М.О. Коялович и православная историческая школа Белоруссии

 

Культура Белоруссии конца XVIII-начала XX вв. создала феномен, который составляет одну из наиболее ярких её страниц. Это -- Православная историческая школа. Появление и развитие ее стало возможным вследствие подъема Православия на той части территории бывшей Речи Посполитой, которая вошла в состав Российской империи.

Пророки и лжепророки Западной Руси

Новогрудок. Церковь Святого НиколаяПредставляем Вашему вниманию известную статью Кирила Фролова - как пример современного осмысления наследия западнорусизма.
Редакция

Когда говорят о пользе российско-белорусского союза, справедливо отмечают его взаимные экономические и геополитические выгоды. Это, конечно, важно и правильно. Но следует знать и помнить, что самое главное в нашем Союзе - это воссоединение единого Русского народа. Воссоединение разделенного народа именуется в политическом лексиконе "ирредентой". Ближайший прецедент "ирреденты" - недавнее воссоединение Западной и Восточной Германии.

Оршанская битва 1514 года: военно-исторический аспект

Битва Великого княжества Литовского с Московией, 1514. Иаков Писо

 Одним из наиболее раскручиваемых с начала 1990-х гг. в Республике Беларусь мифов т.н. «национального возрождения», является миф об Оршанской битве 1514 г. По сути дела, это один из краеугольных камней того явления, которое именуют белорусским национализмом. В определенной мере с этим можно согласиться. Недаром европейские мыслители еще позапрошлого века утверждали, что «патриотизм – это любовь к своим, а национализм – ненависть к чужим». Наиболее «накаленным» сторонникам «незалежнасцi» очень хотелось чтобы подобного сорта «националистами» стало как можно больше белорусов. Тем более что чужим для «тутэйшых» националистов стал русский народ.

Попытка конструирования белорусской национальной героики в начале ХХ в.

Работы, посвящённые проблемам становления белорусского самосознания, конструирования/создания белорусской нации, тяготения белорусов к общерусскому контексту (западнорусизм) и допускающие какую-либо критику принятой концепции истории довольно редки в белорусской печати. С другой стороны пристальное рассмотрение этого вопроса крайне необходимо современному белорусскому обществу.

Пора расставлять точки на “i”

Присяга Тадеуша Костюшко на краковском рынке 24 марта 1794 г. Худ. Михал Стахович. 1804Хочется начать с одной древней легенды. В очень далекие времена семь братьев однажды заспорили о том, что такое правда. Не придя к согласию, сели на коней и поехали искать ее. Долго ездили по белу свету, с разных сторон к ней подъехали, но все-таки увидели ее – правду. Однако когда возвратились домой и стали рассказывать, то оказалось, что все семеро говорят о правде разное. Тогда они снова заспорили, а затем выхватили мечи и стали рубить друг друга до смерти. Умирая, каждый завещал своим детям бороться за ту правду, которую он видел собственными глазами.

Князь Острожский и Брестский церковный Собор

Средневековый Брест«...достойное созидается достойными и честное совершается честными» (Из письма князя К.К. Острожского епископу Владимирскому Ипатию Потею).

 В память Константина Константиновича Острожского, определяем роль, которую в проведении православного Собора 1596 года сыграл человек, явившейся «зеркалом своей эпохи, отразившей ее во всей полноте и сложности».

Религиозная ситуация на территории Белоруссии и органы охраны правопорядка во второй четверти XIX – начале ХХ в.

После вхождения в состав Российской империи Белоруссия оказалась регионом, в котором компактно проживало достаточно большое число католического населения. Кроме того, на этой территории располагались достаточно сильные старообрядческие общины. Ни к тем, ни к другим российские власти не имели полного доверия. Хотя старообрядцы оказались достаточно лояльны имперским властям, поэтому с течением времени правительство стало рассматривать их как религиозную группу, на которую можно опираться в своей деятельности.