Публикуем текст приветственного выступления Юлиана Яворского в 1929 году в Праге по случаю семидесятилетнего юбилея карпато-русского писателя и общественного деятеля Eвмeния Сабова, в котором говорится о национальном самосознании карпатороссов.
Эта брошюра написана галицко-русским публицистом Л. Я. Луцыком. Об авторе ничего неизвестно. Возможно, он был родственником православного деятеля Иеронима Яковлевича Луцыка (1861-1935) или писателя Владимира Федоровича Луцыка (1859-1909).
Иерноим Яковлевич и Владимир Федорович были активными деятелями галицко-русской жизни (последний находился под влиянием русского поэта А. В. Кольцова). О В. Ф. Луцыке упоминает галицко-русский писатель Василий Романович Ваврик, бывший узник сразу двух австрийских концлагерей, Талергофа и Терезина, в своей книге «Краткий очерк галицко-русской письменности».
Памятуя об исключительной важности Крещения Руси для стран канонической ответственности Русской Православной Церкви, призвать руководство тех страна, где такое решение еще не принято, придать Дню Крещения Руси статус государственного праздника, а где возможно – и выходного дня.
Первая мировая война принесла Карпатской Руси освобождение от австро-мадьярского ига, но не сняла с повестки дня проблему единения карпато-русского народа с большой Россией, и вопрос духовно-политической ориентации населения Карпатской Руси, оказавшейся на недолгий период в составе Чехословакии. Карпато-русская интеллигенция, вживаясь в реалии чехословацкой государственности, организовывала свои клубы, общества и комитеты патриотической направленности. Одним из таких сообществ было Общество Карпаторусскихъ Православныхъ Студентовъ «Проломъ» в Праге.
Представляем читателям «Западной Руси» архивный материал о деятельности «Пролома» (автор – председатель «Пролома» Иван Шлепецкий).
Отказ Управления культуры Мингорисполкома в восстановлении памятника императору Александру II Освободителю в Минске во многом вызван тем, что до сих пор по прошествии 20 лет, как закончилось доминирование большевистской идеологии, в полной мере не восполнен недостаток наших знаний о роли династии Романовых в белорусской истории.
В этом наша общая вина, в том числе и проекта «Западная Русь». Мы еще недостаточно представили материалов об императорской фамилии и в частности о царствовании Александра II.
Предлагаемый ниже материал рекомендуется, прежде всего, тем, кто сегодня, в год 150-летия польского шляхетского мятежа в 1863-1864 г.г., отмечает это событие под лозунгом борьбы белорусов за свою «независимость». Среди них есть как убежденные ненавистники Православия и всего русского (белорусского), являющиеся, по крайней мере, идейными потомками польских террористов, так и те (большинство), кто, из-за недостатков белорусской школьной и вузовской программы по истории не знакомы с истинными фактами. Многие в Белоруссии долгое время находились под прессом коммунистической пропаганды, а в постсоветские годы под влиянием националистического дурмана, с обильно замешанной в него русофобией из тех же большевистских «запасов».
Продолжаем знакомить читателей сайта «Западная Русь» с отдельными материалами из русского патриотический журнал в США «Сводное слово Руси» (1959-1994 г.г.). Полное название журнала: «Свободное слово: Ежемесячный карпато-русский журнал». Основан как «Свободное слово Карпатской Руси», переименован в конце 1970-х годов в «Свободное Слово Руси». Издавался по инициативе Михаила Ильича Туряницы, закарпатского эмигранта с русским самосознанием. Первый номер журнала вышел в 1959 г. После 1989 г. и до 1993 года журнал редактировал Олег Россич, выходец из Белоруссии. Материал для публикации подготовлен Владиславом Гулевичем.
Продолжаем публикацию подлинных материалов из газет Российской империи 1863-1864 года, начатую подборкой писем белорусских крестьян "За Святую Русь мы не пощадим ни живота, ни достояния нашего!". В ниже приведенных газетных статьях и заметках рассказывается о преступлениях польских мятежников, шайки которых в основном состояли из мелкой шляхты, панской дворни и деклассированных элементов, названных потом большевиками революционерами. 22 марта в день казни в 1864 году по приговору суда за многочисленные преступления против белорусских крестьян и православных священников Винцента Калиновского, руководившего в годы польского восстания отрядами «вешателей» на территории белорусских губерний, «свядомые» деятели собираются в очередной раз читать по видео-каналам в интернете «письмо Калиновского из-под виселицы».
В годовщину 150-летия польского шляхетского восстания, когда многие белорусские и зарубежные СМИ переполнены дубликатами далекого от оригинала «письма из-под виселицы» Викентия Калиновского, редакция портала «Западная Русь» видит необходимость в публикации ряда писем от жителей белорусских губерний Российской империи, адресованных императору Александру II в 1863 году. Эта публикация озаглавлена цитатой из письма крестьян Могилевской губернии Горецкого уезда Горецкого сельского общества: «За святую Русь мы не пощадим ни живота, ни достояния нашего».
Фамилии погибших солдат и офицеров, восстанавливавших законность в Северо-Западном крае в 1863 – 1864 гг., были выбиты на 7 мраморных досках, расположенных в Александро-Невской часовне, заложенной в Вильне в 1863 г. Н.М. Муравьёвым и освящённой в 1865 г. уже при преемнике Муравьёва – генерал-губернаторе К.П. фон Кауфмане. Часовня находилась в сквере на Георгиевском проспекте, поэтому иногда её называют Георгиевской. Часовня до нашего времени не сохранилась, «благодарные» потомки разрушили её в 1918 или 1919 г. Позже, в 1928 г. на её месте сделали фонтан, который так и не был запущен.
На сайте «Западная Русь» были размещены в шести частях избранные документы из сборника «Белорусизация. 1920-е годы». Из опубликованных материалов видно, что настроения крестьян, не желавших отдавать своих детей в белорусские школы, рассматривались как их несознательность, а старая интеллигенция обвинялась в контрреволюционных настроениях.