ЗАПАДНАЯ РУСЬ

Рубеж Святой Руси в прошлом, настоящем и будущем

Украинство и русский этносепаратизм в годы Первой мировой войны

 

 


Доклад Игоря Зеленковского к предстоящей 25 января 2014 года научно-практической онлайн-конференции «Первая мировая война: карпаторусизм и политическое украинство», приуроченной к столетию начала Первой мировой войны в 1914 году.

 


 

В своем небольшом докладе, посвященном Галичине и Подкарпатской Руси в годы Первой мировой войны я хочу не столько дать какие-то новые факты о судьбах русинов в то время, а посмотреть шире на то время. Заняться  правильной постановкой вопросов, над которыми до сих пор мало задумывались и затем, с помощью  историков и философов – авторов и членов проекта «Западная Русь», найти на них ответы, и  подойти с иной точки зрения на понимание тех процессов, которые идут в Русском мире. Увидеть причины того, почему сегодня пылает центр Матери городов русских Киева, исторические корни этносепаратизма, раздирающего весь Русский мир, и затем, увидев  источник этой болезни - националистического экстремизма, то есть, поставив диагноз, правильно определить методы борьбы с этой напастью, и возможно повернуть вспять события раскалывающие Русскую православную цивилизацию.

Такая постановка вопроса, думаю, будет важна для западнорусского сообщества в первой нашей конференции посвященной предстоящему столетию начала Первой мировой войны.

Что же тогда произошло? Почему в ходе войны и свершившегося на ее волне Октябрьского большевистского переворота и гражданской войны Россия и русский народ были разделены? Имелись предпосылки внутренние? Я имею ввиду не кризис власти, который бесспорно был, вызванный размыванием у элит Российской империи их идентичности, отхода  от ценностей Русской цивилизации, Православия, и увлечениях модными либеральными и социал-демократическими идеями,  а были ли к началу войны причины для этносепаратизма у частей русского народа – великороссов, малороссов и белорусов?

Да, социальные противоречия всегда были, но они и остались и остаются вне зависимости от социальной организации общества. Мы сейчас уже хорошо знаем, что социальное расслоение в Советском Союзе тоже было  и  со временем усиливалось. Разница только в том, что мерилом этого расслоения были не деньги, а доступ к нормированию получения от «народного государства» тех или иных благ.  

Но были ли причины этносепаратизма у трех частей русского народа?! Во Франции, которая была действительно многоэтнична, революции привели только к смене формации и даже унификации этнических групп и слиянию их в единую нацию. Австро-Венгрию, которая рассыпалась после Первой мировой войны, в этом контексте  рассматривать не правомерно, поскольку это было действительно в этно-конфессиональном отношении лоскутное государство.  

Если вывести за рамки Закавказские и Среднеазиатские окраины, а говорить только о собственно русских землях, то глубинных причин этносепаратизма я не вижу. Их не было. На все многочисленные игры в фольклор «краевой интеллигенции» в Малороссии, Белоруссии  и даже в Сибири народ отвечал глухим молчанием и непониманием – чего это господам-хорошим неймется?

Надо признать то, что несмотря на утверждения, которые все более появляются в последние годы, что Россия почти выиграла войну, а победу у нее украли, в Первой мировой войне Российская империя потерпела сокрушительное поражение – ее не стало. Потерпела поражение вся Русская православная цивилизация – она была растоптана большевизмом, не стало Русского мира – народ был разделен и над ним начали проводить социально- националистический эксперимент насильственной украинизации, белорусизации и стиранию  ментального кода русскости, основанном на традиции Православия. Да на полях сражений русская армия до определенной поры сражалась достойно, русский солдат традиционно проявлял чудеса героизма, изначально был патриотический подъем. Но Россия не была готова к новому оружию примененному противником – забросу в тыл армии диверсантов-революционеров с идеологами этносепаратизма, на заранее, за долгие годы подготовленные базы. Примерно как сейчас страны, появившиеся после распада СССР на территории бывшей Российской империи совершенно не готовы противостоять сетевому информационному оружию.  

У Руси было две катастрофы, приведшие к ее расчленению и длительному кризису: татаро-монгольское нашествие и приход большевизма. В результат нашествия кочевников и, воспользовавшихся ситуацией литовских племен, Древняя Русь была порабощена и на столетия разделена на Восточную (Московскую) Русь и Западную Русь (часть ВКЛ и Речи Посполитой). К началу Первой мировой войны Российская ммперия почти воссоединила русские земли, а в ходе войны, заняв Галичину, практически (за исключением Закарпатья) на короткое время полностью объединила Русь.

Но поражение сопровождавшееся революцией вновь разделило Русь сначала на три республики, а на сегодня и на три независимых государства, в которых все более набирает силу «взаимный национализм» исключительно в отношении своих братьев – русских, украинцев (малороссов) и белорусов.

Сейчас уже достаточно фактов, говорящих о том, что как и в случае с экспортом революционеров, сепаратистские и националистические идеи были сконструированы в Австро-Венгрии на принадлежавших их территориях Польши и Галиции. А большевики затем только распространили их на всю территорию современной Украины и Белоруссии. Эта работа по внедрению «украинства» в сознание и малороссов и белорусов велась с середины XIX века сразу после поражения польского восстания 1863 года. То, что не получалось добиться за века насильственной полонизации, онемечивания и мадьяризации удалось сделать с помощью утверждения инаковости частей русского народа, и последующим превращением этого ощущения особенности в агрессивный национализм, нацеленный против себе подобных.  

Сейчас, наблюдая за бесчинствами последователей Бандеры в Киеве из Западной Украины, трудно поверить, что еще их прадеды считали себя русскими. Надо отметить, что даже в подвластной Австрии Галиции до начала Первой мировой войны все-таки русское самосознание у населения преобладало, и русские войска в годы войны встречали как освободителей. Военное время развязало австрийским войскам руки для массового террора русофильской интеллигенции и она была просто физически уничтожена и замучена в лагерях. Именно после Первой мировой и последующей гражданской войны произошёл перевес у населения Галичины в сторону «украинства».

Но в тоже время русины Закарпатья бывшие под властью венгров, явили феномен стойкости. Они боролись и вплоть до вхождения в состав Советского Союза сохраняли свое общерусское самосознание.  И годы нахождение в составе Советской Украины и сейчас русины Закарпатья не собираются быть украинцами. Правда к сегодняшнему дню, не видя поддержки со стороны Русского мира, они все более приходят к решению выделиться в отдельный народ. Тем не менее, они смогли противостоять украинскому национализму. Найдя причину этой стойкости к национализму, думается мы можем найти рецепт излечения всей Украины, а также и Белоруссии от этой опасной болезни, разъедающей Русский мир, и не дающей нам заняться обустройством нашего просторного и богатого дома от Карпат до Тихого океана.

Поиском ответов на эти вопросы и будет заниматься проект Западная Русь в ряде предстоящих конференций, посвященных Первой мировой войне, а также революции и гражданской войне.

Игорь Зеленковский

 

Добавить комментарий

Внимание! Комментарии принимаются только в корректной форме по существу и по теме статьи.


Защитный код
Обновить

Сейчас на сайте

Сейчас 117 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте