Классик и основатель западнорусизма Архиепископ Белорусский Георгий Конисский был личностью, оказавшией своими делами и творчеством огромное влияние на умы своих современников. Представляем статью Александра Сергеевича Пушкина в его журнале «Современник», посвященную Собранию сочинений Конисского.
Виленский Православный некрополь архимандрита Иосифа, ныне епископа. - Вильно, 1892.
Иосиф Семашко, всю жизнь посвятивший возвращению в лоно Православия русского народа из унии, также много внимания уделял восстановлению Православных кладбищ, которые были поруганы за столетия духовного гнёта и преследований русского народа в ВКЛ и Речи Посполитой.
Первые 68 страниц книги посвящены вопросам как должно быть обустроено кладбище, и сколь важен постоянный уход за ним. И сопровождаются ценнейшими справками по истории разрушения католиками и униатами Православных храмов, гробниц и русских кладбищ в Вильно. (Весьма полезный материал для белорусских романтиков, грезящих варварским «величием» Великого Княжества Литовского)
Православный некрополь является ценнейшим документом для тех, кто восстанавливает свою родословную. И просто даже ради любопытства есть смысл посмотреть упоминается или нет имя предков в сохранившихся к середине 19 века надгробиях города Вильно.
Синодального члена Высокопреосвященного Иосифа, митрополита Литовского и Виленского, Слова и приветствия, сказанные при важнейших случаях служения. Санкт-Петербург 1860.
В предлагаемом сборнике выступлений Иосифа (Семашко) Митрополита Литовского и Виленского приводятся его выступления после 1840 года, уже после объединения униатов Западной Руси с Русской православной церковью 25 марта 1839 года.
Семашко был главным деятелем по воссоединению униатов с Православной церковью. Вторая половина его жизни после объединения униатов была не менее деятельной. Как можно увидеть из приводимых текстов, он не покладая рук трудился над укреплением Православия и русского начала в Западной Руси, во многом утерянных за время духовного гнёта в русских в Речи Посполитой.
Также он хлопотал об усилении православно-русского элемента в западнорусском чиновничестве, в виду возможности нового польского мятежа; противодействовал введению в приходские школы изучения польского и жмудского языков; открыл свыше 200 церковно-приходских школ и других училищ. В бытность М.Н. Муравьева виленским генерал-губернатором Семашко оказал материальную поддержку пострадавшему во время мятежа духовенству, восстановил и вновь построил несколько церквей.
Митрополит Литовский Иосиф Семашко собрал богатую библиотеку, а также сам был известным литератором. Широко были известны его мемуары. Он Был знаком со многими выдающимися мыслителями современности, такими как Н. М. Карамзин, А. С. Шишков и другими. Особенно близко ему было общественно-политическое течение «западноруссизм», деятели которого, такие как М. О. Коялович и его историческая школа, выступали за единство русского народа в трёх его ветвях — белорусской, великорусской и малорусской, боролись против польского католического засилья в западнорусских областях.
Представляем вашему вниманию "Записки Иосифа Митрополита Литовского". Санкт-Петербург 1883 год. В трех томах.
Русская наука не может оставаться в молчании при таких неправильных понятиях о западном крае России, какие распространились по всей Европе и затемняют самые очевидные и несомненные Факты Западно-русской истории и жизни.
Десять миллионов людей, живущих между великой Россией и Польшей не поняты Западной Европой, не признаны достойными серьёзного внимания, не смотря на их богатую событиями историю, не смотря на громкое, неоспоримое заявление о себе с самого начала Польских смут; они причислены к Полякам с таким легкомыслием, примера которому не представляет нам история с тех пор, как перестали смотреть на народы как на стадо, которое можно пригнать, куда вздумается.
Литографический «Конспект» курса лекций Кояловича по русской истории, к сожалению, пока еще не нашел своего исследователя, однако даже простое ознакомление с этим капитальным трудом не может не оставить огромного впечатления от широты эрудиции автора, оригинальности его концептуальных построений, несомненной художественности изложения. Начинается курс с изложения «научных приемов и средств при изучении славяно-русских древностей», т.е. с источниковедческого и историографического анализа русской истории. В принципе, у Кояловича с «литературой вопроса» ведет свое начало каждый значительный раздел курса. Весьма характерно и то, что какую бы лекцию профессор ни читал, он всегда находил в ней место показу истории западнорусского края, родной Белоруссии.
Во многих своих работах М.О. Коялович касался общерусских вопросов, но преимущественно вопросов Юго-Западной Руси. В вопросах общеславянских М.О. Коялович стоял за возможно тесное общение между славянскими племенами и притом не с одной только политической точки зрения: он желал объединения славянских племен под знаменем Кирилла и Мефодия, давших славянам единую грамоту и общий для всех племенписьменный язык.
Грюнвальденская битва 1410 года: Речь М.О. Кояловича. [сказанная в торжественном заседании Славянского благотворительного общества 14 февр. 1885 г.] — СПб.: Тип. Суворина, 1885.— 20с.
В речи М. О. Кояловича меня поразило одно сведение - оказывается, немецкие историки, совсем в духе будущих "евразийцев", приписывали великую грюнвальдскую победу той самой легкой татарской коннице, что стояла на крайнем правом фланге соединенных славянских войск, готовая в любой момент броситься на добивание бегущего противника или... стрекануть по спасительной дороге на Ульново!
Люблинская уния, по оценке Кояловича, была первым шагом в изменении развития ВКЛ, которое было русским по своему влиянию. Такое превращение, гворит Коялович, не могло быть лёгким, так как требовалось изменить православную веру и язык. По мнению Кояловича, даже в начале XVI в. при Сигизмунде Справедливом положение православных очень напоминало положение христиан в Турции. Именно Люблинская уния «широко открыла двери» полякам, которые двинулись «широким потоком» на украинские земли, неся с собой католическую веру и «пренебрежительный взгляд на все русское», православное.
Михаил Иосифович Коялович (1828-1891) - сын белорусского священника, историк, публицист, общественный деятель, профессор Петербургской академии, автор многих научных работ, в том числе Истории русского самосознания . Изучал происхождение и этническую историю белорусов, русских, украинцев, считал их близкородственными народами по вере, языку, этнографическим традициям. Выступал против окатоличивания и полонизации белорусского народа.
Римский папа никогда не покидал мысли об обращении православного русского народа в римо-католичество. Время и опыт показали, что такое обращение не только трудно, но и невозможно так велико было различие между православием и католичеством. Поэтому в Риме стали приходить к мысли подготовить переход в католичество путем различных уступок православным. На этой почве созрела у католиков мысль об унии. С другой стороны, и православные вследствие разных неустройств в церкви не были чужды мысли об унии.
В своей исследовательской работе он вновь вернулся к истории Брестской церковной унии. В 1873 г. докторское сочинение Кояловича - “История воссоединения западнорусских униатов старых времён (до 1800 г.)” - было напечатано. Хронологические рамки работы были невелики: они охватывали XVII и XVIII вв. Однако по глубине затронутых проблем, разнообразию источников, вводимых в научный оборот, по степени аргументированности выводов это исследование не утратило своего научного значения и сегодня. Оно является ценнейшим изданием по истории Брестской церковной унии. Коялович был первым историком, который обратил внимание читателя на эволюцию унии, заключающуюся в ее латинизации.
Мекленбу́рг — Пере́дняя Помера́ния (нем. Mecklenburg-Vorpommern) — земля ФРГ. Столица — Шверин. Шверин возник вблизи разгромленного в 1018 году славянского укрепления Зверин в 1160 г. по указанию Генриха Льва, став при этом первым городом на завоёванной у славян территории. Длительное время эти земли были населены славянскими племенами лютичами, бодричами, варгами, ругами и рутенами.
Одним из наиболее раскручиваемых с начала 1990-х гг. в Республике Беларусь мифов т.н. «национального возрождения», является миф об Оршанской битве 1514 г. По сути дела, это один из краеугольных камней того явления, которое именуют белорусским национализмом. В определенной мере с этим можно согласиться. Недаром европейские мыслители еще позапрошлого века утверждали, что «патриотизм – это любовь к своим, а национализм – ненависть к чужим». Наиболее «накаленным» сторонникам «незалежнасцi» очень хотелось чтобы подобного сорта «националистами» стало как можно больше белорусов. Тем более что чужим для «тутэйшых» националистов стал русский народ.
Предлагаем Вашему вниманию книгу П.О. Бобровского "Русская греко-униатская церковь в царствование императора Александра I"
Бобровский Павел Осипович (1832—1905) — писатель, сенатор, генерал от инфантерии; образование получил в Полоцком кадетском корпусе и Военной академии. Служа в Вильне, составил, по поручению начальства, статистическое описание Гродненской губернии. В 1875 г. Б. был назначен начальником Военно-юридической академии (преобразованной в 1878 г.). Написал множество сочинений по военному праву, военной статистике и истории, церковной истории. О своем труде "Русская греко-униатская церковь в царствование императора Александра I" О. П. Бобровский пишет: "Настоящий наш труд не более как попытка к систематическому изложению событий в русской греко-униатской церкви до решительного поражения базилианского ордена, а это и было началом конца униив Западной России".
Дорогое для истинно русских людей имя М.Н. Муравьёва, восстановившего в 1863 году в Северо-Западном крае достоинство и честь русского имени и возбудившего в древнем православном крае русскую культурную жизнь, было предметом злобы и чёрной клеветы для всех врагов России.…Непростительно, что русские историки пренебрегали своим нравственным долгом и оставляли без внимания изучение крупнейшего события минувшего столетия – созданную М.Н. Муравьёвым и прожившую, к несчастию, менее пяти лет русскую народно-государственную систему управления Западною Россиею и Литвой.
И.П. Корнилов.
Национальное движение белорусов как предмет исследования.
Великие реформы 60-70-х гг., осуществлённые в годы правления императора Александра II, индустриализация и урбанизация 80-90-x, распространение грамотности, развитие школьного образования и печати привели к стремительному росту политической мобилизации многих этнических групп. Широкомасштабная модернизация практически всех сфер социального взаимодействия затронула и этнополитику. Вступив в стадию системной модернизации, Российская империя столкнулась с объективной неизбежностью и радикальных структурных преобразований, и не менее радикальной модификации политической культуры. Возникли новые напряжения в этнополитической структуре, порождённые политикой центра, переменами в позиции локальных элит и формированием оппозиционных массовых движений.1 Появление национальных движений явилось следствием ускорившейся модернизации экономических и социальных отношений. По утверждению Э. Геллнера – национализм – это не пробуждение и самоутверждение мифических, якобы естественных и заранее заданных сообществ. Это, напротив, формирование новых сообществ, соответствующих современным условиям, хотя использующих в качестве сырья культурное, историческое и прочее наследие донационалистического мира2.
(полностью прочесть работу А.Ю.Бендина, скачав файл PDF)