Славяне самые многочисленные, и в отличие от прочих европейцев, очень близкие народы. Если бы, почти пятьсот миллионов славян, смогли договориться и начать выстраивать союзные отношения, то они довольно быстро могли бы стать мировыми лидерами абсолютно во всем. Для этого у славян имеется: богатая культура, научная традиция, экономическая база, природные ресурсы, а главное - уникальный человеческий ресурс. Но как заметили, описывая славян, ещё древние хронисты – нет мира между ними, так как не могут договориться о старшинстве над собой.
Представляем Вашему вниманию книгу Платона Жуковича и выдержку из авторского предисловия к книге "Сеймовая борьба православного западно-русского дворянства с церковной унией" (СПб., 1901, докторская диссертация).
Представляем книгу «Год 1863. Забытые страницы», которая повествует о малоизвестных страницах польского национально-сословного восстания, проходившего в 1863-1864 годах на территории Польши, Литвы и Белоруссии. Посвящена она главным образом судьбам двух православных церковнослужителей - священника Даниила Конопасевича и псаломщика Федора Юзефовича, убитых повстанцами в 1863 году. В книге содержатся интереснейшие факты и материалы, касающиеся сложных национальных, сословных и религиозных заимоотношений в Белоруссии середины XIX века.
Классик и основатель западнорусизма Архиепископ Белорусский Георгий Конисский был личностью, оказавшией своими делами и творчеством огромное влияние на умы своих современников. Представляем статью Александра Сергеевича Пушкина в его журнале «Современник», посвященную Собранию сочинений Конисского.
Виленский Православный некрополь архимандрита Иосифа, ныне епископа. - Вильно, 1892.
Иосиф Семашко, всю жизнь посвятивший возвращению в лоно Православия русского народа из унии, также много внимания уделял восстановлению Православных кладбищ, которые были поруганы за столетия духовного гнёта и преследований русского народа в ВКЛ и Речи Посполитой.
Первые 68 страниц книги посвящены вопросам как должно быть обустроено кладбище, и сколь важен постоянный уход за ним. И сопровождаются ценнейшими справками по истории разрушения католиками и униатами Православных храмов, гробниц и русских кладбищ в Вильно. (Весьма полезный материал для белорусских романтиков, грезящих варварским «величием» Великого Княжества Литовского)
Православный некрополь является ценнейшим документом для тех, кто восстанавливает свою родословную. И просто даже ради любопытства есть смысл посмотреть упоминается или нет имя предков в сохранившихся к середине 19 века надгробиях города Вильно.
Синодального члена Высокопреосвященного Иосифа, митрополита Литовского и Виленского, Слова и приветствия, сказанные при важнейших случаях служения. Санкт-Петербург 1860.
В предлагаемом сборнике выступлений Иосифа (Семашко) Митрополита Литовского и Виленского приводятся его выступления после 1840 года, уже после объединения униатов Западной Руси с Русской православной церковью 25 марта 1839 года.
Семашко был главным деятелем по воссоединению униатов с Православной церковью. Вторая половина его жизни после объединения униатов была не менее деятельной. Как можно увидеть из приводимых текстов, он не покладая рук трудился над укреплением Православия и русского начала в Западной Руси, во многом утерянных за время духовного гнёта в русских в Речи Посполитой.
Также он хлопотал об усилении православно-русского элемента в западнорусском чиновничестве, в виду возможности нового польского мятежа; противодействовал введению в приходские школы изучения польского и жмудского языков; открыл свыше 200 церковно-приходских школ и других училищ. В бытность М.Н. Муравьева виленским генерал-губернатором Семашко оказал материальную поддержку пострадавшему во время мятежа духовенству, восстановил и вновь построил несколько церквей.
Митрополит Литовский Иосиф Семашко собрал богатую библиотеку, а также сам был известным литератором. Широко были известны его мемуары. Он Был знаком со многими выдающимися мыслителями современности, такими как Н. М. Карамзин, А. С. Шишков и другими. Особенно близко ему было общественно-политическое течение «западноруссизм», деятели которого, такие как М. О. Коялович и его историческая школа, выступали за единство русского народа в трёх его ветвях — белорусской, великорусской и малорусской, боролись против польского католического засилья в западнорусских областях.
Представляем вашему вниманию "Записки Иосифа Митрополита Литовского". Санкт-Петербург 1883 год. В трех томах.
Русская наука не может оставаться в молчании при таких неправильных понятиях о западном крае России, какие распространились по всей Европе и затемняют самые очевидные и несомненные Факты Западно-русской истории и жизни.
Десять миллионов людей, живущих между великой Россией и Польшей не поняты Западной Европой, не признаны достойными серьёзного внимания, не смотря на их богатую событиями историю, не смотря на громкое, неоспоримое заявление о себе с самого начала Польских смут; они причислены к Полякам с таким легкомыслием, примера которому не представляет нам история с тех пор, как перестали смотреть на народы как на стадо, которое можно пригнать, куда вздумается.
Литографический «Конспект» курса лекций Кояловича по русской истории, к сожалению, пока еще не нашел своего исследователя, однако даже простое ознакомление с этим капитальным трудом не может не оставить огромного впечатления от широты эрудиции автора, оригинальности его концептуальных построений, несомненной художественности изложения. Начинается курс с изложения «научных приемов и средств при изучении славяно-русских древностей», т.е. с источниковедческого и историографического анализа русской истории. В принципе, у Кояловича с «литературой вопроса» ведет свое начало каждый значительный раздел курса. Весьма характерно и то, что какую бы лекцию профессор ни читал, он всегда находил в ней место показу истории западнорусского края, родной Белоруссии.
Во многих своих работах М.О. Коялович касался общерусских вопросов, но преимущественно вопросов Юго-Западной Руси. В вопросах общеславянских М.О. Коялович стоял за возможно тесное общение между славянскими племенами и притом не с одной только политической точки зрения: он желал объединения славянских племен под знаменем Кирилла и Мефодия, давших славянам единую грамоту и общий для всех племенписьменный язык.
Грюнвальденская битва 1410 года: Речь М.О. Кояловича. [сказанная в торжественном заседании Славянского благотворительного общества 14 февр. 1885 г.] — СПб.: Тип. Суворина, 1885.— 20с.
В речи М. О. Кояловича меня поразило одно сведение - оказывается, немецкие историки, совсем в духе будущих "евразийцев", приписывали великую грюнвальдскую победу той самой легкой татарской коннице, что стояла на крайнем правом фланге соединенных славянских войск, готовая в любой момент броситься на добивание бегущего противника или... стрекануть по спасительной дороге на Ульново!
Люблинская уния, по оценке Кояловича, была первым шагом в изменении развития ВКЛ, которое было русским по своему влиянию. Такое превращение, гворит Коялович, не могло быть лёгким, так как требовалось изменить православную веру и язык. По мнению Кояловича, даже в начале XVI в. при Сигизмунде Справедливом положение православных очень напоминало положение христиан в Турции. Именно Люблинская уния «широко открыла двери» полякам, которые двинулись «широким потоком» на украинские земли, неся с собой католическую веру и «пренебрежительный взгляд на все русское», православное.
Михаил Иосифович Коялович (1828-1891) - сын белорусского священника, историк, публицист, общественный деятель, профессор Петербургской академии, автор многих научных работ, в том числе Истории русского самосознания . Изучал происхождение и этническую историю белорусов, русских, украинцев, считал их близкородственными народами по вере, языку, этнографическим традициям. Выступал против окатоличивания и полонизации белорусского народа.
Римский папа никогда не покидал мысли об обращении православного русского народа в римо-католичество. Время и опыт показали, что такое обращение не только трудно, но и невозможно так велико было различие между православием и католичеством. Поэтому в Риме стали приходить к мысли подготовить переход в католичество путем различных уступок православным. На этой почве созрела у католиков мысль об унии. С другой стороны, и православные вследствие разных неустройств в церкви не были чужды мысли об унии.
В своей исследовательской работе он вновь вернулся к истории Брестской церковной унии. В 1873 г. докторское сочинение Кояловича - “История воссоединения западнорусских униатов старых времён (до 1800 г.)” - было напечатано. Хронологические рамки работы были невелики: они охватывали XVII и XVIII вв. Однако по глубине затронутых проблем, разнообразию источников, вводимых в научный оборот, по степени аргументированности выводов это исследование не утратило своего научного значения и сегодня. Оно является ценнейшим изданием по истории Брестской церковной унии. Коялович был первым историком, который обратил внимание читателя на эволюцию унии, заключающуюся в ее латинизации.
Мекленбу́рг — Пере́дняя Помера́ния (нем. Mecklenburg-Vorpommern) — земля ФРГ. Столица — Шверин. Шверин возник вблизи разгромленного в 1018 году славянского укрепления Зверин в 1160 г. по указанию Генриха Льва, став при этом первым городом на завоёванной у славян территории. Длительное время эти земли были населены славянскими племенами лютичами, бодричами, варгами, ругами и рутенами.