В Минске впервые за полтора века состоялась Международная научная конференция, посвященная личности графа Михаила Николаевича Муравьева-Виленского. Она была организована в белорусской столице братством в честь Архистратига Божия Михаила при информационной поддержке проекта "Западная Русь" в рамках Свято-Михайловских чтений. Восточноевропейское бюро православного телеканала "СОЮЗ" в Минске подготовило репортаж о прошедшем мероприятии.
Полтора века назад на территории нынешней Польши, Литвы и Беларуси – тогда называемых Царством Польским и Северо-Западным краем Российской империи - происходили события, герои которых до сих пор получают диаметрально противоположные оценки.
В этот раз участники Минских Свято-Михайловских чтений, светские и церковные историки, богословы, пытались найти ответ на вопросы: был ли вешателем и палачом граф Муравьев-Виленский и являлись ли героями белорусского или польского народа Калиновский и другие участники польского восстания?
Либеральные масс-медиа уже успели по итогам конференции выдать материалы, в которых обвинили ее участников в апологии кровожадного деятеля "русского мира" образца середины XIX века. Якобы на совести графа Муравьева от 2.5 до 9.5 тысяч смертных приговоров участникам восстания. Что же, если врать – то врать безбожно.
Олег Рудольфович Айрапетов, кандидат исторических наук, доцент МГУ (Россия):"Конечно, Муравьев предавал казни мятежников, но, прежде всего, уличенных в убийстве, это самая большая категория. Всего за время мятежа, с января 1863 по декабрь 1864 года, было казнено 128 человек, из них Муравьев лично конфирмировал 68 смертных приговоров. Следует отметить (все познается в сравнении), что за это же время мятежники предали смерти самым разным способом, повешением и т.д., включая женщин и детей, 981 человека".
Таким образом, количество казненных повстанцами мирных жителей (в основном белорусского происхождения) превысило в 7.5 раз количество казненных по приговору российских властей (не только Муравьевым) мятежников.
Один из трагических моментов восстания – казни священнослужителей с обеих сторон. Польский костел, экономически, идеологически, оружием поддержавший восстание на первых порах, был остановлен весьма резкими мерами графа Муравьева, а именно смертными приговорами в отношении ксендзов. Против них активно выступал православный митрополит Иосиф (Семашко), инициатор Полоцкого собора 1839 года, вдохновитель возвращения униатов Белой Руси в Православие. Владыка Иосиф был против смертных приговоров, несмотря на то, что мятежники под руководством Калиновского и его сподвижники казнили православных священно- и церковнослужителей и их семьи. Причем пострадали не приезжие из российской глубинки пастыри, а местные – белорусы. Как, собственно, белорусского происхождения было и большинство из тысячи казненных мятежниками людей.
И все же за участие в мятеже самой распространенной мерой наказания явилась не казнь, а высылка из Северо-Западного края (12 тысяч мятежников), чуть меньше участников мятежа было помиловано (9 тысяч повстанцев). Если сравнивать с подавлением других восстаний тех времен – в Ирландии и во Франции – Российская империя действовала руками генерал-губернатора Муравьева чрезвычайно мягко. Тем не менее, благодаря польской шляхте и российским либералам того времени на графа Муравьева навесили ярлык палача, вешателя.
Александр Юрьевич Бендин, доктор исторических наук, профессор Института теологии БГУ (Беларусь): "Этот миф о Муравьеве-вешателе не имеет под собой ни малейшей исторической почвы. Имя вешателей как раз нужно распространить на польских повстанцев, которые действовали в Северо-Западном крае. Так как это пропаганда в данном случае, когда с больной головы на здоровую навешивают тяжкие грехи политического террора".
Виктор Сергеевич Каменков, Председатель православного братства Архистратига Михаила, Председатель Белорусского республиканского союза юристов: "Наша молодежь, к сожалению, которая читает только интернет, убеждена что Муравьев – вешатель, палач. Причем палач белорусского народа. Здесь выясняется, со слов специалистов, что все наоборот. Как раз он спасал белорусских крестьян, белорусских священников. Наказывал тех, кто пытался нас заполонить".
После усмирения польского мятежа Муравьев провел ряд успешных реформ. Главным бенефициаром, выгодополучателем земельной и налоговой стало белорусское крестьянство. Местная администрация потеряла свой исключительно польский характер, началась подготовка местных управленческих кадров белорусского происхождения. Настоящая революция произошла в сфере образования – было открыто почти 400 народных училищ с преподаванием на русском языке, ранее образование было доступно только для элит и только с преподаванием на польском. Развитие получила церковная жизнь – с поддержкой графа Муравьева было построено 98 новых храмов, приводились в надлежащий вид старые.
Виктор Сергеевич Каменков, Председатель православного братства Архистратига Михаила, Председатель Белорусского республиканского союза юристов: "Те события, которые происходили, показали, что граф Муравьев поступил радикально, решительно, но спас Православие на нашей нынешней территории, современной. Если бы он так не поступил, мы бы, возможно, не имели того, что имеем сегодня - ни государственности, ни Православия. Не известно, что бы было".
В целом, если в памяти польской шляхты Муравьев остался как палач, в народной памяти, стертой в советское время, граф Михаил Муравьев-Виленский остался как талантливый преобразователь, освободивший белорусские земли от польского влияния.
И кто знает, если бы не реформы Муравьева, где бы проходила польская граница после 1921 года? Скорее всего, "kresy wschodnie" заканчивались бы на Днепре, а не в Ракове в 40 км от Минска. А белорусы по-прежнему именовали бы себя "тутэйшыми".
Артем Махакеев
Восточноевропейское бюро православного телеканала "СОЮЗ", Минск, Беларусь
Православный информационный портал Собор.by
По теме прошедшей конференции на нашем сайте смотрите также:
- Лития "по болярину Михаилу" - графу Михаилу Муравьеву -Виленскому
- Репортаж с конференции и ее программа
- Все материалы конференции, посвященной памяти М.Н. Муравьева-Виленского