Иосиф Семашко «Слова и приветствия, сказанные при важнейших случаях служения».

Автор: Administrator

Синодального члена Высокопреосвященного Иосифа, митрополита Литовского и Виленского, Слова и приветствия, сказанные при важнейших случаях служения. Санкт-Петербург 1860.

В предлагаемом сборнике выступлений Иосифа (Семашко) Митрополита Литовского и Виленского приводятся его выступления после 1840 года, уже после объединения униатов Западной Руси с Русской православной церковью 25 марта 1839 года.

Семашко был главным деятелем по воссоединению униатов с Православной церковью. Вторая половина его жизни после объединения униатов была не менее деятельной. Как можно увидеть из приводимых текстов, он не покладая рук трудился над укреплением Православия и русского начала в Западной Руси, во многом утерянных за время духовного гнёта в русских в Речи Посполитой.

Также он хлопотал об усилении православно-русского элемента в западнорусском чиновничестве, в виду возможности нового польского мятежа; противодействовал введению в приходские школы изучения польского и жмудского языков; открыл свыше 200 церковно-приходских школ и других училищ. В бытность М.Н. Муравьева виленским генерал-губернатором Семашко оказал материальную поддержку пострадавшему во время мятежа духовенству, восстановил и вновь построил несколько церквей.

 

 

Записки Иосифа (Семашко) Митрополита Литовского

Автор: Administrator

Митрополит Литовский Иосиф Семашко  собрал богатую библиотеку, а также сам был известным литератором. Широко были известны его мемуары. Он Был знаком со многими выдающимися мыслителями современности, такими как Н. М. Карамзин, А. С. Шишков и другими. Особенно близко ему было общественно-политическое течение «западноруссизм», деятели которого, такие как М. О. Коялович и его историческая школа, выступали за единство русского народа в трёх его ветвях — белорусской, великорусской и малорусской, боролись против польского католического засилья в западнорусских областях.

Представляем вашему вниманию "Записки Иосифа Митрополита Литовского". Санкт-Петербург 1883 год. В трех томах.

 

М. Коялович "Документы объясняющие историю Западно-Русского Края и его отношение к России и Польше"

Автор: Михаил Коялович

Русская наука не может оставаться в молчании при таких неправильных понятиях о западном крае России, какие распространились по всей Европе и затемняют самые очевидные и несомненные Факты Западно-русской истории и жизни.

Десять миллионов людей, живущих между великой Россией и Польшей не поняты Западной Европой, не признаны достойными серьёзного внимания, не смотря на их богатую событиями историю, не смотря на громкое, неоспоримое заявление о себе с самого начала Польских смут; они причислены к Полякам с таким легкомыслием, примера которому не представляет нам история с тех пор, как перестали смотреть на народы как на стадо, которое можно пригнать, куда вздумается.

М. Коялович "Курс русской истории. Возникновение и образование Русского государста."

Автор: Михаил Коялович

Литографический «Конспект» курса лекций Кояловича по русской истории, к сожалению, пока еще не нашел своего исследователя, однако даже простое ознакомление с этим капитальным трудом не может не оставить огромного впечатления от широты эрудиции автора, оригинальности его концептуальных построений, несомненной художественности изложения.
Начинается курс с изложения «научных приемов и средств при изучении славяно-русских древностей», т.е. с источниковедческого и историографического анализа русской истории. В принципе, у Кояловича с «литературой вопроса» ведет свое начало каждый значительный раздел курса. Весьма характерно и то, что какую бы лекцию профессор ни читал, он всегда находил в ней место показу истории западнорусского края, родной Белоруссии.

М. Коялович "О расселении племен Западного края России".1863

Автор: Михаил Коялович

 

Во многих своих работах М.О. Коялович касался общерусских вопросов, но преимущественно вопросов Юго-Западной Руси. В вопросах общеславянских М.О. Коялович стоял за возможно тесное общение между славянскими племенами и притом не с одной только политической точки зрения: он желал объединения славянских племен под знаменем Кирилла и Мефодия, давших славянам единую грамоту и общий для всех племенписьменный язык.

М. Коялович "Грюнвальденская битва 1410 года"

Автор: Михаил Коялович

Грюнвальденская битва 1410 года: Речь М.О. Кояловича. [сказанная в торжественном заседании Славянского благотворительного общества 14 февр. 1885 г.] — СПб.: Тип. Суворина, 1885.— 20с.

В речи  М. О. Кояловича меня поразило одно сведение - оказывается, немецкие историки, совсем в духе будущих "евразийцев", приписывали великую грюнвальдскую победу той самой легкой татарской коннице, что стояла на крайнем правом фланге соединенных славянских войск, готовая в любой момент броситься на добивание бегущего противника или... стрекануть по спасительной дороге на Ульново!

М. Коялович "Люблинская уния, или Последнее соединение Литовского княжества с Польским королевством на Люблинском сейме в 1569 году"

Автор: Михаил Коялович

Люблинская уния, по оценке Кояловича, была первым шагом в изменении развития ВКЛ, которое было русским по своему влиянию. Такое превращение, гворит  Коялович, не могло быть лёгким, так как требовалось изменить православную веру и язык. По мнению Кояловича, даже в начале XVI в. при Сигизмунде Справедливом положение православных очень напоминало положение христиан в Турции.
Именно Люблинская уния «широко открыла двери» полякам, которые двинулись «широким потоком» на украинские земли, неся с собой католическую веру и «пренебрежительный взгляд на все русское», православное.

М. Коялович "Чтения по истории Западной Руси"

Автор: Михаил Коялович

 

Михаил Иосифович Коялович (1828-1891) - сын белорусского священника, историк, публицист, общественный деятель, профессор Петербургской академии, автор многих научных работ, в том числе Истории русского самосознания . Изучал происхождение и этническую историю белорусов, русских, украинцев, считал их близкородственными народами по вере, языку, этнографическим традициям. Выступал против окатоличивания и полонизации белорусского народа.

М. Коялович "Литовская церковная уния"

Автор: Михаил Коялович

Римский папа никогда не покидал мысли об обращении православного русского народа в римо-католичество. Время и опыт показали, что такое обращение не только трудно, но и невозможно так велико было различие между православием и католичеством. Поэтому в Риме стали приходить к мысли подготовить переход в католичество путем различных уступок православным. На этой почве созрела у католиков мысль об унии.
С другой стороны, и православные вследствие разных неустройств в церкви не были чужды мысли об унии.

М. Коялович “История воссоединения западнорусских униатов старых времён"

Автор: Михаил Коялович

В своей исследовательской работе он вновь вернулся к истории Брестской церковной унии. В 1873 г. докторское сочинение Кояловича - “История воссоединения западнорусских униатов старых времён (до 1800 г.)” - было напечатано. Хронологические рамки работы были невелики: они охватывали XVII и XVIII вв. Однако по глубине затронутых проблем, разнообразию источников, вводимых в научный оборот, по степени аргументированности выводов это исследование не утратило своего научного значения и сегодня. Оно является ценнейшим изданием по истории Брестской церковной унии. Коялович был первым историком, который обратил внимание читателя на эволюцию унии, заключающуюся в ее латинизации.

Д.Н. Егоров. Славяно-германские отношения в средние века. Колонизация Мекленбурга в XIII веке.

Автор: Егоров Дмитрий Николаевич

Мекленбу́рг — Пере́дняя Помера́ния (нем. Mecklenburg-Vorpommern) — земля ФРГ. Столица — Шверин. Шверин возник вблизи разгромленного в 1018 году славянского укрепления Зверин в 1160 г. по указанию Генриха Льва, став при этом первым городом на завоёванной у славян территории. Длительное время эти земли были населены славянскими племенами лютичами, бодричами, варгами, ругами и рутенами.

Оршанская битва 1514 года: военно-исторический аспект

Автор: Николай Амбражевич

Битва Великого княжества Литовского с Московией, 1514. Иаков Писо

 Одним из наиболее раскручиваемых с начала 1990-х гг. в Республике Беларусь мифов т.н. «национального возрождения», является миф об Оршанской битве 1514 г. По сути дела, это один из краеугольных камней того явления, которое именуют белорусским национализмом. В определенной мере с этим можно согласиться. Недаром европейские мыслители еще позапрошлого века утверждали, что «патриотизм – это любовь к своим, а национализм – ненависть к чужим». Наиболее «накаленным» сторонникам «незалежнасцi» очень хотелось чтобы подобного сорта «националистами» стало как можно больше белорусов. Тем более что чужим для «тутэйшых» националистов стал русский народ.

Русская греко-униатская церковь в царствование императора Александра I

Автор: Administrator

Предлагаем Вашему вниманию книгу П.О. Бобровского "Русская греко-униатская церковь в царствование императора Александра I"

 

Бобровский Павел Осипович (1832—1905) — писатель, сенатор, генерал от инфантерии; образование получил в Полоцком кадетском корпусе и Военной академии. Служа в Вильне, составил, по поручению начальства, статистическое описание Гродненской губернии.
В 1875 г. Б. был назначен начальником Военно-юридической академии (преобразованной в 1878 г.). Написал множество сочинений по военному праву, военной статистике и истории, церковной истории.
О своем труде "Русская греко-униатская церковь в царствование императора Александра I" О. П. Бобровский пишет: "Настоящий наш труд не более как попытка к систематическому изложению событий в русской греко-униатской церкви до решительного поражения базилианского ордена, а это и было началом конца униив Западной России".

Граф Муравьев Виленский и национальное пробуждение белорусского народа в 60-е годы XIX в.

Автор: Александр Бендин

Дорогое для истинно русских людей имя М.Н. Муравьёва, восстановившего в 1863 году в Северо-Западном крае достоинство и честь русского имени и возбудившего в древнем православном крае русскую культурную жизнь, было предметом злобы и чёрной клеветы для всех врагов России.…Непростительно, что русские историки пренебрегали своим нравственным долгом и оставляли без внимания изучение крупнейшего события минувшего столетия – созданную М.Н. Муравьёвым и прожившую, к несчастию, менее пяти лет русскую народно-государственную систему управления Западною Россиею и Литвой.

И.П. Корнилов.

Национальное движение белорусов как предмет исследования.

Великие реформы 60-70-х гг., осуществлённые в годы правления императора Александра II, индустриализация и урбанизация 80-90-x, распространение грамотности, развитие школьного образования и печати привели к стремительному росту политической мобилизации многих этнических групп. Широкомасштабная модернизация практически всех сфер социального взаимодействия затронула и этнополитику. Вступив в стадию системной модернизации, Российская империя столкнулась с объективной неизбежностью и радикальных структурных преобразований, и не менее радикальной модификации политической культуры. Возникли новые напряжения в этнополитической структуре, порождённые политикой центра, переменами в позиции локальных элит и формированием оппозиционных массовых движений.1 Появление национальных движений явилось следствием ускорившейся модернизации экономических и социальных отношений. По утверждению Э. Геллнера – национализм – это не пробуждение и самоутверждение мифических, якобы естественных и заранее заданных сообществ. Это, напротив, формирование новых сообществ, соответствующих современным условиям, хотя использующих в качестве сырья культурное, историческое и прочее наследие донационалистического мира2.

 

(полностью прочесть работу А.Ю.Бендина, скачав файл PDF)