Сегодня 1 января 2021 года исполняется 160 лет со дня рождения Евфимия Фёдоровича Карского, выдающегося филолога-слависта, этнографа, фольклориста, палеографа, основоположника белорусской филологии и языкознания.
Перу Евфимия Карского принадлежит более 700 работ по славистике, белорусистике, русистике. В 1903 году Карский предпринял этнографическую экспедицию по Белоруссии, по итогам которой был издан первый том главного труда учёного — полномасштабной научной работы «Белорусы», заслужившей впоследствии название «энциклопедии белорусоведения».
Евфимий Карский является одним из классиков историко-философской школы западнорусизма, утверждающей, что белорусы являются самобытной, но неотъемлемой частью русского народа. Жизнь и творчество Карского пришлась на переломный период истории России и Белоруссии. Он был участником и почетным председателем Первого Всебелорусского съезда, проходившего в Минске с 5 по 18 декабря 1917 года (съезд работу не завершил, так как был разогнан большевиками).
Октябрьский переворот трагически отразился и на его судьбе, и на его творчестве. Он был оболган большевиками и его труды незаслуженно забыты на долгие десятилетия.
В 2021 году двойной юбилей Евфимия Карского – 29 апреля исполняется 90 лет со дня его смерти (1931 г.), поэтому в этом году, впрочем как и во все предыдущие, мы еще не раз обратимся к памяти выдающегося белоруса.
Проект «Западная Русь много уделял внимания увековечиванию памяти Евфимия Карского и пропаганде его трудов. В частности, в результате проведенных публичных чтений, конференций, и обращения к властям, одна из улиц города Минска получила название Академика Карского. Сейчас к юбилею Карского мы готовим публикацию ранее малоизвестной его статьи, написанной им на немецком языке и опубликованной в 20-х годах в Германии. Статья появится на сайте «Западная Русь» в ближайшие дни.
Ниже приводим перечень основных материалов на сайте «Западная Русь», посвященных академику Евфимию Фёдоровичу Карскому.
- 29 декабря 2010 г. в Минске проект «Западная Русь» провел публичную конференцию, посвященную 150-летию Евфимия Карского, на которой было принято обращение к властям города Минска об увековечивании памяти Евфимия Карского.
- 13 июля 2012 года на 15 сессии Минского городского Совета депутатов одной из десяти новых улиц Минска присвоено название «Академика Карского».
Публикации на сайте «Западная Русь», посвящённые Евфимию Карскому:
- 21 сентября 2010. Евфимий Фёдорович Карский.
- 22 сентября 2010. Е. Ф. Карский "Белорусы" ( в трех томах)
- 24 сентября 2010. Писатель и архивист Александр Карский рассказал о своём выдающемся прадеде Евфимии Карском .
- 29 декабря 2010 г. в Минске состоялась конференция, посвященная 150-летию Евфимия Карского
- 04 января 2011. Александр Киселев. "Творчество Е.Ф. Карского и проблема белорусского языка в западнорусской традиции".
- 06 января 2011. Проект «Западная Русь» отмечен благодарственной грамотой от Оргкомитета православных выставок Белорусской Православной Церкви.
- 22 марта 2011. Ход дел по увековечиванию имени Евфимия Федоровича Карского в городе Минске.
- 28 марта 2011. Алексей Хотеев. "Взгляды Е.Ф. Карского на белорусский язык и культуру".
- 14 июля 2012. Игорь Зеленковский. В Минске будет улица «Академика Карского»!
- 08 января 2014. Серьгий Лазаренко. "Слово за Евфимия Фёдоровича Карского".
- 18 июня 2014. Иван Панас. "Академик Е.Ф. Карский".
- 21 октября 2014. Итоги работы круглого стола «Актуальность научного наследия Евфимия Карского»
- 30 октября 2014. Об исполнении резолюции, принятой на круглом столе «Актуальность научного наследия Евфимия Карского».
- 07 ноября 2014. Александр Карский. "Разделила братьев Гражданская война…"
- 27 ноября 2014. Ответ Мингорисполкома на коллективное обращение по вопросу об увековечивании памяти академика Карского в городе Минске.
- 12 января 2015. Ответ Издательского Совета Белорусский Экзархат МП на обращение о переиздания трудов академика Карского.
- 07 февраля 2015. Александр Карский. "Е.Ф.Карский – ректор Императорского Варшавского Университета".
- 21 октября 2018. Александр Гронский. "Академик Е.Ф. Карский как идеологический конструкт белорусской национальной мифологии".
- 29 января 2020. Иван Чарота. "Церковная уния в понимании академика Е.Ф.Карского".
***
Евфимий Карский родился 20 декабря 1860 года (1 января 1861) в селе Лаша Гродненского уезда Гродненской губернии. Отцом его был дьячок местной церкви Фёдор Новицкий, а матерью — девушка из причетнической семьи Карских. Под её фамилией и был записан ребёнок, так как он родился без официально зарегистрированного брака (Фёдор Новицкий на тот момент ещё не достиг 18 лет — минимального брачного возраста в большинстве губерний Российский империи). Начальное образование Ефим Карский получил в приходском училище села Ятра, в церкви которого на тот момент служил его отец. В августе 1871 года по инициативе отца Евфимий (под отцовской фамилией, Новицкий) поступил в Минскую духовную семинарию. По окончании семинарии он поступил (уже под фамилией Карский, записанной в метриках) в Нежинский историко-филологический институт, где изучал славяно-русскую филологию под руководством профессора Р. Ф. Брандта.
Окончив институт в 1885 году Карский начал преподавать во 2-ой Виленской гимназии. В это время он начал собирать этнографический материал, в этом ему помогали родители, и печататься в научных журналах. В 1877 году Евфимий Карский женился на дочери священника Софье Николаевне Сцепуржинской. В гимназии он проработал до 1893 года, в котором его зачислили преподавателем русского языка в Варшавский университет, а через год назначили экстраординарным профессором на кафедру русского и церковнославянского языков. В 1901 году он был избран членом-корреспондентом Императорской Российской Академии наук. В 1902 году Карский стал деканом историко-филологического факультета. В 1903 году Карский предпринял этнографическую экспедицию по Белоруссии, в ходе которой было собрано немало материала для исследований, и по итогам которой был издан первый том главного труда учёного — полномасштабной научной работы «Белорусы», заслужившей впоследствии название «энциклопедии белорусоведения». В 1905 году Карский стал ректором Варшавского университета. Должность ректора Карский занимал до 1910 года. Также с 1905 по 1917 год он был главным редактором журнала «Русский филологический вестник». В 1916 году его избрали действительным членом Академии наук.
Помимо фундаментальной книги «Белорусы» большое значение имеют труды Карского по истории русского языка, славянской палеографии—«Славянская кирилловская палеография» и др., а также его деятельность по изданию древних памятников. Им были изданы многие древнейшие памятники с их палеографическим и лингвистическим анализом: «Листки Ундольского», «Лаврентьевская летопись», «Русская правда» и др.
Из важнейших трудов Карского можно еще назвать: «К истории звуков и форм белорусской речи» (Варшава, 1893; магистерская диссертация); «К вопросу о разработке старого западно-русского наречия» (Вильно, 1893); «Два памятника старого западно-русского наречия: лютеранский катехизис 1562 г. и католический катехизис 1585 г.» («Журнал Министерства народного просвещения», 1893, август); «О языке так называемых литовских летописей» (Варшава, 1894); «Западнорусские переводы Псалтири в XV-XVII веках» (Варшава, 1896); «Из лекций по славянской Кирилловской палеографии» (Варшава, 1897); «Западно-русское сказание о Сивилле пророчице по рукописи XVI века» (Варшава, 1898); «Русская диалектология»; «Наблюдения в области синтаксиса Лаврентьевского списка летописи».
В 1917 году Карский стал профессором Петроградского университета. С 1920 года он редактировал «Известия Отделения русского языка и словесности Российской Академии наук». В 1922 году стал действительным членом Института белорусской культуры (теперь Национальная академия наук Белоруссии), а в 1929 году — членом Чешской Академии наук. Также работал директором Музея антропологии и этнографии.
При советской власти Карский не единожды терпел невзгоды из-за своих убеждений. Так, уже в 1919 году он снят с должности профессора в Минском педагогическом институте, как человек с неблагополучной «политической физиономией», в этом же году он подвергся аресту. Взгляды учёного раздражали как большевиков, так и белорусских националистов, так как он не считал белорусов отдельной национальностью, а рассматривал белорусскую народность как часть единого русского народа, наряду с великоруссами и малоруссами, а белорусскую речь как наречие общерусского языка. Он также скептически относился к насильственной белорусизации, проводимой советской властью. Всё это привело к ухудшению положения Евфимия Фёдоровича в советской науке. По возвращении Карского из научной командировки 1926 года, совершённой им в славянские земли, в прессе была развязана кампания по его шельмованию. Появились статьи, в которых Карский назывался «черносотенцем», «шовинистом», «осколком царского режима», в вину ему ставилось то, что он в своём отчёте о командировке назвал Львов «старым русским городом», отмечал лучшую благоустроенность Западной Белоруссии (находившейся под властью Польши) по сравнению с Советской Белоруссией, то, что за границей он якобы входил в контакт с белогвардейцами и т. п. В 1927 году на закрытом заседании ЦК КП(б)Б было вынесено решение поставить вопрос об исключении Карского из Академии наук. Карский пытался оппонировать критикам, но его опровержения не печатали. Он подвергался давлению со стороны партийного научного сообщества, а в 1929 году был снят с должность директора Музея антропологии и этнографии.
Восстановиться на прежних позициях Карскому так и не удалось — 29 апреля 1931 года он скончался. Похоронен на Смоленском православном кладбище Ленинграда.