Представляем январский выпуск "Западнорусского календаря" с информацией о датах жизни выдающихся ученых и политических деятелей Западной Руси (Украины и Белоруссии), стоявших на позициях западнорусизма и единства трёх ветвей русского народа.
- 1 января – день рождения Евфимия Фёдоровича Карского (1861-1931)
- 16 января – день памяти Дениса Ивановича Зубрицкого (1777-1862)
- 16 января – день памяти епископа Григория Тарковича (1754-1841)
- 17 января – день памяти архимандрита Владимира (Ипполита) Терлецкого (1808-1888)
- 19 января – день памяти Богдана Андреевича Дедицкого (1827-1909)
- 23 января – День памяти Архиепископа Минского и Бобруйского Михаила (Голубовича) (1848 - 1868)
------------
1 января – день рождения Евфимия Фёдоровича Карского (1861-1931)
Евфимий Фёдорович Карский, выдающийся филолог-славист, этнограф, фольклорист, палеограф, основоположник белорусской филологии и языкознания. Его перу принадлежит более 700 работ по славистике, белорусистике, русистике. Ефимий Карский является одним из классиков философской школы западнорусизма, утверждающей, что белорусы являются самобытной, но неотъемлемой частью русского народа. Жизнь и творчество Карского пришлась на переломный период истории России и Белоруссии. Октябрьский переворот трагически отразился и на его судьбе и на его творчестве. Он был оболган большевиками и его труды незаслуженно забыты на долгие десятилетия.
Евфимий Карский родился 20 декабря 1860 года (1 января 1861) в селе Лаша Гродненского уезда Гродненской губернии. Отцом его был дьячок местной церкви Фёдор Новицкий, а матерью — девушка из причетнической семьи Карских. Под её фамилией и был записан ребёнок, так как он родился без официально зарегистрированного брака (Фёдор Новицкий на тот момент ещё не достиг 18 лет — минимального брачного возраста в большинстве губерний Российский империи). Начальное образование Ефим Карский получил в приходском училище села Ятра, в церкви которого на тот момент служил его отец. В августе 1871 года по инициативе отца Евфимий (под отцовской фамилией, Новицкий) поступил в Минскую духовную семинарию. По окончании семинарии он поступил (уже под фамилией Карский, записанной в метриках) в Нежинский историко-филологический институт, где изучал славяно-русскую филологию под руководством профессора Р. Ф. Брандта.
Окончив институт в 1885 году Карский начал преподавать во 2-ой Виленской гимназии. В это время он начал собирать этнографический материал, в этом ему помогали родители, и печататься в научных журналах. В 1877 году Евфимий Карский женился на дочери священника Софье Николаевне Сцепуржинской. В гимназии он проработал до 1893 года, в котором его зачислили преподавателем русского языка в Варшавский университет, а через год назначили экстраординарным профессором на кафедру русского и церковнославянского языков. В 1901 году он был избран членом-корреспондентом Императорской Российской Академии наук. В 1902 году Карский стал деканом историко-филологического факультета. В 1903 году Карский предпринял этнографическую экспедицию по Белоруссии, в ходе которой было собрано немало материала для исследований, и по итогам которой был издан первый том главного труда учёного — полномасштабной научной работы «Белоруссы», заслужившей впоследствии название «энциклопедии белорусоведения». В 1905 году Карский стал ректором Варшавского университета. Должность ректора Карский занимал до 1910 года. Также с 1905 по 1917 год он был главным редактором журнала «Русский филологический вестник». В 1916 году его избрали действительным членом Академии наук.
Помимо фундаментальной книги «Белорусы» большое значение имеют труды Карского по истории русского языка, славянской палеографии—«Славянская кирилловская палеография» и др., а также его деятельность по изданию древних памятников. Им были изданы многие древнейшие памятники с их палеографическим и лингвистическим анализом: «Листки Ундольского», «Лаврентьевская летопись», «Русская правда» и др.
Из важнейших трудов Карского можно еще назвать: «К истории звуков и форм белорусской речи» (Варшава, 1893; магистерская диссертация); «К вопросу о разработке старого западно-русского наречия» (Вильно, 1893); «Два памятника старого западно-русского наречия: лютеранский катехизис 1562 г. и католический катехизис 1585 г.» («Журнал Министерства народного просвещения», 1893, август); «О языке так называемых литовских летописей» (Варшава, 1894); «Западнорусские переводы Псалтири в XV-XVII веках» (Варшава, 1896); «Из лекций по славянской Кирилловской палеографии» (Варшава, 1897); «Западно-русское сказание о Сивилле пророчице по рукописи XVI века» (Варшава, 1898); «Русская диалектология»; «Наблюдения в области синтаксиса Лаврентьевского списка летописи».
В 1917 году Карский стал профессором Петроградского университета. С 1920 года он редактировал «Известия Отделения русского языка и словесности Российской Академии наук». В 1922 году стал действительным членом Института белорусской культуры (теперь Национальная академия наук Белоруссии), а в 1929 году — членом Чешской Академии наук. Также работал директором Музея антропологии и этнографии.
При советской власти Карский не единожды терпел невзгоды из-за своих убеждений. Так, уже в 1919 году он снят с должности профессора в Минском педагогическом институте, как человек с неблагополучной «политической физиономией», в этом же году он подвергся аресту. Взгляды учёного раздражали как большевиков, так и белорусских националистов, так как он не считал белорусов отдельной национальностью, а рассматривал белорусскую народность как часть единого русского народа, наряду с великоруссами и малоруссами, а белорусскую речь как наречие общерусского языка. Он также скептически относился к насильственной белорусизации, проводимой советской властью. Всё это привело к ухудшению положения Евфимия Фёдоровича в советской науке. По возвращении Карского из научной командировки 1926 года, совершённой им в славянские земли, в прессе была развязана кампания по его шельмованию. Появились статьи, в которых Карский назывался «черносотенцем», «шовинистом», «осколком царского режима», в вину ему ставилось то, что он в своём отчёте о командировке назвал Львов «старым русским городом», отмечал лучшую благоустроенность Западной Белоруссии (находившейся под властью Польши) по сравнению с Советской Белоруссией, то, что за границей он якобы входил в контакт с белогвардейцами и т. п. В 1927 году на закрытом заседании ЦК КП(б)Б было вынесено решение поставить вопрос об исключении Карского из Академии наук. Карский пытался оппонировать критикам, но его опровержения не печатали. Он подвергался давлению со стороны партийного научного сообщества, а в 1929 году был снят с должность директора Музея антропологии и этнографии.
Восстановиться на прежних позициях Карскому так и не удалось — 29 апреля 1931 года он скончался. Похоронен на Смоленском православном кладбище Ленинграда.
29 декабря 2010 г. в Минске проект «Западная Русь» провел публичную конференцию, посвященную 150-летию Евфимия Карского на которой было принято обращение к властям Минска об увековечивании памяти Евфимия Карского в городе Минске.
13 июля 2012 года на 15 сессии Минского городского Совета депутатов одной из десяти новых улиц Минска присвоено название «Академика Карского».
Публикации на сайте «Западная Русь», посвящённые Евфимию Карскому:
- 21 сентября 2010. Евфимий Фёдорович Карский.
- 22 сентября 2010. Е. Ф. Карский "Белорусы" ( в трех томах)
- 24 сентября 2010. Писатель и архивист Александр Карский рассказал о своём выдающемся прадеде Евфимии Карском .
- 29 декабря 2010 г. в Минске состоялась конференция, посвященная 150-летию Евфимия Карского
- 04 января 2011. Александр Киселев. "Творчество Е.Ф. Карского и проблема белорусского языка в западнорусской традиции".
- 06 января 2011. Проект «Западная Русь» отмечен благодарственной грамотой от Оргкомитета православных выставок Белорусской Православной Церкви.
- 22 марта 2011. Ход дел по увековечиванию имени Евфимия Федоровича Карского в городе Минске.
- 28 марта 2011. Алексей Хотеев. "Взгляды Е.Ф. Карского на белорусский язык и культуру".
- 14 июля 2012. Игорь Зеленковский. В Минске будет улица «Академика Карского»!
- 08 января 2014. Серьгий Лазаренко. "Слово за Евфимия Фёдоровича Карского".
- 18 июня 2014. Иван Панас. "Академик Е.Ф. Карский".
- 21 октября 2014. Итоги работы круглого стола «Актуальность научного наследия Евфимия Карского»
- 30 октября 2014. Об исполнении резолюции, принятой на круглом столе «Актуальность научного наследия Евфимия Карского».
- 07 ноября 2014. Александр Карский. "Разделила братьев Гражданская война…"
- 27 ноября 2014. Ответ Мингорисполкома на коллективное обращение по вопросу об увековечивании памяти академика Карского в городе Минске.
- 12 января 2015. Ответ Издательского Совета Белорусский Экзархат МП на обращение о переиздания трудов академика Карского.
- 07 февраля 2015. Александр Карский. "Е.Ф.Карский – ректор Императорского Варшавского Университета".
- 21 октября 2018. Александр Гронский. "Академик Е.Ф. Карский как идеологический конструкт белорусской национальной мифологии".
- 29 января 2020. Иван Чарота. "Церковная уния в понимании академика Е.Ф.Карского".
16 января – день памяти Дениса Ивановича Зубрицкого (1777-1862)
Зубрицкий – выдающийся галицкий историк, один из первых популяризаторов галицких народных песен. Однако, известен и особой своей ревностью к единообразию русского литературного языка. Отмечая такую его чрезмерную ревность, знаменитый галицкий писатель и ученый Иван Франко называет его заслуженным историком: «Среди галицко-русских писателей выдвигается на первый план Дионисий Зубрицкий, по своим воззрениям и традициям шляхтич-крепостник, приверженец абсолютизма и бюрократического шаблона, впрочем, человек начитанный, заслуженный историк, писавший сначала по-польски («Rys dziejów narodu ruskiego», «Kronika miasta Lwowa», «Badania о drukarniach»), но потом, со времени своего знакомства с Погодиным, сделавшийся проповедником общерусского единства. Вокруг Зубрицкого группируются в 50-х годах все молодые силы галицких русинов»
Из письма Д.Зубрицкого М.Максимовичу: «По моему мнению, народ русский от берегов Тисы и Паннонии до берегов Волги, от берегов Вислы до Русского моря столь строго гонимый и истребляемый и могущественный в Европе, есть народ коренной в этом крае, а не пришелец, и я это по возможности в введении к Истории Червонной Руси изложить старался… Мы в Галиции уже 500 лет под иностранною властию, имя русское во время польского ига было предметом ругательства и поношения, но все напрасно, мы гордились своею назвою и происхождением и остались русскими. Это самое разумеется и о венгерских руссах».
Д.И. Зубрицкий об этнографической границе между русскими и поляками в Галиции
16 января – день памяти епископа Григория Тарковича (1754-1841)
Григорий Таркович – первый епископ Пряшевской епархии (Пряшевская Русь – территория современной восточной Словакии). Как особенно яркий пример проявления угро-русского «москвофильства» знаменитый галицкий писатель и ученый Иван Франко отмечает такие стихи Тарковича: «Русские Музы! С Карпатских снидите гор»… Автор является в них и угро-русским патриотом, и в то же время «общеруссом», - он наряду с венгерским палатином Иосифом и графом Сечени, одинаково прославляет «невскую Нимфу» имп. Екатерину II, смерть коей оплакивает. По его выражению: «Паллас при Неве престол положила», для него Петербург есть центр русской поэзии, и из забытой «Россиянами» Угорской Руси («Карпат Славянов есть истый отец, мати, но разсеянны дети то не ищут знати») он шлет приветствие Сумарокову, с произведениями коего, вероятно, ему удалось познакомиться
(Использовал: В.А. Францев. Из истории борьбы за русский литературный язык в Подкарпатской Руси в половине XIX ст. Прага, 1931)
17 января – день памяти архимандрита Владимира (Ипполита) Терлецкого (1808-1888)
Ипполит Терлецкий, в молодости завзятый враг Российского государства, деятельный подвижник распространения унии на Восток (ему давали аудиенции папа Пий IX и президент Французской республики Луи Наполеон, будущий Наполеон III), один из пионеров идеи об отдельной украинской нации (в его терминологии «руськой», которую он вслед за новой для того времени польской модой считал отдельной от «российской»), написал брошюру Słowо Rusina ku wszej braci szczepu cłowianskiego o rzeczach słowianskich (1849). Там есть такие слова: «Славянские народы имеют чувство расового родства, но в тоже время они сознают и свою индивидуальную самобытность. Соединение всех славян в одну национальность нежелательно, поскольку это означало бы угрозу всему человечеству».
В конце своей яркой и насыщенной жизни он преклонил колени перед своим врагом, попросил прощения у Государя, перешел в Православие и был принят в русское лоно. Он не был ни предателем, ни ветренным человеком. Он был Личностью с большой буквы, им восхищались и посвящали ему свои работы такие достойные ученые, как Иван Франко, Иван Лисяк-Рудницкий, Остап Середа. Прожив более десяти лет в Закарпатье, он напишет в 1874 году работу «Угорская Русь и возрождение сознания народности между русскими в Венгрии», которую закончит следующими словами: «Какую судьбу готовит будущность этой малой, но так храбро отстаивающей свою народность, ветви великого русского народа, предсказать нельзя. Но во всяком случае, она вполне заслуживает сочувствия и поддержки всего русского народа, которому стыдно было бы смотреть равнодушно на этой борьбу на жизнь и смерть одноплеменников своих с враждебным ему элементом мадьярским»
19 января – день памяти Богдана Андреевича Дедицкого (27 января 1827 — 19 января 1909).
Богдан Дедицкий родился в местечке Угневе Рава-Русского уезда в семье сельского униатского священника. Учился он в гимназиях во Львове и Перемышле, затем в Венском университете, где изучал славянскую филологию. Дедицкий сначала был сторонником создания особой, украинской литературы, но после ознакомления с произведениями русских классиков, в т.ч. Н. В. Гоголя, выступал за культурно-языковое сближение с Россией. Под влиянием русского полкового священника, с которым встретился во время венгерского похода русских войск в 1849 г., Б. Дедицкий стал горячим сторонником общерусской идеи. К 1848 году относится первый литературный опыт Дедицкого, когда он попытался сделать поэтический перевод «Слово о полку Игореве». Помимо стихов, Дедицкий писал рассказы и повести, исторические исследования, статьи на различные темы, а также воспоминания. В 1853 году появилась его повесть «Конюший», написанная под влиянием поэзии Пушкина и Лермонтова, а также сборник «Песни русского кобзаря. Известность Б. Дедицкому принесла поэма в трех песнях «Буй-тур Всеволод, князь Курский» (1860). В 1858 году он написал исследование «Народная история Руси». Большое значение имела статья Дедицкого «О неудобстве латинской азбуки в письменности русской» (1859), в которой он выступил против попытки австрийских властей навязать населению Галиции латинский шрифт вместо кириллицы. При поддержке мецената Михаила Качковского в 1861 году Богдан Дедицкий начал издавать газету «Слово». Незадолго до смерти он издал свои личные записки и воспоминания под заглавием «Своежитьевые записки» (1908). «Свое-житьевые записки» Б. Дедицкий написал за год до своей смерти. Они были изданы в Львове, и состояли из двух частей, в которых автор изложил свое видение языковых, общеобразовательных и литературных проблем Галицкой и Малой Руси.
На сайте «Западная Русь» размещены «Свое-житьевые записки».
23 января – День памяти Архиепископа Минского и Бобруйского Михаила (Голубовича) (01. 03. 1848 — 23. 01.1868)
Особенно значимым является вклад Преосвященного Михаила в возвращение униатов в лоно Православия, был одним из видных деятелей по воссоединению униатов с Православной церковью, произошедшему в 1839 году. Он был известен, как активный распространитель Православия, талантливый организатор, страстный деятель просвещения.
Михаил Алексеевич Голубович родился 8 ноября 1803 года в селе Высокое Брестского уезда Гродненской губернии в семье униатского священника. С 1816 по 1823 год учился в Слуцкой гимназии на Гродненщине, затем продолжил учебу в Главной духовной семинарии при Виленском университете. По окончании семинарии в 1828 году получил степень магистра богословия. Тогда же был рукоположен во священника (тоже униатского). В ноябре 1827 года Михаил Голубович назначается инспектором и профессором Литовской духовной семинарии в Жировичах. С 10 февраля 1829 года — доктор богословия канонического права, диссертацию защищал в Виленском Императорском университете. Оставаясь преподавателем догматического богословия и церковной истории в семинарии, он был назначен членом Литовской униатской консистории, а с 1835 года ее вице-председателем. Тогда же был возведен в сан протоиерея. Уже в те годы он активно участвовал в подготовке перехода униатов в Православие, много ездил по приходам.
12 февраля 1839 году в неделю Торжества Православия в Полоцке состоялся собор всех трех униатских епископов, — Иосифа (Семашко), Василия (Лужинского) и Антония (Зубко), — и 21 человек других высших духовных лиц. Собор принял акт из двух пунктов. В первом провозглашалось единство с Православной Церковью и прошение о подчинении Униатской церкви Святейшему Синоду Русской Православной Церкви, во втором соборяне просили императора Николая I содействовать скорейшему присоединению униатов к Православию. К Соборному акту были приложены обязательства 1305 священников и монахов, после принятия акта их количество выросло до 1607.
Под актом Полоцкого собора подписался и протоиерей Михаил и был принят в общение с Православной Церковью. В том же году 27 июня пострижен в монашество, а 29 июня возведен в сан архимандрита Бытенского Петропавловского монастыря, а чуть позже рукоположен во епископа Пинского, викария Литовской епархии. В январе 1840 года он становится епископом Брестским, викарием Литовской епархии.
С 1848 года начинается наиболее значительный период его жизни и церковной деятельности, продолжавшийся в течение 20 лет, когда он возглавлял Минскую епархию. На Минскую кафедру епископ Михаил был назначен 1 марта 1848 года. Предстояло сделать очень много. Состояние Минской епархии было очень сложным, имелось много проблем, главными из которых было положение дел в приходах, присоединенных из унии. Большого внимания требовали и монастыри. Но, несмотря ни на что, как говорил Митрополит Иосиф (Семашко), «преосвященный сумел выполнить долг православного иерарха и в то же время привлечь к себе расположение образованных людей без различия исповедания и национальности. Плодами такого отношения его к людям, кроме приобретения им всеобщей любви, было то, что многие из польских помещиков Минской губернии жертвовали на православные храмы деньги и строительные материалы.»
19 апреля 1853 года он был возведен в сан архиепископа Минского и Бобруйского. Архиепископ Михаил, будучи местным уроженцем и очень образованным человеком, прекрасно разбирался в церковном устроении и многое сделал для укрепления Православия в Минской епархии. Благодаря его усилиям в Минской епархии, в 1860 — е годы было построено около 20 каменных и около 60 деревянных храмов. Он явился инициатором возведения в Минске на Сторожевском кладбище церкви святой равноапостольной Марии Магдалины.
Владыка с особым вниманием относился к развитию просвещения, устройству духовных училищ. Он был первым, кто созвал в 1865 году собрание благочинных своей епархии для обсуждения вопросов религиозного воспитания и нравственности. Его примеру последовали епископы других епархий. Его стараниями были заведены церковные училища в каждом приходе. По отчету самого преосвященного, таких церковно-приходских школ в Минской епархии насчитывалось более пятисот, в которых обучалось 11 тысяч учащихся. С 1868 года начали издаваться «Минские Епархиальные Ведомости» — официальный епархиальный печатный орган. Архиепископ перевел на польский язык «Пространный катехизис» митрополита Филарета.
23 января 1868 года уволен на покой по собственному прошению с пребыванием в Жировицком монастыре. Скончался 6 марта 1881 года.
Также можно ознакомится с отдельными письмами Владыки в опубликованных на сайте «Западная Русь» Записках генерал-майора Мейера о подготовке Польского восстания в Минской губернии в 1862.