрии, нашего древнего, знаменитейшего Галицкого княжения, суть чистые русские, такие же русские, каких мы видим в Полтаве или Чернигове, наши родные братья, которые носят наше имя, говорят нашим языком, исповедуют нашу веру, имеют одну историю с нами, чистые русские, которые стонут подле нас под тройным-четверным игом немцев, поляков, жидов, католицизма, и горько жалуются на наше невнимание. В ожидании благоприятных случаев необходимо поддерживать их возникающую литературу…. Назначить академические, небольшие премии за сочинение грамматик для тех наречий, кои не имеют еще оных, как то: нашего малороссийского, галицкого… словари малороссийский и галицкий» (Цит. по: И.С. Свенцицкий. Обзор сношений Карпатской Руси с Россией в 1-ую пол. XIX в. С.-П., 1906)
25 декабря – день памяти Александра Павловича (1819-1900)
Александр Павлович – священник, поэт, культурный деятель Закарпатья.
«В патриотической литературе, – пишут о нем в народном календаре американского Лемко-Союза за 1957 год, – Павловича можно назвать «прямым потомком неизвестного автора «Слова о полку Игореве». У Павловича встречаем подобные призывы и ту же широкую любовь к русской земле». Украинофилы называли его «пророком», «славным поэтом-певцом, щирым нашим народовцем», а словаки поставили ему памятник в городе Свиднике.
Павлович призывал земляков к единству:
«Спойте братски сердца, спойте русски руки!
Станьте друг при другу, як бескидски буки!»
«В мне кипит русска кровь», - писал Павлович. И добавлял:
«Русская кровь согревает
Весь моей жизни состав,
Русская совесть вещает:
Помни, что ты русский Слав»
«Из его автобиографии, – пишут авторы календаря Лемко-Союза, – из писем и всего литературного творчества видно ясно, что он был общерусским патриотом, панруссом, который признавал единую Русь».
Мы не турки, не татаре,
Не монголы, не мадьяре,
Не нимци, не англичане,
Мы русский народ – славяне.
(Использовал: Александр Павлович. Благословение русинам. Ужгород, 2011. Карпаторусский календарь Лемко-Союза на год 1957. Діонизій Зубрицкий. Александер Павлович. Описанє єго житя и характеристика поезіЂ. Ужгород, 1925)