Историческая память белорусов о польском восстании 1863 года в свете борьбы символов и понятий национальной самоидентификации.

 

Доклад руководителя проекта «Западная Русь» Игоря Фёдоровича Зеленковского на состоявшейся 20 января 2013 г.  конференции «Польское шляхетское восстание 1863 г. Взгляд на события 150 лет спустя».

Вспоминая о событиях польского восстания 1863 года, крайне важно сравнить отношение белорусов к ним тогда и сегодня. Судя по историческим  документам,  150 лет  назад у разных слоев населения белорусских губерний было диаметрально противоположное отношение к восстанию.

Польские легионеры, Гаити и Западная Русь

В связи с шумными мероприятиями, посвящёнными 150-летней годовщине Январского восстания 1863 г., которые проводятся не только в Польше, но и в Белоруссии, Литве и на Украине, стоило бы осветить малоизвестный эпизод из истории польского легионерского движения.

«За нашу и вашу свободу!» - этот лозунг польских повстанцев впервые прозвучал в 1795 г., когда шляхта пыталась привлечь на свою сторону малороссийское и белорусское крестьянство. Затем он превратился в постоянный девиз польского повстанческого движения, и даже больше того, использовался как идеологема для расширения культурно-политического влияния Польши на сопредельные территории.

"За Святую Русь мы не пощадим ни живота, ни достояния нашего"!

В годовщину 150-летия польского шляхетского восстания, когда многие белорусские и зарубежные СМИ переполнены дубликатами далекого от оригинала «письма из-под виселицы» Викентия Калиновского, редакция портала «Западная Русь» видит необходимость в публикации ряда писем от жителей белорусских губерний Российской империи, адресованных императору Александру II в 1863 году. Эта публикация озаглавлена цитатой из письма крестьян Могилевской губернии Горецкого уезда Горецкого сельского общества: «За святую Русь мы не пощадим ни живота, ни достояния нашего».

Потери 1863 г. по польским и русским сведениям (на примере отдельных боёв)

Публикациядоклада кандидата исторических наук Александра Дмитриевича Гронского в качестве его заочного участия в состоявшейся 20 января 2013 г.  конференции «Польское шляхетское восстание 1863 г. Взгляд на события 150 лет спустя».

Несмотря на то, что польскому восстанию 1863 – 1864 гг. посвящена не одна книга, оно имеет ещё множество белых пятен. В первую очередь эти белые пятна связаны с излишней мифологизацией восстания. В нём заинтересованные лица видели не только выступление польской шляхты за восстановление своего государства, но и нагружали его иными смыслами, далёкими от реальных мотивов повстанцев и даже противоречащими им.

Восстание 1863 г. и правопорядок в западной части Российской империи.

 

Доклад кандидата исторических наук, доцента кафедры кафедры теории и истории государства и права БрГУ (Брест) Александра Александровича Загорного на состоявшейся 20 января 2013 г.  конференции «Польское шляхетское восстание 1863 г. Взгляд на события 150 лет спустя».

 

Была ли русская автокефалия XV века незаконной?

 

В апреле 2012 года известный в Белоруссии общественный деятель Олег Трусов, борющийся с любым проявлением русскости в белорусах, резко выступил на «Радио Свобода» по поводу прошедшей перед этим конференции по западнорусизму. В выступлении Олега Трусова было два основных утверждения. Первое, что белорусы не имеют никакой связи с остальным русским народом и с удовлетворением констатировал, что, якобы, отличия от русских у белорусов за последнее время значительно выросли (явно, что он пиарился). Это сопровождалось потоком ненависти к Русской Православной Церкви (можно послушать в аудиозаписи на «Радио Свобода»). О. Трусов вещал, что Русская Православная Церковь неканоническая и самозванка, незаконно провозгласившая в XV веке автокефалию.

Список русских солдат и офицеров, погибших в период подавления польского восстания 1863 – 1864 гг. в пределах Северо-Западного края Российской империи

Фамилии погибших солдат и офицеров, восстанавливавших законность в Северо-Западном крае в 1863 – 1864 гг., были выбиты на 7 мраморных досках, расположенных в Александро-Невской часовне, заложенной в Вильне в 1863 г. Н.М. Муравьёвым и освящённой в 1865 г. уже при преемнике Муравьёва – генерал-губернаторе К.П. фон Кауфмане. Часовня находилась в сквере на Георгиевском проспекте, поэтому иногда её называют Георгиевской. Часовня до нашего времени не сохранилась, «благодарные» потомки разрушили её в 1918 или 1919 г. Позже, в 1928 г. на её месте сделали фонтан, который так и не был запущен.

Суров, но справедлив?

В этом году исполняется 150 лет польскому восстанию 1863 года. Однако до сих пор единой оценки этого события в белорусской историографии не существует. Нет и единого мнения о роли такой фигуры в нашей истории как Михаил Николаевич Муравьев, руководитель подавления этого выступления. Так кто он был — вешатель или спаситель белорусов от ассимиляции? На эту тему рассуждает кандидат исторических наук, доцент, главный редактор журнала «Беларуская думка» Вадим Францевич Гигин.

Восстание 1863 года и генезис белорусского национализма.

Доклад кандидата политических наук, доцента кафедры политологии БГУ Всеволода Владимировича Шимова на состоявшейся 20 января 2013 г. конференции «Польское шляхетское восстание 1863 г. Взгляд на события 150 лет спустя».

 

 

Для белорусского националистического дискурса характерно представление о восстании 1863 г. как о «национально-освободительном» для белорусов. Это, очевидно, миф, т.к. в национальном плане восстание носило ярко выраженный польский характер, а большинство белорусского крестьянского населения оставалось либо пассивным, либо помогало российским властям в их борьбе с инсургентами.

Польско-русский конфликт начала 1860-х годов в освещении чешской прессы.

Доклад доктора исторических наук, профессор кафедры гражданского права и процесса Филиала РГСУ в г. Минске Кирилла Владимировича Шевченкона состоявшейся 20 января 2013 г. конференции«Польское шляхетское восстание 1863 г. Взгляд на события 150 лет спустя».

В идеологии чешского национального движения в XIX в. очень важное место традиционно принадлежало идее славянской взаимности. Ядром созданной Я. Колларом концепции славянской общности было «понимание славянства как единого целого – «славянской нации».[1] Подобные взгляды в различной степени были свойственны большинству чешских «будителей» первой половины и середины XIX века, рассматривавших чехов исключительно в общеславянском контексте.

Шляхеский бунт 1863 года и возрождение Западной Руси. Современные уроки.

Публикация доклада заведующего отделом Института стран СНГ (Москва), Главы Ассоциации православных экспертов Кирилла Александровича Фролова в качестве его заочного участия в состоявшейся 20 января 2013 г.  конференции «Польское шляхетское восстание 1863 г. Взгляд на события 150 лет спустя».

Я глубоко убежден, что пора переходить от двусмысленность в оценке  антирусских, антироссийских, антиправославных бунтов и путчей в Российской империи, целью которых было отторжение от России исторических русских земель и восстановление Речь Посполитой.

Польское восстание 1863 года и белорусы.


Доклад кандидата исторических наук, главного редактора журнала «Беларуская Думка» Вадима Францевича Гигина на состоявшейся 20 января 2013 г.  конференции
«Польское шляхетское восстание 1863 г. Взгляд на события 150 лет спустя».

Так что же происходило 150 лет назад на наших землях? Есть ли повод белорусам что-то праздновать или же просто отмечать? Заранее прошу меня простить за некоторое многословие, но в данном случае, как говорится, важна каждая деталь.