ЗАПАДНАЯ РУСЬ

Рубеж Святой Руси в прошлом, настоящем и будущем

Книга А.Ю. Бендина "Проблемы веротерпимости в Северо - Западном крае Российской империи"

В середине февраля 2011 года в издательстве БГУ (Минск) вышла книга « Проблемы веротерпимости в Северо - Западном крае Российской  империи».
Ее автор Бендин Александр Юрьевич, кандидат исторических наук,  доцент кафедры основного богословия Института теологии Белорусского государственного университета, также является постоянным автором интернет издания «Западная Русь» и членом его редакционного совета.  Мы рады сообщить читателям «Западная Русь» о выходе этой, несомненно,  важной для белорусского общества книги. На сайте «Западная Русь» будут опубликованы отдельные главы из книги, и мы надеемся в скором времени организовать ее презентацию и встречу автора с читателями. Приводим текст аннотации к  книге Александра Юрьевича Бендина.

Редакция.

Предлагаемая читателям монография  А. Ю. Бендина  стала результатом многолетней исследовательской работы. Автор рассматривает  сложные взаимоотношения, которые складывались в этом западном регионе России между  православием и католичеством в период после польского восстания 1863 г. вплоть до начала Первой мировой войны.

Холмская Русь. Исторические судьбы Русского Забужья - Н.И.Петров (издатель П.Н.Батюшков)

Русь уже более ста лет не только дробиться, но и теряет свои земли. О Русской Америке сейчас никто уже не вспоминает, и больше говорят об утерянных Уральском, Терском казачьем войске и прочих землях, когда-то населенных русскими. Но это территории освоенные казаками и русскими поселенцами в 16-19 столетиях, а есть исконно русская историческая область, которая в двадцатом столетии безвозвратно утеряна Русским миром – это Холмско-Подляшская или Забужская Русь.

Рекомендуем книгу Николая Ивановича Петрова, изданную
Помпеем Николаевичем Батюшковым "Холмская Русь. Исторические судьбы Русского Забужья".

Русско-польская война 1831 г. Главы из книги "История внешней политики Российской империи, 1801-1914"


Герб Царства ПольскогоДля Западно-русских земель, и в частности для Белоруссии, знаменитый «польский вопрос», стоявший перед великими державами на протяжении последних трех-четырех столетий, зачастую являлся внутренним. После монголо-татарского нашествия западную часть ослабленной Руси сначала захватили литовцы, а затем она вошла в состав Речи Посполитой – республики польской и литовской католической шляхты, в которой русское православное население оказалось на положении «быдла» (польск. – скотина).
Начиная с образования Великого Княжества Литовского до последнего раздела Речи Посполитой, русский народ Белой и Малой Руси вел непрерывную борьбу за свое освобождение, которое претерпело несколько этапов  от организованных выступлений под началом родовитых русских князей, до казацких войн и партизанских действий гайдамаков.
В силу своего антинародной природы, и безмерной расточительности шляхты, Речь Посполита к восемнадцатому веку пришла в полный упадок.

Западный (польский) вопрос.

Приводим главу из книги Александра Тюрина «Правда о Николае I. Оболганный император», в которой довольно подробно изложена история освобождения белорусов от польско-литовского и католического господства. Особо рекомендуется  тем, кто начитался белорусского националистического писателя Владимира Орлова.

 

Александр Иванович Миловидов «Участие молодежи Северо-Западного края в мятеже 1863 года и вызванная им реформа местных учебных заведений». Вильна, 1904.

 Александр Иванович Миловидов (1864 — ?) — русский историк, приверженец западноруссизма, последователь М. О. Кояловича.
По окончании курса в Московской духовной академии был, под руководством С. А. Рачинского, народным учителем. Заняв должность хранителя виленского публичнного музея древностей, Миловидов свою научную деятельность сосредоточил на истории, археографии и библиографииСеверо-Западного края. Он напечатал более 50 статей в «Чтениях Императорского общества истории и древностей Российских», «Христианском Чтении», «Журнале Министерства народного просвещения», «Русском Вестнике» и других изданиях. Состоял председателем комиссии организованных им народных чтений.

Григорий Киприанович «Исторический очерк православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве, с древнейшего до настоящего времени».


Григорий Яковлевич Киприанович родился в 1846 году в деревне Крайск (совр. Логойский район Минской области). Окончил Литовскую духовную семинарию в 1867 году). После поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, где в 1873 году защитил магистерскую диссертацию: «Жизнь Иосифа Семашки, митрополита литовского и виленского, и воссоединение западно-русских униатов с православной церковью в 1839 г.».

Платон Жукович "Кардинал Гозий и польская церковь его времени" (СПб., 1882, магистерская диссертация)

 Славяне самые многочисленные, и в отличие от прочих европейцев, очень близкие народы.  Если бы, почти пятьсот миллионов славян, смогли договориться и начать выстраивать союзные отношения, то они довольно быстро могли бы стать мировыми лидерами абсолютно во всем. Для этого у славян имеется: богатая культура, научная традиция, экономическая база, природные ресурсы, а главное - уникальный человеческий ресурс. Но как заметили, описывая славян, ещё древние хронисты – нет мира между ними, так как не могут договориться о старшинстве над  собой.

Платон Жукович "Сеймовая борьба православного западно-русского дворянства с церковной унией" (СПб., 1901, докторская диссертация)

 

Представляем Вашему вниманию книгу Платона Жуковича и выдержку из авторского предисловия к книге "Сеймовая борьба православного западно-русского дворянства с церковной унией" (СПб., 1901, докторская диссертация).

Год 1863. Забытые страницы.

Представляем книгу «Год 1863. Забытые страницы», которая повествует о малоизвестных страницах польского национально-сословного восстания, проходившего в 1863-1864 годах на территории Польши, Литвы и Белоруссии. Посвящена она главным образом судьбам двух православных церковнослужителей - священника Даниила Конопасевича и псаломщика Федора Юзефовича, убитых повстанцами в 1863 году. В книге содержатся интереснейшие факты и материалы, касающиеся сложных национальных, сословных и религиозных  заимоотношений в Белоруссии середины XIX века.

А.С. Пушкин "Георгий Конисский "Собрание сочинений" (1835)"

 

Классик и основатель западнорусизма Архиепископ Белорусский Георгий Конисский был личностью, оказавшией своими делами и творчеством огромное влияние на умы своих современников. Представляем статью Александра Сергеевича Пушкина в его журнале «Современник», посвященную Собранию сочинений Конисского.

Иосиф Семашко «Виленский Православный некрополь»

Виленский Православный некрополь архимандрита Иосифа, ныне епископа. - Вильно, 1892.

Иосиф Семашко, всю жизнь посвятивший возвращению в лоно Православия русского народа из унии, также много внимания уделял восстановлению Православных кладбищ, которые были поруганы за столетия духовного гнёта и преследований русского народа в ВКЛ и Речи Посполитой.

Первые 68 страниц книги посвящены вопросам как должно быть обустроено кладбище, и сколь важен постоянный уход за ним. И сопровождаются ценнейшими справками по истории разрушения католиками и униатами Православных храмов, гробниц и русских кладбищ в Вильно. (Весьма полезный материал для белорусских романтиков, грезящих варварским «величием» Великого Княжества Литовского)

Православный некрополь является ценнейшим документом для тех, кто восстанавливает свою родословную. И просто даже ради любопытства есть смысл посмотреть упоминается или нет имя предков в сохранившихся к середине 19 века надгробиях города Вильно.

Иосиф Семашко «Слова и приветствия, сказанные при важнейших случаях служения».

Синодального члена Высокопреосвященного Иосифа, митрополита Литовского и Виленского, Слова и приветствия, сказанные при важнейших случаях служения. Санкт-Петербург 1860.

В предлагаемом сборнике выступлений Иосифа (Семашко) Митрополита Литовского и Виленского приводятся его выступления после 1840 года, уже после объединения униатов Западной Руси с Русской православной церковью 25 марта 1839 года.

Семашко был главным деятелем по воссоединению униатов с Православной церковью. Вторая половина его жизни после объединения униатов была не менее деятельной. Как можно увидеть из приводимых текстов, он не покладая рук трудился над укреплением Православия и русского начала в Западной Руси, во многом утерянных за время духовного гнёта в русских в Речи Посполитой.

Также он хлопотал об усилении православно-русского элемента в западнорусском чиновничестве, в виду возможности нового польского мятежа; противодействовал введению в приходские школы изучения польского и жмудского языков; открыл свыше 200 церковно-приходских школ и других училищ. В бытность М.Н. Муравьева виленским генерал-губернатором Семашко оказал материальную поддержку пострадавшему во время мятежа духовенству, восстановил и вновь построил несколько церквей.

 

 

Записки Иосифа (Семашко) Митрополита Литовского

Митрополит Литовский Иосиф Семашко  собрал богатую библиотеку, а также сам был известным литератором. Широко были известны его мемуары. Он Был знаком со многими выдающимися мыслителями современности, такими как Н. М. Карамзин, А. С. Шишков и другими. Особенно близко ему было общественно-политическое течение «западноруссизм», деятели которого, такие как М. О. Коялович и его историческая школа, выступали за единство русского народа в трёх его ветвях — белорусской, великорусской и малорусской, боролись против польского католического засилья в западнорусских областях.

Представляем вашему вниманию "Записки Иосифа Митрополита Литовского". Санкт-Петербург 1883 год. В трех томах.

 

М. Коялович "Документы объясняющие историю Западно-Русского Края и его отношение к России и Польше"

Русская наука не может оставаться в молчании при таких неправильных понятиях о западном крае России, какие распространились по всей Европе и затемняют самые очевидные и несомненные Факты Западно-русской истории и жизни.

Десять миллионов людей, живущих между великой Россией и Польшей не поняты Западной Европой, не признаны достойными серьёзного внимания, не смотря на их богатую событиями историю, не смотря на громкое, неоспоримое заявление о себе с самого начала Польских смут; они причислены к Полякам с таким легкомыслием, примера которому не представляет нам история с тех пор, как перестали смотреть на народы как на стадо, которое можно пригнать, куда вздумается.

М. Коялович "Курс русской истории. Возникновение и образование Русского государста."

Литографический «Конспект» курса лекций Кояловича по русской истории, к сожалению, пока еще не нашел своего исследователя, однако даже простое ознакомление с этим капитальным трудом не может не оставить огромного впечатления от широты эрудиции автора, оригинальности его концептуальных построений, несомненной художественности изложения.
Начинается курс с изложения «научных приемов и средств при изучении славяно-русских древностей», т.е. с источниковедческого и историографического анализа русской истории. В принципе, у Кояловича с «литературой вопроса» ведет свое начало каждый значительный раздел курса. Весьма характерно и то, что какую бы лекцию профессор ни читал, он всегда находил в ней место показу истории западнорусского края, родной Белоруссии.

М. Коялович "О расселении племен Западного края России".1863

 

Во многих своих работах М.О. Коялович касался общерусских вопросов, но преимущественно вопросов Юго-Западной Руси. В вопросах общеславянских М.О. Коялович стоял за возможно тесное общение между славянскими племенами и притом не с одной только политической точки зрения: он желал объединения славянских племен под знаменем Кирилла и Мефодия, давших славянам единую грамоту и общий для всех племенписьменный язык.

Сейчас на сайте

Сейчас 87 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте