| Первая часть | Вторая часть | Третья часть |
Конференция «Западнорусизм: прошлое и настоящее», состоявшаяся 18 апреля 2012 года, проходила в форме дискуссии и обсуждения ранее опубликованных докладов. В ней приняли участие историки, философы, филологи, политологи, писатели и публицисты из Белоруссии, России и Украины. Связь с другими городами поддерживалась посредством видеосвязи по интернету. Работа была насыщенной и продолжалась с 17.00 до 20.30.
Поскольку эта первая подобная конференция, то был поднят большой круг вопросов. Участники не ставили перед собой задачи дать на всё исчерпывающие ответы. Важно было обозначить гуманитарные проблемы, стоящие перед белорусским обществом, определить место западнорусизма в их решении и наметить программу для следующих рабочих встреч по более узким темам. Поскольку полностью невозможно изложить три с половиной часа дискуссии, то в нескольких публикациях будут размещены краткие тезисы выступлений участников, а также некоторые видео фрагменты.
Устроители конференции выражают благодарность издательству Белорусского экзархата Московского патриархата и лично его исполнительному директору Владимиру Всеволодовичу Грозову, за предоставленное помещение в Доме православной книги и всемерную поддержку.
Конференция проходила в следующем формате: ведущий Игорь Зеленковский задавал каждому по очереди вопросы, при этом остальные участники тоже подключались, высказывая собственное мнение по обозначенной теме.
Лев Естафьевич Криштапович
Доктор философских наук, профессор.
И. Ф. Зеленковский :
Лев Естафьевич, Вы относитесь к поколению белорусских ученых, которые сформировались в лоне советской историко-философской школы, участвовали в формировании идеологии уже независимой Беларуси. Но в отличие от многих Вы, как и Игорь Оржеховский, Яков Трещенок, Валерий Черепица и Валентина Теплова, много сделали для возрождения учения западнорусизма. Ваши работы создали тот мостик, который соединяет лучшее из советской и еще дореволюционной исторической и философской школы с современностью, обеспечив тем самым преемственность поколений.
Скажите, пожалуйста, каким Вы видите потенциал западнорусизма в его уже современном звучании в формировании белорусской идеологии?
Л.Е. Криштапович:
На мой взгляд, главный недостаток современных исследователей западнорусизма заключается в том, что они стремятся развести идеологию западнорусизма и идеологию советского периода по разные стороны исторического развития как Беларуси, так и России. На самом же деле, всегда существовала глубокая смысловая связь между идеологией западнорусизма и советской идеологией. Это выражалось и в концепции формирования белорусов, русских, украинцев на базе единой древнерусской народности. Это выражалось и в преемственности государственного развития наших народов от Киевской Руси к СССР, где принцип союзности (единства) лежал в основе государственного строительства русского, белорусского и украинского народов. Таким образом, западнорусизм органично вплетается в ткань идеологии белорусского государства, когда советский период занимает в ней ключевой место как идеология общерусского единства, вне которой немыслимо современное развитие Беларуси, России и Украины. Как известно, прошлое, в том числе и советское, не подвергается абстрактному отрицанию, а снимается, и, следовательно, вместе с тем сохраняется.
Также хочу дать ответ на один из вопросов под моей статьей на сайте.
Вопрос: Люди справедливо боятся российской олигархии, бандитов. Европейские бизнесмены хотя бы налоги платят, в РФ сплошная коррупция, тоже самое и на Украине, да и в Белоруссии тоже.
Люди боятся российских олигархов. Стоит ли тогда объединяться с Россией? В том-то и проблема, что объединение наших народов и стран как раз и будет вести к очищению русской цивилизации от олигархизма. Прекрасно понимая действительный тренд интеграции, именно олигархи и являются главными противниками белорусско-российского объединения и всей интеграции на постсоветском пространстве. Надо уметь видеть это и не попадаться на демагогию как олигархов, которые якобы защищают интересы России, так и местных дезинтеграторов, которые якобы радеют о независимости и суверенитете Беларуси.
Кирилл Александрович Фролов
Заведующий отдела Украины Института Стран СНГ,
глава Ассоциации православных экспертов.
И. Ф. Зеленковский:
Кирилл Александрович, Вы глубоко проработали учение западнорусизма, написали по этому вопросу множество статей. Вы также являетесь одним из лидеров движения православных мирян за духовное возрождение. Кроме того, возглавляя отдел Украины в институте СНГ, Вы знаете процессы, происходящие в белорусском и украинском обществе. В связи с этим хочу задать Вам вопрос:
Западнорусимз был не только белорусским научно-общественным движением, но и малороссийским. Западнорусизм основан на идеи борьбы за сою православную веру. Все западнорусисты 19 и начала 20 веков вышли из среды священников. Как Вам видится, возможно ли сегодня более активное участие Церкви и, в частности, Патриархии в возрождении западнорусизма, который может способствовать новому воссоединению трех частей русского народа?
К.А. Фролов:
Безусловно. Ведь отстаиваемая Святейшим Патриархом Кириллом концепция "русского мира", очевидно, предполагает развитие историчной, правильной концепции западнорусизма. Я являются сторонником канонизации равноапостольного митрополита Иосифа (Семашко), вернувшего Западную Русь к Православию. Необходима популяризация наследия великого идеолога западнорусизма Михаила Осиповича Кояловича, он же был еще и великим православным миссионером, профессором Санкт - Петербургской духовной академии, повернувшим западнорусскую интеллигенцию к Православию и осознанию общерусского единства. Поэтому считаю важным внести в результативный документ (а такой документ необходим) нашей конференции требование о скорейшем массовом переиздании классиков западнорусизма, в первую очередь "Лекций по истории Западной России" Кояловича. Эта книга должна стать настольной для тех в Минске и Москве, кто занимается взаимоотношениями Москвы и Минска, эта книга ставит во главу угла вопрос воссоединения Западной и Восточной Руси и знаменем этого воссоединения является Святейший Патриарх Кирилл, который четко и ясно сказал, что тот, кто посягнет на священный Союз Белоруссии и России, тот ответит и на Страшном Суде, и в этой земной жизни. Поэтому мы просим Святейшего как можно чаще посещать Белоруссию и к его следующему пастырскому визиту наименовать одну из улиц Минска улицей Кояловича. Мы также заявлением о намерении сделать конференции западнорусистов регулярными.
Владислав Александрович Гулевич
Член Союза журналистов Украины, аналитик
информационно-аналитического еженедельника "Час пик".
И.Ф. Зеленковский:
Владислав Александрович, каковы перспективы возрождения западнорусизма на Украине и какие внешнеполитические факторы могут воспрепятствовать этому процессу?
В.А. Гулевич:
Направление движения государства зависит от внешнеполитических предпочтений элит. Поскольку украинская власть объявила своим приоритетом евроинтеграцию, говорить о возрождении западнорусской идеи на Украине не приходится, ибо это противоречило бы официальному курсу – в Европу. Несмотря на то, что на Западной Украине в XVIII-XIX в. существовало мощное карпато-русское движение, а в восточной и центральной части существовали крупные организации русофильской направленности, сегодня Киев проводит политику жёсткой украинизации, отсутствует система русскоязычного школьного и дошкольного образования.
На Украине с западнорусизмом дело обстоит хуже, чем в Белоруссии. Но показательно, что новый импульс западнорусской идеи исходит из Белоруссии, а не из России. Это заставит колеблющихся засомневаться в тезисах украиноцентричной пропаганды о том, что западнорусизм – это очередной идеологический проект Москвы, ею задуманный, ею поставленный и ею оплаченный.
Любовь Викторовна Левшун
Кандидат филологических наук, доцент кафедры основного
богословия и истории церкви Теологического института БГУ.
И.Ф. Зеленковский:
Любовь Викторовна, в своих работах Вы говорите, что уния вызвала кризис древнерусской культуры Белой Руси. Вы говорите о своеобразии белорусской культуры, сложившейся в период вхождения белорусских земель в ВКЛ, которая стала возрождаться в 19 веке благодаря западнорусистам. Вы часто говорите о том, что белорусская культура синтетическая и у нее много источников. Какая, по Вашему мнению, может быть сегодня роль западнорусской школы в формировании идеологии белорусского государства?
Л. В. Левшун:
В Белоруссии на пограничье - культурном и цивилизационном пограничье - возникло несколько типов идеологий, это было неизбежно. И все из них имеют право на существование. Одна из них - наиболее древняя, самая глубокая идеология - западнорусизм. Другая идеология, пришедшая с Запада, забрала у нас элиту, часть культуры и сформировала другую идеологию - западноевропейскую. Западнорусисты мыслили себя как часть русского народа, православного народа, а их оппоненты мыслили себя как часть западноевропейской культуры.
Думается (разумеется, я могу ошибаться), что идеология как концепт ассоциируется (особенно в профанном сознании) с партийностью или, по меньшей мере, с классовостью; именно поэтому я считаю, что в отношении к западнорусизму не следует произносить это слово – идеология. Западнорусизм, на мой взгляд, именно мировоззрение или даже мироощущение, именно чувство (даже если оно никак не рефлексируется его «обладателем») своей кровной приобщенности к Руси (не России, потому что Россия и сама является лишь частью Руси), к ее многовековой культуре, но прежде всего, на мой взгляд, к Православию, ибо оно на восточнославянских землях – основа «русскости». Причем Православие не в смысле безусловного одобрения всех действий и взглядов церковной администрации, а в исконном, «чистом» смысле – как безусловное доверие Богу, как стояние перед Богом в каждом своем поступке (что, разумеется, не отрицает канонического подчинения администрации в пределах, указанных в правилах Святых Отцов и постановлениях Соборов). Если эту основу «выдернуть» из-под западнорусизма, останется политика, которая, убеждена, в несколько лет замарает и погубит идеи и идеалы западнорусизма…
Думаю, что политика меньше всего должна здесь участвовать; в частности, из ощущения себя частью «Русского мира» не должно обязательно (но лишь имеет право «в порядке личной инициативы») следовать желание политического объединения с Россией, потому что эти вещи, на мой взгляд, совершенно разные, как разнятся духовное бытие и материальное (Так, Святая Земля свята для всех христиан, и нет христианина, который бы не мечтал посетить ее и прикоснуться к ее святыням, но никто не отождествляет любовь к Святой Земле с политическим объединением с Израилем)…
Если угодно, западнорусизм – тип патриотизма, но патриотизма христианского, для которого «нет ни эллина, ни иудея», а есть единый «Дом», который любишь и защищаешь, потому что он – твое ВСЕ, и если его разрушат, то «негде будет главу приклонить». Можно быть русской и не желать объединения с Россией.
Протоиерей Александр Романчук
Кандидат богословия (Гродно)
И. Ф.Зеленковский:
Отец Александр, Вы много работаете над вопросом канонизации нашего белорусского и можно сказать украинского пророка митрополита Иосифа Семашко. Что, по Вашему мнению, даст для современной Белоруссии и Украины канонизация Иосифа Семашко?
А. Романчук:
Для начала позволю себе не согласился с некоторыми тезисами, озвученными Любовью Викторовной Левшун, отметив безосновательность суждений о наличии в XIX веке некоего идейного течения "тутэйшасци" наряду с западнорусизмом и польско-католической традицией. По моему мнению, именно радикальный водораздел между ощущавшими себя частью Русской цивилизации белорусами - с одной стороны, и ощущавшими себя частью западной культуры шляхтичами (подвергшимся полонизации местным привилегированным сословием) - с другой стороны, предопределил успех церковной унии, в результате которой греко-католики ("униаты") воссоединились с Православной церковью (РПЦ). Если бы не было такого жесткого размежевания, то церковная уния XIX века, осуществлённая при предводительстве греко-католического митрополита Иосифа Семашко (в дальнейшем - православного митрополита Виленского) не была бы столь массовой, успешной и не прошла бы в столь короткие сроки.
Фрагмент выступления протоиерея Александра Романчука.
Сергей Алексеевич Шиптенко
Главный редактор научного журнала "Новая экономика" (г.Минск)
И. Ф.Зеленковский:
Сергей Алексеевич, как Вы считаете, сможет ли западноорусизм оказать влияние на формирование белорусской идеологии, и при развитии интеграционных процессов в рамках Евразийского союза имеет ли он шансы стать идейной основой культурной политики в Белоруссии?
С. А. Шиптенко:
Я не во всем согласен с Любовью Викторовной Левшун. У западнорусизма есть очевидные признаки идеологии. Идеологию можно определить как систему идей, взглядов и представлений о целях развития общества и путях достижения этих целей. Идеология является формой социально-группового мышления, если угодно – классового сознания. Разве западнорусизм не соответствует этим критериям? С помощью идеологии большие группы людей, но также и отдельные люди осознают и формулируют свои интересы, декларируют их в идеологии. Почему-то считается, что идеология – это научная система, основанная на научных изысканиях, рациональных выводах. На самом деле идеология – это не наука. В идеологии, помимо рациональных доводов, достаточно много иррационального, если угодно – психологического, от эстетики, даже из области верований. В идеологии как таковой, как в феномене, достаточно много иррационального, даже из области верований. Поэтому идеология, наверное, даже ближе к религиозному, чем научному, ближе к религии, области веры. Западнорусизм – феномен евразийской интеграции. Западнорусизм будет способствовать объединению евразийского пространства. Западнорусизм исходит из понимания того, что лимитрофы нежизнеспособны. Опыт Молдавии со всей очевидностью свидетельствует об этом, да и не только Молдавии – почти всех постсоветских образований. Западнорусизм исходит из того, что объединение сил необходимо, необходима концентрация оставшихся скудных ресурсов, раздробленного потенциала. Белоруссия, Россия, Казахстан и Украина – объединившись, эти страны образуют самодостаточный организм, который сможет успешно развиваться, «расправить крылья», отстаивать свои интересы.
Сергей Иванович Лунев
Редактор украинского портала «Руська Правда».
И. Ф.Зеленковский:
Сергей Иванович, я повторю Вам вопрос, который задал Гулевичу. Вы живете в Киеве. Не считаете ли Вы, что именно западнорусизм может быть противоядием "украинству", и какие к этому есть предпосылки в украинских реалиях.
С. И. Лунев:
Идеи "украинства" себя исчерпали и откровенно неинтересны украинскому обществу. Но и о западнорусизме на Украине мало что известно.
При устремлении на евроинтеграцию о западнорусизме на Украине пока что говорить не приходится. Хотя в XVIII-XIX веках на Украине было достаточно мощное карпато-русское движение. Очень важно, что с почином дискуссии о западнорусизме выступили белорусские интеллектуалы, и украинским националистам будет сложно обвинить Россию в инспирировании некоего антиукраинского заговора из Москвы.
"Украинцы" не могут быть частью Русского мира, т.к. "украинство" - это антирусский проект, это "антимир". Украинские власти - любые - будут всячески препятствовать русской идее, западнорусской идее на Украине, усматривая в них угрозу. У нас в Киеве – матери городов русских уже нет русских людей. Русское движение на Украине возродится тогда, когда возродится Россия, когда в России будет всё хорошо, когда Россия будет притягательная, когда Россия будет демонстрировать позитивный пример. "Украинство" себя дискредитировало, здесь не так уж много сторонников "украинства", но люди не обратятся в сторону России до тех пор, пока Россия не станет притягательным центром силы. Надо начинать с возрождения рускости России. У нас нет ни одного русского детского садика, но есть вьетнамские - в Харькове, например, для вьетнамских мигрантов. Но детский сад с русским языком - это что-то невозможное. У нас нет ни одной полностью русскоязычной школы. Т.е. надо представлять масштаб украинизации здесь. Власти палец о палец не ударят для того, чтобы здесь появилось хоть какое-то подобие возрождения западнорусских идей.
Олег Борисович Неменский
Старший научный сотрудник РИСИ, н. сотрудник Ин-та славяноведения РАН.
И. Ф.Зеленковский:
Олег Борисович. Вы широко известны как историк, поставивший на обсуждение понятие "Русской земли", сделавший первым в современной политологии шаг к возрождению учения о панрусизме. Вы сформулировали, на мой взгляд, замечательную мысль, что русская нация еще находится в стадии формирования, и в этом процессе равноправно могут принять участие все три ее ветви. Так же Вы много уделяете внимания вопросу "украинства". Но и в самой России тоже существует «украинство» как форма сепаратизма. Это и сибирские сепаратисты, и некоторые тенденции к созданию "Казакии". Как вам видится - возможно ли противостоять сепаратизму в самой России, используя школу западнорусизма.
О. Б. Неменский:
Я готов согласиться с рядом утверждений Лунёва, что на Украине сейчас нет альтернативной идеологии, за которой стоит проект целой страны, проект будущего, альтернативный украинскому национализму. Сильной идеологии украинского национализма противостоит слабая идея "пророссийскости", за которой ничего нет, которая не представляет собой идеологии.
На Украине огромное количество славян с порушенной русской идентичностью. Негатив к идеям "украинства" достаточно чётко проявляется у жителей юго-восточной и даже центральной Украины, но у них, пока что, нет какой-либо альтернативной идеологии. Для Белоруссии западнорусизм является "альтернативной идеологией". Поэтому ситуация в Белоруссии лучше украинской.
Действительно в идеях "казакии", "сибирства" и "украинства"есть много общего. Они получают развитие в России как формы сепаратизма из-за отсутствия разработанной конструктивной общерусской идеи. Западнорусизм содержит утверждение своей русскости, чего нет во многих идейных концепциях, претендующих на статус идеологии русского национализма или "российского национализма".
На Украине как вариант западнорусизма возможно предложить обществу новый "малоросский проект". В последние годы заметным феноменом стало развитие "новороссийской идеологии", имеющей возможность стать альтернативной идеологией для Украины. Уверен, что местный патриотизм на Украине ещё возьмёт верх.
Западнорусизм - многообещающий проект, но крайне важно отделять «русскость» от «пророссийскости». Белорусам важно самостоятельно утверждать своё русское начало и не давать поводов для лишней критики. Нам в России запрещают говорить о том, что белорусы и украинцы - это тоже русские, утверждается, что в этом есть некий "московский империализм". Для объединения усилий на уровне общественных инициатив Белоруссии, Украины и России предлагаю построить новую идеологию - панрусизм.
Фрагмент выступления Сергея Ивановича Лунева, (редактора портала «Руська Правда», Киев) и
Олега Борисовича Неменского (Старший научный сотрудник РИСИ, н. сотрудник Ин-та славяноведения РАН , Москва)
| Первая часть | Вторая часть | Третья часть |