Российская империя и Католическая церковь: борьба за этническую идентичность белорусов Северо-Западного края (1863 – 1914 гг.) Часть 2

Автор: Александр Бендин

Костел Св. Франциска Ксаверия в Гродно на старой фотографии.

Продолжение |Часть I |Часть II |Часть III |

4. Русский язык в дополнительном католическом богослужении: новая попытка его введения после указа 17 апреля 1905 г.

В начавшемся после издания указа 17 апреля 1905 г. противостоянии с государством, позиции сторонников доминирования польского католической традиции в костеле, казалось, будут вот-вот поколебленными, причем, в своей канонической, дисциплинарной основе.

Гродно и гродненцы в переписке П.А. Столыпина 1902-1911 годов.

Автор: Валерий Черепица

Гродненский губернатор Столыпин в 1902 годуНепродолжительное пребывание П.А. Столыпина в должности гродненского губернатора (с 30 мая 1902 года по 15 февраля 1903 года) получило в последнее десятилетие достаточно полное освещение в научной литературе [1, с.28-38]. Исследователи этого периода жизни П.А. Столыпина сходятся на том, что многогранная деятельность последнего в Гродненской губернии была важным этапом в его становлении как крупного государственного деятеля и реформатора.

Российская империя и Католическая церковь: борьба за этническую идентичность белорусов Северо-Западного края (1863 – 1914 гг.) Часть 1

Автор: Александр Бендин

| Часть I |Часть II |Часть III |

 

1.Идентичность Северо-Западного края как проблема целостности Российской империи.

Польское восстание 1863 г. коренным образом изменило приоритеты религиозно-этнической и социокультурной политики российского правительства в Северо-Западном крае Российской империи. Основателем нового политического курса в этом регионе стал Виленский генерал-губернатор М.Н. Муравьёв[1].

Модернизация религиозного законодательства и проявления религиозно-этнической нетерпимости в Северо-Западном крае Российской империи в начале xx в.

Автор: Александр Бендин

Большой Герб Российской ИмперииСеверо-Западный край, включавший в себя шесть губерний - Виленскую, Ковенскую, Гродненскую, Минскую, Витебскую и Могилёвскую, традиционно характеризо­вался особенным религиозно-этническим многообразием среди других ре­гионов Российской империи [1, 2, 373]. Отношения, складывавшиеся между привержен­цами различных конфессий и общин, нередко приводили к кон­фликтам, делавшим этот край проблемным религиозным пространством, на­ряду с Царством Польским, Юго-Западным краем и Поволжьем.

Мифы Оршанской битвы

Автор: Алексей Лобин

Начало сражения под Оршей. Гравюра из книги Марчина Бельского «Хроника польская». 1597 г8 сентября национально озабоченные жители Белоруссии из так называемого «свядомага кола» празднуют «День белорусской военной славы». Эта дата выбрана в память о битве под Оршей между русским и польско-литовскими войсками. Националисты пытаются убедить белорусов, что они имеют отношение к этой битве. Но если обратиться к правдивой истории, то в те времена предки современных белорусов были на положении «быдла» у тех, кто тогда стоял под польско–литовскими хоругвями. На сайте «Западная Русь» уже довольно много публикаций на тему Оршанской битвы.

Концепция «золотого века» и Реформация в Беларуси

Автор: Алексей Хотеев

Кальвинисткий собор 2-й половины XVI века в поселке Первомайск под МинскомDesinat novitas incessere vetustatem –
«Да перестанет новизна восставать на древность»(Из окружного послания Восточных Патриахов 1848 г. [17,234])

Греческий поэт Гесиод в своей поэме «Труды и дни» впервые ввел понятие «Золотого века» для обозначения далекого прошлого, когда люди не знали ни горя, ни трудов, ни болезней, наслаждались пирами и легко добытым богатством [10,86-87]. Этот мифический «Золотой век» стал крылатым литературным образом.

Яков Иванович Трещенок: Две белорусские национальные идеи (католический национал-сепаратизм и православная национальная идея)

Автор: Яков Иванович Трещенок


Становление великих европейских наций, завершившееся к середине ХIХ в., имело долгую многовековую предысторию. Эта величественная и трагическая предыстория потребовала от европейских народов неисчислимых жертв. Земли Европы, а затем и других континентов, вовлеченных в сферу деятельности европейцев, были обильно политы кровью невинных жертв, озарены пламенем пожаров и костров инквизиции, истоптаны солдатскими сапогами.

Реляции Ягеллонского двора о битве под Оршей 1514 года

Автор: Алексей Лобин

При дворе Сигизмунда I8 сентября 1514 г. на широком поле близ Орши сошлись польско-литовские войска под командованием князя К. И. Острожского и  гетмана Я.Сверчевского и русская рать воевод И. А. Челядина и М. И. Булгакова-Голицы. В ходе продолжительного боя воеводы государя Василия Ивановича потерпели жестокое поражение. Это была первая крупная полевая победа Великого княжества Литовского в противостоянии Российскому государству. Уже через несколько дней в ставке короля, в лагере под Борисовым («in castris apud Borissow») были составлены победные реляции.

Гражданская администрация Минской губернии в начале Первой мировой войны

Автор: Александр Киселев

 Городовые на улицах МинскаВ большинстве исследований по истории Первой мировой войны акцент традиционно делается на изучении собственно военной составляющей этого глобального конфликта: стратегические планы сторон, тактика, вооружение и организационно-штатная структура армий, ход и результаты отдельных военных операций и целых кампаний.

Об особенностях современной белорусской историографии Великой Отечественной войны

Автор: Александр Гронский

Известно, что историческая память начинает формироваться в детстве. Особенно успешно этим пользуется государство, когда через среднее образование создаёт представление о значимости и оценке того или иного события для граждан страны. Белорусские учебники истории также отражают не только информационную составляющую, но и воспитательно-идеологическую. Их авторы даже в период активности националистической идеологии не старались заниматься ревизионизмом по отношению к Великой Отечественной войне.

К вопросу о составе и численности польско-литовской армии в битве под Оршей 1514 г.

Автор: Алексей Лобин

Хоругвь польских гусар в битве при Орше, 1514. С картины в Национальном музее в Варшаве. Отчетливо видно польское знамя, и традиционные значки польских гусар на пиках в виде белого треугольника с красным крестом. Эти значки по одной из версий белорусской националистической мифологии и были первым изображением белорусского «национального» флага (на то она и мифологии, чтобы возникало много вопросов).Одним из крупнейших событий кампании 1514 г., наряду с падением Смоленска, стала битва под Оршей между польско-литовскими и русскими войсками. Однако приходится констатировать: не существует труда, в котором бы взвешенно, с использованием современных методов исторических исследований проводился анализ одной из главных битв этой кампании. Во многом сражение оказалось мифологизировано.

1863 г. в судьбах старообрядцев Северо-Западного края Российской империи.

Автор: Александр Бендин

Старообрядческая церковь во имя пророка Ильи. Гомель, XVIII в.В статье Александра Бендина, посвященной вопросам правового положение старообрядцев Российской империи в середине XIX в, особое внимание уделяется положению старообрядцев Северо-Западного края, которые во время польского восстания 1863 г. выступили на стороне России. Почти сто лет советская, а потом белорусская  националистическая  пропаганда искажали историю мятежа польской шляхты, представляя ее как борьбу белорусов за освобождение от «царского гнета».

Расформирование полиции и жандармерии в белорусских губерниях

 Городовые на улицах МинскаФевральская революция 1917 г., уничтожив монархию, сделала ненужными и структуры, охранявшие её. Новая власть решила, что она не нуждается в аппарате подавления антиправительственных выступлений. 6 марта Временным правительством был упразднён Отдельный Корпус жандармов, а 10 марта – Департамент полиции. Однако в прифронтовые губернии эти новости дошли с опозданием.

Белорусы в Российской империи. К вопросу о формировании этнической идентичности (вторая половина XIX - начало XX вв.).

Автор: Александр Бендин

 Белорусы. Рисунок с натуры М.Микешина . 1856 год.С включением белорусско-литовских земель в состав Российской империи на её западных окраинах на протяжении  XIX  - начала XX вв. происходила сложная борьба за установление политических, конфессиональных и этнолингвистических границ. Результаты этой борьбы должны были определить принадлежность территории и населения этих земель либо к Речи Посполитой, либо к Российской империи.

Красная звезда на еврейской улице. Перемены в жизни евреев советского Минска, 1919-1939 гг.

Автор: Элис Бэмпэрд

Герб Белорусской ССР, 1926-1937 гг. Девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» на четырёх государственных языках - белорусском, русском, польском и идишПосле Октябрьской революции, большевики с целью ослабления своего главного противника – русского народа, провели искусственное расчленение России на отдельные государственные образования. На территории Украины и Белоруссии это сопровождалось насильственной дерусификацией новообразованных «социалистических наций» - украинцев и белорусов. Когда в современной Белоруссии, белорусизаторы сталкиваются с материалами, в которых говорится о фактах принуждения белорусов к отказу от своего русского начала, они  утверждают, что это выдумки российских великодержавных шовинистов.  

Влияние белорусской пропаганды на местное население в начале ХХ в.

Автор: Александр Гронский

Проект макета «Нашей Нивы» Язепа ДроздовичаБелорусы начала ХХ в. как субъект политики существовали в рамках текста [подробнее об этом см.: Акудовіч, 1998, с. 7-12], в первую очередь, газетного, и являлись, если можно так сказать, «газетной нацией». Белорусские книги в то время выходили, но наиболее значимым транслятором белорусского национализма была газета «Наша ніва».