Доклад Владислава Гулевича к предстоящей 25 января 2015 года научно-практической онлайн-конференции «Первая мировая война: карпаторусизм и политическое украинство», приуроченной к столетию начала Первой мировой войны в 1914 году.
Одним из заблуждений относительно карпато-русского движения является мнение о его пространственно-географическом и временном ограниченности. Ошибочно считается, что движение это имело место исключительно в границах сегодняшней Западной Украины, и их не пересекало, а хронологически не перешагивало рубеж начала ХХ в.
Такое мнение верно отчасти. Западная Украина была эпицентром карпато-русской жизни, здесь жили и творили большинство карпато-русских деятелей, и основная их масса не дожила до конца века ХХ. Но это не дает повода полагать, что карпаторусизма не было за пределами Карпатской Руси, и что карпаторусизма не было за пределами первой половины ХХ в.
Рассмотрим сначала пространственные масштабы карпато-русского движения. Уже в XIX в. мы видим его распространение за пределы Карпатской Руси. В начале XIX в. наблюдалась массовая эмиграция карпаторусов в Южную Америку (об этом практически не сохранилось данных), а перед Первой мировой войной и после нее – в Северную. В Северной Америке образовалось такое самобытное явление, как «Американская Русь» - густая сеть карпато-русских эмигрантских организаций в Соединенных Штатах и Канаде со своими печатными органами и филиалами (Общество русских братств, Русский американский союз, Братство русских галичан, Братство св. Иоанна Крестителя, Братство св. апп. Петра и Павла, Лемковский комитет, «Lemko-Relief» и др.). Перечень одних только карпато-русских календарей, газет и журналов в Америке занял бы не одну страницу. Среди самых известных – «Календарь «Лемко-союза», «Свободное слово Карпатской Руси», «Карпато-русское слово», «Лемковщина», «Прикарпатская Русь», «Голос Руси» и др.
«Американская Русь» была самодостаточна: не получала финансирование извне, не имела иностранной поддержки, ее меценаты были выходцами из ее же среды (например, промышленник Петр Гардый, основатель Lemko-Relief).
В Северной Америке выходили издания, чья тематика не была полностью карпато-русской, но пересекалась с ней. Например, журнал «Американский православный вестник», к печати которого был причастен протопресвитер-карпаторус Алексий Товт и епископ Алеутский и Аляскинский Николай (Зиоров), уроженец г. Новомиргорода Кировоградской обл. (Украина). Епископ Николай духовно окормлял карпато-русскую паству, благословил о. Алексия на создание Русского кафолического общества взаимопомощи. Это один их многих примеров участия в карпато-русской жизни выходцев не из Карпатской Руси. Для них Карпатская Русь была неотъемлема от Руси, как таковой.
Отец Алексий был заметной фигурой «Американской Руси», инициатором массового перехода американских карпаторусов-униатов в лоно Православной церкви (более 250 000 чел. только в США). Его миссионерскому слову внимали карпаторусы в Европе, что привело к массовому возвращению в Православие карпаторусов Словакии. Т.е. «Американская Русь» не была оторвана от своей малой родины – Карпатской Руси. В истории американской католической церкви эти события получили название «схизмы Товта». В 1994 г. о. Алексий был канонизирован под именем Алексий Исповедник, став одним из первых православных святых, которых подарила нам «Американская Русь». Т.е. «Американская Русь» имела эсхатологическое значение, выходящее за рамки упрощенной обыденности и материалистического эмигрантского быта. Служителями Православной Церкви в Америке были составлены акафист, тропарь и кондак в честь св. Алексия Исповедника, в т.ч. на английском языке.
О нравственно-идеологическом влиянии «Американской Руси» говорят факты ведения подрывной деятельности против нее властями Австро-Венгрии. В карпато-русскую среду засылались французские, польские и венгерские священники для провоцирования религиозного раскола, и удержания карпаторусов в униатстве или католичестве, создавались организации-двойники, выделялись деньги на ведение контрпропаганды и украинизацию карпато-русской эмиграции. Последней мощной попыткой использовать украинизаторское движение в подрывных целях была поддержка ЦРУ в годы холодной войны украинской националистической эмиграции с целью придания ей информационного, пропагандистского и идеологического перевеса над эмиграцией карпато-русской.
Украшением «Американской Руси» является Свято-Троицкий монастырь и семинария в Джорданвилле . Там же погребен предстоятель РПЦЗ митрополит Лавр (в миру Василий Михайлович Шкурла) – карпаторус. Преемник митрополита Лавра – митрополит Иларион (в миру Игорь Алексеевич Капрал), потомок выходцев из Волыни, также носитель карпато-русского сознания.
Карпато-русская жизнь захлестывала соседние регионы Европы. Термины «Пряшевская Русь», «Надсянская Русь» говорят сами за себя. В Вене издавался «Веночек для русских детей» Григория Купчанко, выходца из Буковинской Руси. «Веночек…» выписывали читатели в США, а также польские, венгерские, румынские семьи. В Чехословакии были учреждены несколько карпато-русских организаций и газет («Православная Карпатская Русь»), выходили книги по истории карпаторусов.
Так или иначе, к карпато-русской мысли причастны такие города, как
Новомиргород (родился еп. Николай Зиоров), Кировоград (в Спасо-Преображенском соборе хранится частица мощей св. Алексия Карпато-русского), Полтава и Лубны (место службы еп. Аркадия Остальского), Кронштадт (могила Исидора Шараневича), Ростов-на-Дону (центр карпато-русской эмиграции в Первую мировую), Омск (место формирования Карпато-русского отряда Белой армии и проведения карпато-русского съезда), Курган (место боевой славы Карпато-русского отряда), Туапсе, Пятигорск, Сухум, Тбилиси, Кутаиси, Батуми (эти города посетил Иван Наумович, выбирая место для поселения галичан), Новороссийск (место смерти Ивана Наумовича), Ашхабад (место ссылки о. Андрея Грисюка), Ташкент (здесь жил Иосиф Полянский и погиб Владимир Дудыкевич). Это Украина, Россия, Абхазия, Грузия, Туркмения, Узбекистан. Известно также о пребывании Карпато-русского отряда в Черкесии и на Кубани. Все это обширная география.
Рассмотрим хронологические масштабы карпаторусизма. Карпато-русское движение – это не политическая партия, а уходящая в глубину веков общерусская традиция Карпатской Руси. Следовательно, временные рамки карпаторусизма – это не строго определенные годы, а вся история существования Карпатской Руси. Переломным моментом была Первая мировая война, когда тех, кого не удалось лишить общерусского сознания, и привить новое, украиноцентричное, уничтожили в концлагерях Талергоф и Терезин.
Современная украинская историография намеренно сужает хронологические рамки карпато-русской мысли, затискивая ее в период с середины XIX до нач. XX в., и изображая это как политическое чудачество «заблудших украинцев», ошибочно считавших себя русскими. До этого и после этого для официальной украинской истории карпаторусизма не существует.
Но это - исторический подлог. «Американская Русь» держалась за свою русскость до 1990-х, когда прекратился выпуск самого популярного карпато-русского журнала «Свободное слово Карпатской Руси». Осколки карпато-русской жизни сохранились там до сих пор. Джорданвилль до сих пор живет святорусской жизнью, знающей лишь Св. Русь, а не ее секулярные осколки в виде бизнес-проекта «парада независимостей» начала 1990-х.
На Западной Украине до сих пор тлеют остатки карпато-русской жизни в лице потомков первых галицких русофилов XIX в. В 1950-1960-х карпато-русская жизнь в Галиции, на Волыни или Буковине была более-менее активной, хоть и пребывала в информационной блокаде. Некоторые видные карпато-русские деятели ушли из жизни только в конце 1990-х, а некоторые творили вплоть до нач. XXI в. Так, публицист и педагог Иван Ковач скончался в 2002 г.
Таким образом, карпаторусизм не умер в начале ХХ в., как учит украинская история. Он был придавлен репрессиями, которые нанесли ему непоправимый урон, но не уничтожили окончательно. Сегодня он продолжает жить в русинской среде на Закарпатье, в американском Джорданвилле, и среди немногих галичан, помнящих о своем русском происхождении.