Александр Иванович Миловидов «Участие молодежи Северо-Западного края в мятеже 1863 года и вызванная им реформа местных учебных заведений». Вильна, 1904.

Автор: Administrator

 Александр Иванович Миловидов (1864 — ?) — русский историк, приверженец западноруссизма, последователь М. О. Кояловича.
По окончании курса в Московской духовной академии был, под руководством С. А. Рачинского, народным учителем. Заняв должность хранителя виленского публичнного музея древностей, Миловидов свою научную деятельность сосредоточил на истории, археографии и библиографииСеверо-Западного края. Он напечатал более 50 статей в «Чтениях Императорского общества истории и древностей Российских», «Христианском Чтении», «Журнале Министерства народного просвещения», «Русском Вестнике» и других изданиях. Состоял председателем комиссии организованных им народных чтений.

Григорий Киприанович «Исторический очерк православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве, с древнейшего до настоящего времени».

Автор: Administrator


Григорий Яковлевич Киприанович родился в 1846 году в деревне Крайск (совр. Логойский район Минской области). Окончил Литовскую духовную семинарию в 1867 году). После поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, где в 1873 году защитил магистерскую диссертацию: «Жизнь Иосифа Семашки, митрополита литовского и виленского, и воссоединение западно-русских униатов с православной церковью в 1839 г.».

Платон Жукович "Кардинал Гозий и польская церковь его времени" (СПб., 1882, магистерская диссертация)

Автор: Administrator

 Славяне самые многочисленные, и в отличие от прочих европейцев, очень близкие народы.  Если бы, почти пятьсот миллионов славян, смогли договориться и начать выстраивать союзные отношения, то они довольно быстро могли бы стать мировыми лидерами абсолютно во всем. Для этого у славян имеется: богатая культура, научная традиция, экономическая база, природные ресурсы, а главное - уникальный человеческий ресурс. Но как заметили, описывая славян, ещё древние хронисты – нет мира между ними, так как не могут договориться о старшинстве над  собой.

Платон Жукович "Сеймовая борьба православного западно-русского дворянства с церковной унией" (СПб., 1901, докторская диссертация)

Автор: Administrator

 

Представляем Вашему вниманию книгу Платона Жуковича и выдержку из авторского предисловия к книге "Сеймовая борьба православного западно-русского дворянства с церковной унией" (СПб., 1901, докторская диссертация).

Год 1863. Забытые страницы.

Автор: Гордей Щеглов

Представляем книгу «Год 1863. Забытые страницы», которая повествует о малоизвестных страницах польского национально-сословного восстания, проходившего в 1863-1864 годах на территории Польши, Литвы и Белоруссии. Посвящена она главным образом судьбам двух православных церковнослужителей - священника Даниила Конопасевича и псаломщика Федора Юзефовича, убитых повстанцами в 1863 году. В книге содержатся интереснейшие факты и материалы, касающиеся сложных национальных, сословных и религиозных  заимоотношений в Белоруссии середины XIX века.

А.С. Пушкин "Георгий Конисский "Собрание сочинений" (1835)"

Автор: Administrator

 

Классик и основатель западнорусизма Архиепископ Белорусский Георгий Конисский был личностью, оказавшией своими делами и творчеством огромное влияние на умы своих современников. Представляем статью Александра Сергеевича Пушкина в его журнале «Современник», посвященную Собранию сочинений Конисского.

Иосиф Семашко «Виленский Православный некрополь»

Автор: Administrator

Виленский Православный некрополь архимандрита Иосифа, ныне епископа. - Вильно, 1892.

Иосиф Семашко, всю жизнь посвятивший возвращению в лоно Православия русского народа из унии, также много внимания уделял восстановлению Православных кладбищ, которые были поруганы за столетия духовного гнёта и преследований русского народа в ВКЛ и Речи Посполитой.

Первые 68 страниц книги посвящены вопросам как должно быть обустроено кладбище, и сколь важен постоянный уход за ним. И сопровождаются ценнейшими справками по истории разрушения католиками и униатами Православных храмов, гробниц и русских кладбищ в Вильно. (Весьма полезный материал для белорусских романтиков, грезящих варварским «величием» Великого Княжества Литовского)

Православный некрополь является ценнейшим документом для тех, кто восстанавливает свою родословную. И просто даже ради любопытства есть смысл посмотреть упоминается или нет имя предков в сохранившихся к середине 19 века надгробиях города Вильно.

Иосиф Семашко «Слова и приветствия, сказанные при важнейших случаях служения».

Автор: Administrator

Синодального члена Высокопреосвященного Иосифа, митрополита Литовского и Виленского, Слова и приветствия, сказанные при важнейших случаях служения. Санкт-Петербург 1860.

В предлагаемом сборнике выступлений Иосифа (Семашко) Митрополита Литовского и Виленского приводятся его выступления после 1840 года, уже после объединения униатов Западной Руси с Русской православной церковью 25 марта 1839 года.

Семашко был главным деятелем по воссоединению униатов с Православной церковью. Вторая половина его жизни после объединения униатов была не менее деятельной. Как можно увидеть из приводимых текстов, он не покладая рук трудился над укреплением Православия и русского начала в Западной Руси, во многом утерянных за время духовного гнёта в русских в Речи Посполитой.

Также он хлопотал об усилении православно-русского элемента в западнорусском чиновничестве, в виду возможности нового польского мятежа; противодействовал введению в приходские школы изучения польского и жмудского языков; открыл свыше 200 церковно-приходских школ и других училищ. В бытность М.Н. Муравьева виленским генерал-губернатором Семашко оказал материальную поддержку пострадавшему во время мятежа духовенству, восстановил и вновь построил несколько церквей.

 

 

Записки Иосифа (Семашко) Митрополита Литовского

Автор: Administrator

Митрополит Литовский Иосиф Семашко  собрал богатую библиотеку, а также сам был известным литератором. Широко были известны его мемуары. Он Был знаком со многими выдающимися мыслителями современности, такими как Н. М. Карамзин, А. С. Шишков и другими. Особенно близко ему было общественно-политическое течение «западноруссизм», деятели которого, такие как М. О. Коялович и его историческая школа, выступали за единство русского народа в трёх его ветвях — белорусской, великорусской и малорусской, боролись против польского католического засилья в западнорусских областях.

Представляем вашему вниманию "Записки Иосифа Митрополита Литовского". Санкт-Петербург 1883 год. В трех томах.

 

М. Коялович "Документы объясняющие историю Западно-Русского Края и его отношение к России и Польше"

Автор: Михаил Коялович

Русская наука не может оставаться в молчании при таких неправильных понятиях о западном крае России, какие распространились по всей Европе и затемняют самые очевидные и несомненные Факты Западно-русской истории и жизни.

Десять миллионов людей, живущих между великой Россией и Польшей не поняты Западной Европой, не признаны достойными серьёзного внимания, не смотря на их богатую событиями историю, не смотря на громкое, неоспоримое заявление о себе с самого начала Польских смут; они причислены к Полякам с таким легкомыслием, примера которому не представляет нам история с тех пор, как перестали смотреть на народы как на стадо, которое можно пригнать, куда вздумается.

М. Коялович "Курс русской истории. Возникновение и образование Русского государста."

Автор: Михаил Коялович

Литографический «Конспект» курса лекций Кояловича по русской истории, к сожалению, пока еще не нашел своего исследователя, однако даже простое ознакомление с этим капитальным трудом не может не оставить огромного впечатления от широты эрудиции автора, оригинальности его концептуальных построений, несомненной художественности изложения.
Начинается курс с изложения «научных приемов и средств при изучении славяно-русских древностей», т.е. с источниковедческого и историографического анализа русской истории. В принципе, у Кояловича с «литературой вопроса» ведет свое начало каждый значительный раздел курса. Весьма характерно и то, что какую бы лекцию профессор ни читал, он всегда находил в ней место показу истории западнорусского края, родной Белоруссии.

М. Коялович "О расселении племен Западного края России".1863

Автор: Михаил Коялович

 

Во многих своих работах М.О. Коялович касался общерусских вопросов, но преимущественно вопросов Юго-Западной Руси. В вопросах общеславянских М.О. Коялович стоял за возможно тесное общение между славянскими племенами и притом не с одной только политической точки зрения: он желал объединения славянских племен под знаменем Кирилла и Мефодия, давших славянам единую грамоту и общий для всех племенписьменный язык.

М. Коялович "Грюнвальденская битва 1410 года"

Автор: Михаил Коялович

Грюнвальденская битва 1410 года: Речь М.О. Кояловича. [сказанная в торжественном заседании Славянского благотворительного общества 14 февр. 1885 г.] — СПб.: Тип. Суворина, 1885.— 20с.

В речи  М. О. Кояловича меня поразило одно сведение - оказывается, немецкие историки, совсем в духе будущих "евразийцев", приписывали великую грюнвальдскую победу той самой легкой татарской коннице, что стояла на крайнем правом фланге соединенных славянских войск, готовая в любой момент броситься на добивание бегущего противника или... стрекануть по спасительной дороге на Ульново!

М. Коялович "Люблинская уния, или Последнее соединение Литовского княжества с Польским королевством на Люблинском сейме в 1569 году"

Автор: Михаил Коялович

Люблинская уния, по оценке Кояловича, была первым шагом в изменении развития ВКЛ, которое было русским по своему влиянию. Такое превращение, гворит  Коялович, не могло быть лёгким, так как требовалось изменить православную веру и язык. По мнению Кояловича, даже в начале XVI в. при Сигизмунде Справедливом положение православных очень напоминало положение христиан в Турции.
Именно Люблинская уния «широко открыла двери» полякам, которые двинулись «широким потоком» на украинские земли, неся с собой католическую веру и «пренебрежительный взгляд на все русское», православное.

М. Коялович "Чтения по истории Западной Руси"

Автор: Михаил Коялович

 

Михаил Иосифович Коялович (1828-1891) - сын белорусского священника, историк, публицист, общественный деятель, профессор Петербургской академии, автор многих научных работ, в том числе Истории русского самосознания . Изучал происхождение и этническую историю белорусов, русских, украинцев, считал их близкородственными народами по вере, языку, этнографическим традициям. Выступал против окатоличивания и полонизации белорусского народа.

М. Коялович "Литовская церковная уния"

Автор: Михаил Коялович

Римский папа никогда не покидал мысли об обращении православного русского народа в римо-католичество. Время и опыт показали, что такое обращение не только трудно, но и невозможно так велико было различие между православием и католичеством. Поэтому в Риме стали приходить к мысли подготовить переход в католичество путем различных уступок православным. На этой почве созрела у католиков мысль об унии.
С другой стороны, и православные вследствие разных неустройств в церкви не были чужды мысли об унии.