Страница 9 из 9
Библиография
- БУЛГАКОВ, С. прот. “Иерархия и Таинства” — “Путь” Париж, 1932.
- ДОРОШЕНКО, Д. “Hapic Iсторiи Украiны” — Варшава, 1933.
- “БОГОСЛОВИЯ” — Науковий тримiсячник, Варшава 1939.
- BORSHAK, Elie: “Histoire de L'Ucraine”, Paris.
- BORSHAK, Elie: “Le IIIeme Reich et L'Ucraine”, Paris 1951.
- ВВЕДЕНСКИЙ, А. И. прот. “Церковь Патриарха Тихона” Москва 1928.
- HEYER, Friedrich: “Die orth. Kirche in der Ucraine von 1917 bis 1945”, Koln.
- ГРУШЕВСКИЙ, М. проф. “История Украины” СПБ 1914.
- HRUSHEVSKI, Mishel: “La lutte sociale et politique en Ucraine 1917-1919, 1920.” 1953.
- ЗАБЕЛИН, П. “Права и обязанности пресвитеров” изд. 2-ое, Киев 1888.
- KRUPNICKYJ, В.: “Geschichte der Ucraine”, Leipzig 1939.
- KUTSCHABSKY: “Die Westukraine im Kampf mit Polen und dem Bolschewismus”, Berlin 1934.
- ЛИПИНСКИЙ, “Украiна на переломi” Киев—Видень 1920.
- ЛОТОЦЬКИЙ, О. “Автокефалiя”, Варшава 1933.
- ЛОТОЦЬКИЙ, О. “Джерела украiньского церковного права”, Варшава 1935.
- МИЛАШ, Никодим епископ “Православие Црквено Право”, Београд 1926.
- MERCIER, Card.: “Le Modernisme”, Paris.
- НИКОЛАЕВ, К. Н. “Восточный обряд”, Париж 1950.
- ОПЕНКО, И. И. “Украiньска Церква” том I i II, Варшава 1939.
- РАЕВСКИЙ, С. “Украинская Автокефальная Церковь”, Джорданвиль 1948.
- “Патриарх Сергий и его духовное наследство”, Москва 1947.
- “Прохання до Патрiярха Царгородського благословити Авт. Укр. Церкву” — Тернiв, 1921.
- СТРАТОНОВ, И. “Документы всероссийской патриаршей Церкви последнего времени”, Берлин 1927.
- СТРАТОНОВ, И. “Русская Церковная смута”, Берлин, 1932.
- СВЯТОГIРСКИЙ, Д. “Головни засади УАПЦ”, 1946.
- “Собрание определений и постановлений св. Собора Православной Российской Церкви”, изд. журнала “Церковь и Жизнь” — Ростов/Д. 1918.
- СУВОРОВ, н. проф. “Учебник церковного права” Москва 1908.
- ТИТЛИНОВ, Б. проф. “Церковь во время революции” Петроград (год издания не указан).
- ТЕОДОРОВИЧ, 1ван. “Благодатнiсть epapxii УАПЦ”, Регенсбург 1947.
- ТРОИЦКИЙ, С. проф. “Размежевание или раскол”, Париж 1932.
- TROITZKY S.: “De l’autocephalie dans l’eglise”, Paris 1952.
Периодические издания:
- “Богословський Вiсник” ч. I i II, Аугсбург 1948.
- “Громада” 3—8, 1949-1950 гг. Париж.
- “Календар УАПЦ 1950 р.” Штутгарт 1950 г.
- “Церква i Hapiд” 1—10, 1950—1951 гг., Гримсби, Канада.
- “Украiнське Православне Слово” 1—5, Нью-Йорк.
- “Украiнський Православний Вiсник” 8—9, 1949 г. Нью-Йорк.
- ORIENTALIA CHRISTIANA, 4, 1923: “L'eglise orthodoxe panukrainienne.”
- ORIENTALIA CHRISTIANA, 4, 1923: “L’orthodoxe panukrainienne, ses. documents inedits, adresses aux Ucrainiens d'Amerique.”
- ORIENTALIA CHRISTIANA, 54, 1929: Joseph Schweigl, S. J.: “Die Hierarchien der getrennten Orthodoxie in Sowjetrubland.”
Примечания
- 1 История развития украинского национализма в 19-ом и 20-ом вв. очень интересна. Особенно важно было бы осветить связь между русским революционным движением и деятельностью украинских интеллигентов — вдохновителей сепаратизма.
- 2 Украинские источники умалчивают о принципе подбора делегатов на первый и второй конгрессы. О выборах нигде не упоминается. О Центральной Раде украинские историки признают, что ее состав был “неполный и случайный” (Крупницкий, стр. 280). Этим объясняется отказ Временного Правительства признать Центр. Раду как орган, представляющий Украину.
- 3 Только после создания правительства Винниченко в Киев прибыли Керенский, Церетели и Терещенко. После переговоров с Винниченко (военные дела были поручены С. Петлюре) Временное Правительство в августе 1917г. признало автономию Украины. Но, по словам украинского историка, признание это носило “необычайно скромный характер”.
- 4 Украинские историки характеризуют это событие, как наступление русских коммунистов. Мы позволим себе усомниться в этнической чистоте наступавших, большевистских отрядов. Тенденция отождествления “русского” и “большевистского”, характерная для некоторых украинских историков, не делает им чести с точки зрения исторической правды.
- 5 Большевики в Брест-Литовске обязались немедленно заключить мир с Украиной, но оттягивали, желая выиграть время.
- 6 Факт очень характерный. По-видимому “сознательность” местных украинцев ставилась директорией под сомнение. А над антирусскими настроениями галичан много потрудилась Австрия и поляки.
- 7 См. в этой связи статью в “Известиях” от 28.03.1922 г. под характерным заглавием “Святейшая контрреволюция”. Вызванный свидетелем на процесс московских церковников, Патриарх Тихон отрицал какую-либо предварительную осведомленность о Карловацких событиях.
- 8 В начале марта 1917 г. им был создан “Всероссийский союз демократического православного духовенства и мирян”.
- 9 Это послание было отпечатано на двух языках — украинском и французском (два параллельных столбца), и рассылалось по всей южной России для сбора подписей. Собранные прошения затем посылались большими пакетами в Константинополь, чтобы вызвать там впечатление голосования. Этим объясняется то, что документ не имеет определенной даты, хотя и относится к 1921 г. Послание также безлично в своем обращении — Константинопольский престол вдовствовал с октября 1918 г. до декабря 1921 г. Этим обстоятельством украинские историки объясняют отсутствие ответа из Константинополя. Нам кажется мало вероятным, т. к. все дела Патриархии вел в это время М. Николай Кесарийский. Молчание Константинополя объясняется, конечно, не тем, что некому было отвечать. (Полный текст послания см. О. С. 3, 1923 г., стр. 83-—86).
- 10 O.C.4, 1923 г., стр. 135.
- Дополнительным декретом директории Синоду были переданы также судебные функции.
- Характерно признание Липковского, что “русские” не пошли на это требование советской власти и продолжали пользоваться храмами по праву традиции, не представляя своих уставов на утверждение. Вполне понятно, что советские власти охотно пошли на поддержку украинцев (см. О. С. 4 1923 г., стр. 196).
- Митр. Антоний покинул Киев перед приходом туда большевиков. В биографии Липковского этот комитет называется “Всероссийская Украинская Рада”(!) ( О. С. 4, 1923 г., стр. 196.)
- О. С. 4. 1923 г., стр. 143.
- О. С. 4, 1923 г., стр. 144.
- Очередное проявление, как нам кажется, пролетарского комплекса украинских националистов. Как иначе понимать это странное выражение?
- О. С. 4, 1923 г., стр. 147.
- 18 Во всех перечисленных случаях решение советской власти неизменно выпадало в пользу украинцев. Это одно заставляет нас поставить под сомнение объективность упомянутых решений. Власти неизменно поддерживали тех, кто нарушал мир Церкви.
- О. С. 4, 1923 г., стр. 148. Ответ от Патриарха был получен 6-го августа. По словам Липковского Патриарх писал епископу Назарию иметь терпение с украинцами и ждать наступления более спокойного времени.
- Необходимо отметить, что такая картина создается на основании исключительно украинской документации. Документов противоположной стороны у автора не было, если не считать письма Патриарха Тихона к митрополиту Николаю Кесарийскому. Факты в данном случае сами говорят за себя.
- Епископ Парфений Полтавский, если и имел некоторые симпатии к украинцам, то все же наотрез отказался порывать с Патриархом. Он высказывался за введение украинского языка в некоторых частях богослужения и сам принимал участие в переводах. Липковский и его единомышленники старались привлечь епископа Парфения на свою сторону, но это им не удалось. Кроме уже упомянутого архиепископа Алексея, липковцы пытались привлечь еще епископа Антонина (Грановского, будущего обновленческого “митрополита”) и епископа Алексея Одесского (см. О. С. 4, 1923 г., стр. 151—152). Ни один из иерархов к украинцам не пошел. Совершенно явственно чувствуются в описываемых событиях две струи — одна умеренная, законная, не отвергающая возможных реформ, но не желающая вводить в Церковь революционные методы. К этому течению примыкает весь епископат Украины. Другая струя — полностью во власти националистической стихии, церковно безответственная и богословски неграмотная — представленная некоторыми клириками и мирянами.
- Василий Константинович Липковский родился 7-го сентября 1864 г. в деревне Попудны (Липовецкого уезда. Киевской губернии), где отец его был священником. В 1873 г. он поступил в Уманскую Духовную Семинарию, а завершил свое образование в 1889 г. в Киевской Духовной Академии. Его биограф отмечает тяготение молодого Липковского к народной литературе и песням родной Украины. (Утверждение, что песни эти при царском правительстве были “запрещенным плодом”, оставляем на совести неизвестного биографа Липковского). После окончания академических занятий он был назначен преподавателем Закона Божия в двухклассное училище в Споля (или Спора, местечко близ Киева, знаменитое сахарными заводами гр. Бобринского), а затем в Черкассы, также преподавателем народной школы. (В биографии не указано, окончил ли Липковский Киевскую Духовную Академию или нет. Если он окончил, то странно, что его назначили на такую незначительную должность, как преподаватель в двухклассное училище. Такое назначение не могло быть наказанием — революционная деятельность Липковского начинается только с 1905 г.). 20-то октября 1891 г. он был рукоположен в священники и назначен в свой уездный город Липовец. В продолжение одиннадцати лет он священствует в этом городе, будучи одновременно председателем школьного комитета и инспектором духовных школ. В 1903 г. его переводят в Киев, на должность директора учебного заведения, которое готовит преподавателей для духовных училищ. На этой должности Липковский остается только два года — ему предлагают покинуть школу по причине его “демократических воззрений и националистических тенденций”. Когда началась революция 1905 г., Липковский немедленно примкнул к ней. Он бурно приветствовал манифест 17-го октября и на собрании Киевского духовенства ратовал за решительные реформы в Церкви. Собрание (никаких подробностей о составе и целях этого собрания не сообщается), было так воодушевлено выступлением Липковского, что единодушно избрало его своим председателем. По приглашению Липковского проф. Е. Н. Трубецкой и С. Н. Булгаков делали собранию доклады о ходе “революционных событий”. Но вскоре “торжествующая реакция” привела к роспуску собрания. Липковский был назначен настоятелем в пригород Киева, Соломенка. Но и после этого Липковский не прекращает своей политической деятельности — он активно сотрудничает в передовых газетах того времени (“Сельский священник”, “Пробуждение”, “Киевские новости”). Во время революционных событий 1917 г. он снова стоит во главе “революционных священников и мирян”, вдохновлявшихся, как и прежде, немедленными церковными реформами. Одновременно в этой же среде зарождаются украинские националистические тенденции. Когда к власти пришел Скоропадский, сторонники украинской автокефалии и сам Липковский попали в немилость, и были удалены от церковных дел. Тогда же ими было создано Кирилло-мефодиевское братство, о котором упоминалось выше (см. биографию Липковского О. С. 4, 1923 г., стр. 194—198).
- Этот орган был создан в сентябре 1919г., как инициативный комитет по созданию украинских приходов. Первоначально этот комитет, принявший название “Всеукраинской Церковной Рады”, состоял из, примерно, 30 человек — среди них было несколько священников. Председателем Рады был избран киевский мировой судья М. Н. Мороз, вице-председателем — Липковский. По мере того, как советские власти передавали липковцам приходы Киева, в Раду входили представители этих приходов — по 10 человек от каждого прихода. Дальнейшие приходы, присоединявшиеся к “Союзу Приходов”, управительным органом которого считалась Рада, посылали в нее по одному представителю. Количественное превосходство оставалось, таким образом, за инициаторами Рады и за киевскими “активистами”.
- 24 О. С. 4, стр. 190.
- Мы без труда можем себе представить, как создавались такие приходы на примере захвата киевских Церквей. Характерно, что Липковский признает, что инициатива создания украинских приходов принадлежала сельсоветам — т. е. опять благожелательная поддержка советской власти! В каждой деревне можно было найти несколько “автокефалистов”, которые и отбирали Церкви при помощи советских властей. Не исключено, что последние имели даже специальное предписание касательно поддержки “автокефалистов”. Не за эту ли поддержку благодарил советскую власть самосвятский “собор” в октябре 1921 г.? Характерна также просьба “активистов на местах” прислать священнослужителей. Не потому ли, что сельское духовенство не торопилось сбросить с себя “духовные цепи старорежимного Патриарха”?
- О. С. 4, стр. 151.
- Здесь же мы узнаем, что при Киевском епархиальном управлении существовал “Комитет переводов” богослужебных книг на украинский язык. Собрание осуждает этот комитет, как ловкий маневр направленный к тому, чтобы успокоить украинцев мнимыми подачками и воспрепятствовать возникновению независимой украинской Церкви. Это лишнее подтверждение того, что православные епископы пытались направить украинское национальное движение по законному церковному руслу.
- О. С. 3,стр.102.
- Характерно, что Орлик и Погорилка, вопреки 1-му Апостольскому правилу, пытались добиться архиерейского посвящения от одного епископа, не говоря уже о том, что речь могла идти только об “отрешенной хиротонии” — безотносительно к какой либо кафедре. Непоследовательность здесь на каждом шагу. Добиваясь епископской благодати как некоего церковно-политического капитала, “автокефалисты” не задумались использовать для этого тех самых “служителей тьмы”, от которых они сами повторно отрекались. Несмотря на видоизменения, которые украинцы пытались внести в брачное право для клириков, кандидатами в архиереи были избраны вдовые священники, согласно с принятыми правилами Церкви по этому вопросу. Липковский был женат, и его кандидатура, как заранее обреченная на неудачу, выдвинута не была. “Архиереем” Липковский стал уже позже, когда беззакония уже не считали нужным скрывать.
- О. С. 4, 1923 г., стр. 152-153.
- О. С. 4, 1923 г., стр. 155. Типично обновленческая фразеология!
- 16, стр.155.
- Чехивский, в прошлом учитель, был одним из главных поборников “автокефалии”. Им были созданы курсы для будущих священников-“автокефалистов” и основано “братство проповедников”.
- Документы того времени не содержат никакого указания на подобное обещание. Если бы оно было дано, Липковский и другие не преминули бы обвинить митрополита Михаила в нарушении обещания. Но Липковский не делает этого. Здесь мы, очевидно, имеем место с ложью, пущенной “автокефалистами” для предсоборной пропаганды. Смятение священников кажется нам вполне понятным. Без сомнения, многие из них явились на “собор” из страха перед своими “сельсоветами”, роль которых в украинизации Церкви мы уже повторно отмечали. Принадлежностью к “украинской Церкви” эти несчастные священники думали облегчить свое положение и удержаться на приходах при новой власти. Уход митрополита Михаила с “собора” со всей ясностью показал им всю неправду того пути, на который они, по малодушию, встали. Положение их не может не вызвать жалости.
- О. С. 4, стр. 156-157.
- В добавление к книге епископа Никодима Милаша “Православно црквено право” мы находим несколько слов об этой “хиротонии”, которые принадлежат перу проф. Казимировича. Там упоминается, что, помимо вышеописанного руковозложения, на голову Липковского в момент “хиротонии” были возложены мощи священномученика Макария, митрополита Киевского (ум. в 1497 г.) — (Милаш, сербское издание, Белград 1926 г. стр. 880). Подтверждения этой подробности нам обнаружить не удалось.
- О. С. 4, 1923 г., стр. 158—159. Имя Павла Погорилка мы снова встречаем в связи с т. н. “Лубенским расколом”, который возник в 1925 г. под руководством викарного епископа Полтавской епархии Феофила Бульдовского. Об этом расколе см. ниже.
- О. С. 4, стр. 159.
- О. С. 3, 1923 г., стр. 87-124.
- По православному вероучению вступление в Церковь осуществляется путем крещения, миропомазания и участия в Евхаристии; предварительным условием является исповедание православной веры или самим крещаемым, или его поручителями, обязующимися воспитать крещаемого в согласии с произнесенным исповеданием веры. Характерно, что “собор” ничего подобного не упоминает и говорит лишь о “православном населении”. Но причисление себя к православному населению отнюдь не тождественно с принадлежностью к Православной Церкви.
- О.С.З, 1923 г., стр. 93.
- О. С. 4, 1923 г., стр. 211-212.
- 43 Там же, стр. 159.
- Почти все уже знакомые лица — Липковский, “архиепископ” Шараевский, Мороз, Чехивский, Левицкий и др.
- О.С.4, 1923 г., стр. 160-163.
- Тамже.стр. 164-165.
- Тамже.стр. 159—160.
- О. С. 4, 1923 г., стр. 204-207.
- Там же, стр. 207.
- О. С. 54, 1929 г., стр. 340.
- 51 Там же, 1929 г., стр. 341-343.
- Там же, стр. 342.
- Поликарп Сикорский — в миру Петр Дмитриевич Сикорский, родился 20.06.1875 г. в селе Зеленки, Киевского уезда Киевской губернии, в семье священника. После окончания Уманского Духовного Училища, он поступил в Киевскую Духовную Семинарию, которую окончил в 1898 г. С 1906 по 1910 г. был вольнослушателем на юридическом факультете Киевского университета. Служил по духовному ведомству — с 1908 по 1918 г. был столоначальником в Киевской духовной консерватории. С 1917 г. активно работал в министерстве вероисповеданий петлюровского правительства. После эмиграции в Польшу он принимает постриг с именем Поликарпа и 30-го июля 1922 г. рукополагается в иеромонахи архиепископом Дионисием Волынским. В том же 1922 г. иеромонах Поликарп возводится в сан архимандрита. В продолжение десяти лет после своего рукоположения архимандрит Поликарп работает по восстановлению монастырей, сильно пострадавших от военных действий. Он поочередно назначается наместником (или настоятелем) в Дерманский и Загаевский монастыри на Волыни, а также в Жировицкий монастырь на Гроднещине. Два года он проводит на должности настоятеля Мстиславского собора в г. Владимире-Волынском. Одновременно архимандрит Поликарп становится известным украинским общественным и политическим деятелем, 1-го апреля 1932 г. его, по настоянию украинских кругов, хиротонисают в Варшаве во епископа Луцкого. Там он продолжает работу по украинизации Церкви. В Луцке его застает война, там же он оказывается в момент присоединения Западной Украины к СССР.
- По утверждению украинских источников из 750 православных приходов на Волыни в 400 приходах служба совершалась по-украински к 1939 г., а проповедь повсюду произносилась на местном диалекте. К. Н. Николаев дает следующие данные об украинизации церкви на Волыни: “В 1931 г., по сведениям украинских газет, дело на Волыни представлялось в таком виде: исключительно по-украински служили в 124 церквах, по-украински от времени до времени — в 126, по-славянски, но с чтением Апостола, Евангелия, Символа Веры и Отче наш по-украински — в 99, по-славянски, но с украинским произношением — в 26, и примерно по-украински и по-славянски — в 40 церквах”. (Николаев, “Восточный обряд” стр. 247.)
- Архиепископу Александру суждено было сыграть важную, но не совсем ясную, роль в возникновении УАПЦ. Уроженец Тобольска, в миру Николай Иванович Иноземцев, он после окончания Московской Духовной Академии остается при Академии на должности помощника инспектора. Когда епископ Георгий (Ярошевский) в 1917 г. назначается на кафедру епископа Минского и Туровского, он вызывает архимандрита Александра в Минск и делает его епархиальным миссионером. После конца первой мировой войны архимандрит Александр решительно поддерживает притязания митр. Георгия на автокефалию Православной Церкви в Польше. В 1922 г. его хиротонисают во епископа Люблинского. После ссылки в монастырь архиепископа Пантелеймона (Рожновского) епископ Александр назначается на его место в Минск. Умер архиепископ Александр (Синод УАПЦ преподнес ему титул митрополита) уже в эмиграции, в Мюнхене, в 1948 г. К моменту его смерти его каноническое положение оставалось невыясненным. Он вошел в общение с русским Зарубежным Синодом, который, однако, скоро порвал молитвенное общение с ним, т. к. митр. Александр сохранял свои связи с УАПЦ.
- Нам хорошо известен случай одного верующего киевлянина, который в 1941 г. при первой возможности принял священство и имел несчастье попасть на автокефального епископа Сильвестра (Гаевского). Принятый после войны в юрисдикцию Зарубежного Синода, о. Б. С. был перерукоположен, по распоряжению Синода, в 1948 г. архиепископом Австрийским Стефаном.
- Постановление о принятии “в сущем сане” липковских клириков в УАПЦ было принято в Пинске в феврале 1941 г., с ссылкой на 68-ое Апостольское Правило, запрещающее вторичное рукоположение, и на 58-ое Апостольское Правило о принятии кающихся. Постановление это необычайно осложняет положение УАПЦ. Если и имели место перерукоположения липковских клириков, то их нужно отнести за счет личной инициативы отдельных поликарповских архиереев. Послевоенные издания украинцев, признавая “неполноту” липковских “хиротоний” и “хиротессий”, тем не менее, оправдывают их, как “вынужденный акт”.
- Епископ Вячеслав подвизался много лет в Сдолбунове, где проживали, переселенные туда в царствование Александра III, чешские колонисты. Подавляющее большинство этих колонистов перешло в православие. При возникновении УАПЦ архимандрит Вячеслав примкнул к ней, был хиротонисан во епископа города Дубно. После конца войны епископ Вячеслав попал в США, где был принят в Русскую Американскую Митрополию в сане архимандрита, и затем уже хиротонисан во епископа митрополитом Леонтием. Клирики “Автокефальной Церкви” принимаются, таким образом, подобно обновленцам, в том сане, в котором они были к моменту ухода в раскол.
- К концу 1942 г. к Автономной Церкви принадлежали следующие архиереи: Экзарх митрополит Алексей (Громадский) — с кафедрой в Кременце: архиепископ Антоний (Марченко) — Николаев; архиепископ Симон (Ивановский) — Чернигов; епископ Львовский Пантелеймон (Рудык) — управляющий киевской епархией; епископ Вениамин (Новицкий) — Полтава; епископ Димитрий (Маган) — Екатеринослав; епископ Дамаскин — Каменец-Подольск; епископ Евлогий (Марковский) — Винница; епископ Леонтий (Филиппович) — Житомир; епископ Панкратий, хиротонисанный во епископа Белгородского и Курского, проживал в Нежине, т. к. его епархия была в непосредственной близости от фронта; епископ Серафим (Кушнерук) — Херсон; епископ Иов (Кресович) — Луцк; епископ Мануил (Тарнавский) — Владимир-Волынский; епископ Федор (Рафальский) — Ровно; епископ Никодим — Почаев; и епископ Иоанн (Лавриненко) — Брест-Литовск.
- Постепенно народ все больше склоняется к Автономной Церкви. Православный народ боролся за свои храмы против фанатиков-националистов так, как он за двадцать лет до этого боролся против липковщины и обновленчества. Неуег сообщает нам о такой борьбе за историческую Спасскую церковь в Полтаве. Она первоначально была открыта автономистами. Автокефалисты не замедлили обвинить прихожан в московских симпатиях. Во время воскресной литургии два националиста-галичанина Чуй и Дегас ворвались в военной форме в церковь, прервали службу и начали произносить речи в пользу автокефалии. Дело почти дошло до драки. Через некоторое время автокефалисты добились того, что церковь была передана им. Но верующие перестали посещать ее и в течение всего Великого Поста 1942 г. церковь стояла закрытой. Через три месяца ее удалось вернуть Автономной Церкви.
- Действительно, 12 февраля 1942 г. епископ Илларион опубликовал заявление, в котором оспаривал право митрополита Дионисия вмешиваться в дела Церкви на территории освобожденной от большевиков Украины. (Неуег,стр. 180).
- Само католичество сейчас пытается практически ликвидировать этот разрыв (путем создания напр. лаического апостолата), но это вызвано скорее требованием времени, а не догматическим сознанием. Даже вспышка мирянской, внецерковной религиозности в период реформации не повлияла в смысле вероучительном на римско-католическую Церковь.
Единая Русь