Как уже было указано выше, в основе всей церковной жизни мыслится верующий церковный народ “УАПЦ представляет собой свободное и братское объединение верующего украинского населения”. Акт вступления в Церковь мыслится исключительно в порядке личного волеизъявления: “Действительным членом УАПЦ может быть каждый представитель православного населения обоего пола достигший 18-летнего возраста, признающий Автокефальную Украинскую Церковь, ее народное и соборное устройство, отделение церкви от государства и употребление живого украинского языка при совершении богослужений и религиозных обрядов, так же, как и употребление украинских религиозных песен, обычаев и обрядов”40.
Приходы представляют собой группу людей, которые объединяются для совместного удовлетворения своих религиозных потребностей. На общем собрании членов прихода, последние простым большинством голосов решают вопрос о принадлежности данного прихода к УАПЦ и сообщают об этом решении Всеукраинской Православной Церковной Раде.
Из этих отдельных приходов, путем ступенчатых союзов, создается вся УАПЦ. Отдельные объединения группируются в “Волостные Церковные Союзы”, — последние — в “Районные Церковные Союзы”. При каждой такой единице существует Рада — решающая текущие дела и, в случае необходимости, обращающаяся к вышестоящей инстанции. Управительными органами УАПЦ “собор” признал:
1) Всеукраинский Православный Собор
2) Всеукраинскую Православную Церковную Раду (как постоянно действующий орган)
3) Церковные собрания и Рады районов, и приходов.
Всеукраинский Православный Церковный Собор созывается Всеукраинской Православной Церковной Радой каждые пять лет на праздник Покрова Пресвятой Богородицы и состоит из
1) Епископов УАПЦ,
2) Всех членов Всеукраинской Православной Церковной Рады,
3) Представителей украинских приходов, избранных специальными собраниями районных и городских союзов,
4) Делегатов православных церковных братств и
5) Делегатов, персонально приглашенных Всеукраинской Православной Церковной Радой. Собор представляет собой законодательную, управительную, судебную и контрольную власть для всей украинской церкви. Собору же принадлежит право избрания “митрополита Киевского и всея Украины”.
В промежутках между созывами собора высшим управительным органом УАПЦ признается Всеукраинская Православная Церковная Рада. В ее обязанности входит созыв собора каждые пять лет, утверждение районных церковных рад, утверждение кандидатур лиц, избранных в епископы, создание учебных заведений для подготовки священнослужителей и т. д.
В качестве постоянных членов во Всеукраинскую Православную Церковную Раду входят: “митрополит Киевский и всея Украины”; “Епископы” УАПЦ, по десять человек от четырех киевских приходов — инициаторов автокефалии и по девять человек от всех других киевских приходов. Другие крупные города как Харьков, Екатеринослав, Житомир, Чернигов и пр. должны быть представлены в Раде одним человеком, районные союзы приходов — тремя.
Таким образом обеспечивается абсолютное большинство за вожаками автокефалии на “соборе” путем права кооптации неограниченного количества “заслуженных и компетентных лиц”, а в Раде путем того большинства, которое образуют представители киевских приходов. Это становится еще более очевидным, если принять во внимание, что Рада в полном составе собирается всего один раз в год — все текущие дела решает Рада в сокращенном составе, на заседаниях которой право голоса имеют все члены Всеукраинской Православной Церковной Рады, находящейся в Киеве в момент заседания. “Митрополит Киевский и всея Украины” рассматривается, согласно постановлению “собора”, почетным председателем Рады.
На этом мы можем закончить рассмотрение тех постановлений “собора”, которые относятся к церковному устройству, и перейти к отделам, озаглавленным “Обновление украинской церковной иерархии”.
Уже само начало этого отдела не может быть признано православным. “Предание Иисуса Христа, Сына Божия, а также предание апостольской Церкви, которые сообщают полноту жизни Св. Духа, актуализируются Церковью Христовой. Православная Соборная Украинская Церковь восприняла всю полноту жизни Св. Духа через посредство апостольской Церкви. Непосредственная деятельность Св. Духа во всех таинствах христианской украинской Церкви не может быть ограничена никакими внешними авторитетами”41.
Далее следует заявление, что епископы, допускающие зависимость украинской церкви от Московского Патриарха, не могут быть признаны епископами украинской церкви; лишенная в настоящее время епископов Украинская Церковь сиротствует.
В этой связи становится ясной приведенная нами выше “экклесиология” “собора” — она нужна для того, чтобы утвердить за своим сборищем название “церкви”, хотя и “сиротствующей”.
Достаточно вспомнить Послания к смирнянам и филадельфийцам св. Игнатия Богоносца и всю экклесиологию св. Киприана Карфагенского, чтобы ощутить всю чудовищную нелепость “православной церкви” лишенной, вернее, отрекшейся, от епископата.
Нелепости такого положения не мог, конечно, не ощущать и сам “собор”, почему он и поспешил преодолеть это затруднение вышеприведенными рассуждениями. С характерной для всех еретиков и расколоучителей ссылкой на безусловное и как бы автоматическое действие Св. Духа, “собор” развивает доктрину, дающую возможность отказаться от законно поставленной иерархии, если таковой в “церкви” нет — ибо “деятельность Св. Духа не может быть ограничена никаким внешним авторитетом”.
Логически развивая подобное учение, нужно также прийти к отказу от самих таинств — ибо Дух Святой может действовать в мире не только помимо совершителя таинств, но и помимо самого таинства.
Затем следуют обычные выпады против законного епископата, желающего “эксплуатировать верующее украинское население” и выражается необходимость в “подлинных пастырях”, которые будут служить народу, а не властвовать над населением”.
Каким же представляет себе “собор” таких истинных пастырей и какие требования к ним предъявляет? До нас дошла анкета42, которую должен был заполнить всякий, желающий быть клириком УАПЦ. После вопросов, общих для всех анкет, мы находим на первом месте вопрос о том, признает ли данное лицо автокефалию украинской церкви и введение живого украинского языка для богослужебного употребления? Исповедания веры от кандидата не требуется — его принадлежность к православной Церкви как бы молчаливо предполагается. Ни происхождение, ни брачное состояние не может быть препятствием для достижения всех иерархических ступеней, включая и епископский сан.
(Сам Липковский подтверждает это в письме к своим друзьям в Америке, где он пишет, что и он и все другие “епископы” УАПЦ женаты, и что несколько священников и один “епископ” вступили во второй брак уже после рукоположения)43.
Подводя итоги, мы можем сказать, что постановления “собора” об “иерархии” УАПЦ содержат совершенно ложное учение о положении епископа в Церкви — учение, чреватое ложными выводами для экклесиологии в целом. Общая тенденция “собора” — принизить роль епископа в Церкви, низвести его исключительно на роль “духовного руководителя” — а всю законодательную и управительную часть церковного аппарата сосредоточить в руках “церковных рад”. Характерно, что “митрополит” может посещать приходы в качестве представителя Всеукраинской Православной Церковной Рады, а епархиальные “епископы” — как представители “Районных Советов”. (Здесь мы имеем осуществление “пресвитерианских” тенденций живоцерковничества.) Значение пастыря понимается “собором” отвлеченно, спиритуалистически, и в этой связи можно заметить, что “собор” нигде не упоминает о свв. Отцах — он харизматически перепрыгивает с апостольских времен на современность, полностью игнорируя неугодную ему историю Церкви.
Судьба “Всеукраинской Православной Церкви” в Советской России
Судя по описанию Липковского, “иерархия” УАПЦ развила сразу же после “собора” большую деятельность — невзирая на бедственное положение края и полную материальную необеспеченность новой церковной организации. Количество “епископов” возросло до двадцати. Касаясь вопроса о самосвятских приходах, Липковский отказывается сообщить точные цифровые данные, ссылаясь на трудности сообщения и общую разруху края. К июню 1922 г. Липковский называет пятьсот приходов в районе Киева и сто приходов в районе Полтавы — во всех других местах (Херсон, Одесса, Екатеринослав, Харьков) движение в пользу автокефалии, якобы, только начинается44.
Благочинных во всех местах заменяют “Церковные Рады”. Созданная “собором” главная Рада собирается один раз в месяц. Члены Рады — все без исключения жители Киева. Малая Рада, в составе девяти человек, собирается ежедневно45. Она фактически объединяет в себе и законодательную и исполнительную власть.
Борьба патриаршей Церкви против липковцев не прекращается, несмотря на арест Патриарха и временный захват власти живоцерковниками. Об отношениях “Всеукраинской Православной Церкви” с живоцерковниками Липковский сообщает, что они еще не выяснены окончательно. Для нас несомненно, что к концу двадцатых годов произошло сближение обновленчества и липковщины, хотя организационно обе группировки оставались независимыми. Это объясняется все большим идейным вырождением и тех, и других, а также тем, что народ оказывал им все большее сопротивление46.
Мы узнаем также, что “Епископский Совет Украины” всюду назначает своих архиереев, создавая, таким образом, противовес липковским “иерархам”. Почти при каждой церкви, при которой липковцам удается создать свой приход, возникает группа прихожан антилипковского толка, которая также регистрируется у местных властей и претендует на пользование храмом. Эту борьбу “украинских” и “славянских” групп Липковский отмечает повсеместно, утверждая, конечно, что численное и качественное превосходство всегда остается на стороне украинцев. “Наших иерархов принимает народ” — пишет Липковский — их (т. е. подчиненных “Епископскому Совету Украины” — К. Ф.) принимает духовенство”47. Признание это очень интересно. Естественно, что духовенству понадобилось меньше времени, чтобы разобраться в сущности самосвятского раскола, чем простому верующему народу. Здесь мы наблюдаем тот же процесс, что и в обновленчестве — белое духовенство сперва в большом количестве пошло за “реформаторами”, но также быстро их покинуло.
До нас дошло обращение “Всеукраинской Церковной Рады” к духовенству, из которого мы можем заключить, что священники, даже поставленные липковскими “иерархами”, переживали много трудностей и сомнений. Этот документ48позволяет нам реконструировать основные пункты обвинений, которые выдвигали против возглавителей липковщины священники и, без сомнения, сознательные миряне.
Это послание представляет собой своеобразный памятник, напоминающий, по своей форме, произведения древнехристианской литературы “Двух Путей”. Не исключено, что такое сходство входило в замысел составителей послания и не является случайным совпадением.
“Всемогущая воля Божия поставила вас между жизнью и смертью, между благословением, и вам невозможно дальше оставаться нерешительными в выборе жизни или смерти”.
В чем же причина такой нерешительности? В том, что духовенство протестует против попрания липковцами канонов, регулирующих церковную жизнь. Послание всячески старается доказать, что отказ от канонов не может быть причиной для соблазна, что при полном разрушении старого уклада жизни необходимо должны были рухнуть также и пережитки прошлого в жизни Церкви. Та настойчивость, с которой послание указывает на необходимость отказаться от канонов, выявляет для нас живучесть этих “предрассудков” среди духовенства. Послание не скупится на брань по адресу “защитников монархического устройства Церкви”, которые “сами уничтожили и попрали почти все каноны, и упорно защищают сейчас только те, на которые опирается епископская автократия...” Сбросьте с себя ярмо рабского послушания епископской автократии в Церкви...”.
Основным в христианстве объявляется любовь, равенство и братство, а это, по мнению составителей послания, исключает подчинение украинской Церкви Московскому Патриарху, ибо это не только не канонично, но и не морально.
На основании второй части послания мы можем восстановить так же дальнейшие пункты обвинения — незаконность постановления епископата и непризнание “Всеукраинской Православной Церкви” другими поместными церквами, особенно Вселенским Престолом, о приверженности к которому автокефалисты так много говорили в начале.
Вопрошавших едва ли могли удовлетворить ответы Рады на эти два обвинения. Мы узнаем, что “догматы православной веры не были нарушены тем обстоятельством, что украинская Церковь сама возродила свой епископат, подобно тому, как Христос Сам воскресил Себя из мертвых”. “Епископат был создан не по традициям автократического епископата, а первичным апостольским способом, самим церковным собором”. “Для живой Церкви Христовой было бы хуже”, узнаем мы далее, “добиться благодати епископства ценой порабощения церковным самодержцам”.
“Благодать украинских епископов имеет своим источником мощную веру украинского народа и силу украинской Церкви, которая представляет собой неограниченный резервуар даров Св. Духа”.
Что касается вопроса непризнания украинской Церкви православными поместными Церквами, то тут авторам послания не остается ничего другого, как обещать это признание в будущем когда, подобно украинской Церкви, “возродятся” и другие поместные Церкви.
“Живая Церковь, Церковь будущего, безусловно признает нашу теперешнюю деятельность... А Вселенская Церковь прошлого, эта Церковь-руина, — где она?”
Послание снова заканчивается мотивом “двух путей” и призывом не смущаться теми анафемами, которые произносят против украинской Церкви “защитники старой Церкви, которые обречены на смерть”49.
Можно считать достоверным, что советские власти повторно арестовывали Липковского. Первый арест относится, вероятно, уже к 1923 г. Его заменил Нестор Шараевский, который тоже был, по-видимому, арестован.
Второй “собор” “Всеукраинской Церкви” состоялся в октябре 1927 г. и к этому времени во главе движения самосвятов встал “епископ” Николай Борецкий. Подробности о составе и деятельности второго “собора” до нас не дошли. Мы можем лишь утверждать, что идеология самосвятов осталась неизменной, если судить по той программе, которую, в связи с созывом второго “собора” объявили Борецкий и “архиепископ” Константин Кротович. По этой программе “Всеукраинская Православная Церковь” ставила перед собой следующие задачи:
1) Отделение Церкви от государства,
2) Участие всего народа в деле управления Церковью (“соборноправiсть”),
3) Украинизация Церкви,
4) Усиление христианского влияния на народный характер,
5) Автокефальность украинской Церкви,
6) Объединение всех церквей50.
Несомненно, борьба против липковцев продолжалась все эти годы и велась не только иерархией и духовенством, но и простым верующим народом, из недр которого родилось и само презрительное название липковцев — “самосвятами”.
Самосвятство оставалось и впредь самым сильным обвинением, которое сознание верующего народа предъявляло “Всеукраинской Православной Церкви”. Безусловно, наибольшую неприязнь верующее население должно было испытывать к самозваным архиереям. Попытка освободиться от этого обвинения чувствуется и в деятельности “собора” 1927г.
Но, по сравнению со всеми предшествующими выступлениями липковцев по этому вопросу, “собор” 1927 г. внес новые положения. Если вся реорганизация церковной жизни была направлена липковцами на практическое принижение значения епископата, за счет усиления “соборноправности”, — то “собор” 1927 г. открыто развивает учение о двухстепенной церковной иерархии.