Григорий Яковлевич Киприанович родился в 1846 году в деревне Крайск (совр. Логойский район Минской области). Окончил Литовскую духовную семинарию в 1867 году). После поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, где в 1873 году защитил магистерскую диссертацию: «Жизнь Иосифа Семашки, митрополита литовского и виленского, и воссоединение западно-русских униатов с православной церковью в 1839 г.».
Киприанович преподавал в Самарской семинарии, а с 1872 года работал преподавателем латинского языка, истории и педагогики в Литовской духовной семинарии. Кроме того, он читал лекции в Виленской мужской гимназии и женском училище, и не оставлял научной работы. Он занимался исследованием истории униатской церкви и католицизма в Белоруссии. Автор ряда монографий, а также очерков «Иосафат Кунцевич» (1912) и «К истории женского образования в Западной России» (1910).
В своих работах, во многом до сих пор актуальных, Киприянович придерживался «западнорусской» исторической школы.
Киприанович являлся директором коммерческого училища в Двинске.
Скончался Григорий Яковлевич Киприанович в 1915 голу в Двинске (современный г. Даугавпилс, Латвия).
Приводим отрывки из авторского предисловия к предлагаемой книге «Исторический очерк православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве, с древнейшего до настоящего времени»
Папа Лев ХIII настойчиво стремится ныне к введению унии между православными христианами, живущими на Востоке, не покидая намерения обратить в унию и весь русский народ. С этою целью в Риме созываются соборы (1894 г.), издаются папския постановления и послания, среди католиков собираются пожертвования для учреждения на Востоке учебных заведений, в которых обучение производится в духе латинства. Кроме того, папа Лев ХIII недавно решил распространить постановление папы Венедикта ХIV (от 24 декабря 1743 г.) касательно сохранения восточных обрядов греками-мелхитами на все восточныя народности без исключения, каков бы ни был их обряд. Сказанное постановление папа Лев ХIII дополнил 13-ю новыми статьями. Па основании этих статей латинские священники подвергаются разным наказаниям за переведение кого-либо из принявших унию восточных христиан в латинский обряд. Скрытый смысл этого постановления тот, что увлеченные в унию христиане мало-по-малу оставят православные обряды и сами собою скоро перейдут в латинство, особенно под влиянием латинскаго направления в учреждаемых папою на Востоке школах.
Книга Г.Я. Киприяновича в текстовом формате (размешена по главам в нескольких частях).
ОГЛАВЛЕНИЕ.
- ПРЕДИСЛОВИЕ
- ГЛАВА ПЕРВАЯ. Начало распространения православной веры в Белоруссии и Литве до введения унии. 988—1596.
- ГЛАВА ВТОРАЯ. Появление и распространение римскаго католичества в Литве и Белоруссии от Миндовга до конца XVI века *). 1250—1600. Современные и древние обитатели Северо-Западнаго края России. — Подчинение древних белоруссов Русскому государству в IX и X веке..
- ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Начало и распространение унии. —Состояние православной церкви от введения унии до половины ХVIII века *). 1596-1750. Древность и численное превосходство православной западно-русской церкви — Господство польско-католиков.
- ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. Состоянее р.-католической церкви в Литве и Белоруссии в XVII и XVIII в.
- ГЛАВА ПЯТАЯ. Состояние р.-католической церкви в Северо-Западном крае России под владычеством русских венценосцев.
- ГЛАВА ШЕСТАЯ. Состояние православной и униатской церквей с половины XVIII века и возсоединение униатов в XVIII и XIX в.
- ГЛАВА СЕДЬМАЯ. Состояние православных епархий Литовской, Минской, Полоцкой и Могилевской, под владычеством России, до настоящаго времени. 1795—1898.
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ