38. Любовь к просвещению была характерна
Масштабное строительство и восстановление православных храмов в 60-х годах XIX в. проводилось не только для престижа официального Православия в Западном крае России. Это был шаг навстречу местным условиям, внимание к тем духовным потребностям простого народа, которые слишком долго находились в пренебрежении гражданской власти. Храм есть дом молитвы, но вместе с тем это школа и религиозной эстетики, и элементарной грамотности. Среди православных белорусов бытовали суеверия, сохранялись католические обычаи совершать крестное знамение, молиться и соблюдать посты. В конфессиональном отношении православные не составляли большинства населения на белорусских землях. В конце XIX века на двух православных жителей приходился один католик и один иудей. Таким образом, перед духовенством кроме исполнения богослужебных обязанностей стояли широкие просветительские задачи.
Синодальная система производила известные недостатки церковной жизни. Одним из них была частая смена архиереев и перевод их по епархиям Русской Церкви, иногда отдаленным друг от друга так, что епископ должен был знакомиться с новыми для него местными условиями. Пастыри, подготовившие воссоединение униатов, находились на белорусских кафедрах дольше своих преемников, Митр. Иосиф Семашко возглавлял Литовскую епархию 28 лет до самой своей кончины, архиеп. Василий Лужинский занимал Полоцкую кафедру 26 лет, а Михаил Голубович был епископом Минским 20 лет. Остальные архиереи служили до нового перевода 5-6 лет, реже до 10 лет. Епископ является обладателем высшей духовной власти, и от его способностей нередко зависит дело христианского просвещения в епархии. Архиеп. Макарий (Булгаков), занимавший Литовскую кафедру около 10 лет, сам был просвещенным пастырем, известным знатоком русской церковной истории и ученым богословом. Однако каждые полгода он находился в Петербурге, участвуя в работе Святейшего Синода, и только другую половину года он мог посвящать своим уединенным ученым занятиям и непосредственному епархиальному управлению. Минский же епископ Симеон (Линьков), запомнившийся своей замечательной ревностью в совершении богослужения, уделял вместе с тем много внимания делу просвещения на местах, тщательно вникал во все детали, вел переписку с приходскими священниками. Если Литовский епископ Алексий (Лавров)— знаток церковного права, чья благообразная наружность внушала уважение даже евреям, во время разъездов по епархии не обходивший и костелов, заслуживший всеобщее уважение — однако вовсе не произносил проповедей с амвона, то Могилевский епископ Анатолий (Мартыновский) запомнился своей любовью к проповеди, частыми катехизическими поучениями.
При всей этой, так сказать, неравномерности любовь к самому делу христианского просвещения была присуща тому времени. Четыре духовные семинарии: Литовская (в Вильно), Минская, Могилевская и Витебская — давали хорошее образование, и простой народ приучался видеть в своих пастырях полноценных наставников. В Могилевской семинарии было даже заведено, чтобы семинарист по мере своего обучения проходил педагогическую практику в приходской школе. Подъем духовного образования ознаменовался проектом создания в Вильно духовной академии.
В каждой епархии выходили «епархиальные ведомости» (Литовские, Минские, Могилевские, Полоцкие), которые кроме официальных статей и отчетности содержали публикации богословского, церковно-исторического и нравственно-назидательного характера. В каждом храме была заведена «летопись», куда заносились не только текущие события, но и собиралась информация о древности храма и его истории. Появились непревзойденные до сих пор опыты сводного исторического описания православных церквей. Из опубликованных следует назвать 9-томное историко-статистическое описание Минской епархии архим. Николая (Трусковского).
В крупных городах проводились религиозно-нравственные чтения, привлекавшие внимание интеллигенции. Большое значение имело празднование в 1889 г, пятидесятилетия воссоединения униатов, когда проводились публичные лекции известных профессоров М. Кояловича, И. Малышевского, И. Будиловича на униатскую тематику, было издано много популярных книг и брошюр. Публикация разных документов по истории Православия стала вообще характерной, историческое самосознание выходило из забытья. Публичные чтения приобретали миссионерскую направленность. В Вильно бывший раввин Павел Дрейзин собирал большие аудитории евреев. Многие после его бесед принимали святое крещение. К сожалению, эти чтения прекратились после скорой смерти миссионера. В Витебской губернии православная миссия имела значительный успех между латышами, поселившимися здесь благодаря привлекательным условиям землепользования. Для них, обращавшихся из лютеранства, звучали проповедь и богослужение на латышском языке. Мобильность православной миссии характеризует создание даже специальной церкви-вагона для передвижения по линии полесских железных дорог.
Свою роль в деле просвещения сыграли возрождающиеся братства, Свято-Духовское братство в Вильно собирало средства для выплаты стипендий учащимся духовного ведомства, само содержало школу псаломщиков, издавало книги просветительского характера. В Минске братство свв. Мефодия и Кирилла содержало учеников духовной семинарии, стесненных материальными средствами. В Витебске Свято-Владимирское братство учредило комитет для миссионерской работы среди старообрядцев, создало для этого необходимую библиотеку, а также распространяло общеобразовательную учебную литературу. В Могилеве возродилось Богоявленское братство, деятельность которого была ориентирована на создание библиотек учебной литературы и доступных библиотек-читален.
Особого рассказа заслуживает деятельность на Беларуси церковно-приходских школ, в которой выразилась забота о христианском просвещении народа.
«Воскресение», № 7 (96), 2007 г.