Отечественная война 1812 года в белорусских вузовских учебниках

«Война 1812 года в истории Минска». Афиша выставки в Национальном историческом музее Республики Беларусь, открывшейся 14 декабря 2011 г..В настоящее время вопрос о том, как отразится в исторической памяти то или иное событие, зависит во многом от ракурса, под которым оно рассматривается в школьных и вузовских учебниках по истории. Времена, когда память о событиях прошлого передавалась из уст в уста и являлась частью фольклора, традиции, скорее всего, более не повторятся.

Почему Беларусь не Литва

«Белорусы — лузеры, то есть, говоря по-простому, полные неудачники, потому что отдали свою историю и даже название другому народу». Примерно под таким истерично-надрывным лейтмотивом проходили многие публикации, посвященные 1000-летию первого упоминания названия «Литва» в хрониках. Этот юбилей дал повод кое-кому превратить старый научный спор о наследии Великого княжества Литовского в настоящую вакханалию с битьем себя ушами по щекам и рассказами в стиле «Беларусь — родина слонов».

Чеслав Мочинский о появлении украинского народа

Обложка книги о полковнике Чеславе Мончинском, начальнике обороны Львова в 1918 г. во время польско-украинской войныАвтор данного текста, полковник Чеслав Мончинский, в сжатой форме излагает процесс появления «из ниоткуда» украинской нации, как очевидец тех событий. Официальная украинская историография, мифологизированная до крайних пределов. Намеренно отрицает русские корни современных украинцев, обходя гробовым молчанием вовлечённость Вены и Варшавы в  процесс «выращивания» украинцев, как отдельного от великороссов народа. Замалчивает историю некогда мощного карпато-русского движения XVIII - XIX в., противостоявшего полонизации и украинизации, порою, ценой жизни своих лучших представителей.

Греко-католическая церковь в пределах Российской империи в первой трети XIX в.: проблемы и перспективы. (часть третья - заключительная)

Униатская Церковь. Музей белорусской деревянной архитектуры в Строчице.

| Первая часть | Вторая часть |  Третья часть |

Наименее латинизированное приходское духовенство, как единственная надежда унии на сохранение, оказавшись после 1809 г. без иерархического лидера, по определению не имело шансов противостоять существующим угрозам. Для этого у него не было ни должного уровня видения проблем церкви, ни организационных возможностей, ни влияния в высших сферах власти, ни финансовых средств.

Была ли Беларусь колонией?

Французы в 1812 году, пленённые партизанами. Прянишников (1874)Отдельные белорусские историки прозападной ориентации навязали сегодня, казалось бы, абсурдную и неуместную в годовщину двухсотлетия вторжения Великой армии Наполеона в Россию тему дискуссии: «Была ли для белорусов война 1812 года Отечественной»? Понятно, что многие из них, так или иначе, лично заинтересованы в том, чтобы максимально отдалить белорусов от общерусской истории, и  тем поставить под вопрос, активизировавшийся интеграционной процесс на постсоветском пространстве. 

Непокоренный Минск. 4 января 1942 года.

Мемориал на месте концлагеря «Масюковщина»-”Штaлаг-352” в Минске.4 января 2012 года исполнилось 70 лет со дня героической попытки жителей города Минска и военнопленных из располагавшихся в нем концлагерей поднять восстание против фашистских захватчиков.

22 июня 1941 года фашистская Германия напала на Советский Союз. Свой главный удар немецко-фашистские войска обрушили на Прибалтийский и Западный военные округа. Уже 25 июня немецкий 39-й мотокорпус вышел на подступы к Минску.

К биографии Д.В. Скрынченко (1874-1947) – педагога, публициста и общественного деятеля

Дмитрий Васильевич Скрынченко (Минск, начало ХХ века)С именем Дмитрия Васильевича Скрынченко я впервые встретился в ходе работы над монографией о М.О. Кояловиче и истории Православной Церкви на Гродненщине. Уже тогда через знакомство с рядом его печатных трудов, а также деятельностью на первом фланге общественно-политической жизни Беларуси начала ХХ века, Д.В. Скрынченко представлялся мне весьма заметной и колоритной фигурой отечественной истории.

Полоцкий церковный собор: теоретические предпосылки воссоединения (часть первая)

Иосиф (Семашко Иосиф Иосифович), митрополит Литовский и Виленский.

(Часть вторая)

Защитники унии называют ее ликвидацию преступлением русского самодержавия. Само собой разумеющимся считается, что митрополит Иосиф не имел и не мог иметь глубоких обоснований своих действий, кроме «официального» русского патриотизма и корыстных симпатий к «казенному» Православию. К сожалению, до настоящего времени этот вопрос серьезно не рассматривался. Историки выпускают из вида теоретические предпосылки, на которые опирался Литовский митрополит в своей деятельности по подготовке воссоединения, и их происхождение. Между тем, они весьма интересны.

Крещение Руси: огнем и мечом?

Памятник тысячелетию крещения Руси в Новгороде

Стараясь дискредитировать Русскую Церковь, воинствующие безбожники 30-х годов прошлого столетия выдумали лозунг, что Русь была крещена «огнем и мечом». С того времени в нашем обществе циркулирует мысль, что христианство у нас было насаждено насильственно с применением крутых мер. Мысль эту особо любят повторять не только атеисты, но и представители неоязычества.

Христианское отношение к смертной казни.

В Республике Беларусь после вынесения Верховным судом Дмитрию Коновалову и Владиславу Ковалеву смертного приговора в связи со взрывом в Минском метро 11 апреля 2011 года вновь обострился вопрос о применении смертной казни. 13 декабря 2011 года в канун тезоименитства  Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси Филарета (14 декабря 2011), пресс-служба Минской епархии огласила разъяснения по христианскому отношению к смертной казни.

Национально-религиозное наполнение «Мужицкой правды»

Почтовая марка, выпущенная в 1993 году в память о «белорусском» национальном герое Викентии Константине КалиновскомПольские сепаратисты пытались охватить пропагандой все слои населения, в том числе и крестьян. Для этого в 1862 г. начался выпуск газеты «Мужицкая правда» (в оригинале «Mużyckaja prauda»). Ее называли газетой, листовкой, воззванием, брошюрой и даже журналом, но по своей сути «Мужицкая правда» является именно листовкой. Ее авторами считается В. К. Калиновский с группой своих приверженцев (некоторые исследователи, например Я. И. Трещенок, считает В. К. Калиновского всего лишь возможным и не основным автором листовки)1.

Алексей Хотеев. "Церковная история в школьном курсе истории Беларуси".

Старейшая на территории Белоруссии Борисоглебская (Коложская) церковь в Гродно, построенная в 1180 году зодчим Петром Миланегой на высоком берегу реки Неман.Сайт Западная Русь размещает цикл из трех статей священника Алексея Хотева, посвящённый вопросам изложения истории христианства на территории Белоруссии в школьных учебниках. Статьи были опубликованы в 2010-2011 годах на страницах православной газеты «Воскресенье». Вопрос правильного, исключающего малейшие ошибки,  изложения духовной истории белорусов крайне важна для воспитания школьников.  Поскольку у газеты нет сайта и ее тираж невелик, считаем необходимым, чтобы с этими статьями ознакомилось как можно большее число заинтересованных читателей.