В жизни любой семьи трудно найти более личный, интимный момент, чем проводы в последний путь родного человека. Немного остается в голове от земных дрязг или распрей, когда возникает скорбная обязанность подготовить родственника, друга, близкого человека к встрече с вечностью. Так же, наверное, редкие слова бывают так искренни, как те, что высекают на его могиле – ведь другой возможности сказать их человеку не представится.
Двадцатый век стал самым трагическим в истории самой западной части Руси - Холмщины, Подляшья, Лемковщины. После падения Галицко-Волынского княжества на протяжении веков народ здесь противостоял ассимиляции и хранил свою веру. Но две мировых войны, сопровождавшиеся этническими чистками, массовыми депортациями, насильственной украинизацией и белорусизацией, истощили край.
Касаясь истории карпато-русского движения, следует указать на недостаточную изученность роли и места Ростова-на-Дону, как центра карпато-русской эмиграции, находящегося в полутора тысячах километров от Львова – столицы австрийской Галиции.
Представляем материал, посвящённый одному из самых видных деятелей карпато-русской мысли – Михаилу Ильичу Турянице. Авторы материала – Николай Гаврилович Ботов и Валерий Герасимов, близкие друзья М. И. Туряницы в эмиграции, его единомышленники, непосредственно причастные к генезису зарубежной карпато-русской мысли в США.
«Многое на земле от нас скрыто, но взамен того даровано нам тайное сокровенное ощущение живой связи нашей с миром иным, с миром горним и высшим, да и корни наших мыслей и чувств не здесь, а в мирах иных. Вот почему и говорят философы, что сущности вещей нельзя постичь на земле. Бог взял семена из миров иных и посеял на сей земле и взрастил сад свой, и взошло все, что могло взойти, но взращенное живет и живо лишь чувством соприкосновения своего таинственным мирам иным; если ослабевает или уничтожается в тебе сие чувство, то умирает и взвращенное в тебе. Тогда станешь к жизни равнодушен и даже возненавидишь ее». (Ф.М.Достоевский.»Братья Карамазовы»[6, 360].)
Читая удивительно образное и лиричное эссе Сергея Лунева, многие коренные минчане невольно подумают о своём родном городе. Да, мы один народ. У нас одни радости и огорчения, а то, что мы сейчас разделены границами выгодно только кучке политиков и нашим недругам. (редакция "Западная Русь")
Этот спор о перспективах украинской культуры и украинском вопросе шёл лет восемьдесят назад между бежавшими от большевиков эмигрантами. С русской стороны в нём принял участие основатель учения евразийства, языковед и историк Н. C. Трубецкой, с украинской — видный политический деятель времён Центральной Рады и гетманства Скоропадского, историк профессор Д. И. Дорошенко. Оба вели полемику корректно, не сбиваясь на личности, клевету и фальсификации. Победителей в ней не было, да и быть не могло, ведь между собой столкнулись две правды, которым вместе не ужиться.
Автор: Андрей Фомин, доктор философских наук, Клайпеда
По трудам Ивана Александровича Ильина
Каждый народ в историческом процессе создает свою национальную культуру, аккумулирующую вековую мудрость, духовные и нравственные ценности. И очень важно, чтобы эти созданные и накопленные богатства не оставались в прошлом, но постоянно питали новые подрастающие поколения. Трагедия русской истории новейшего времени заключается в том, что богатейшая духовная и культурная жизнь начала ХХ века, получившая название «Серебряного века», была прервана губительным революционным вихрем и осталась неизвестной народу.