В.Н. Черепица. Гродненский исторический калейдоскоп. Глава 7 (заключительная). - 7.2. К портрету Всебелорусского Экзарха Филарета (Вахромеева)

Автор: Валерий Черепица

предыдущее   -  в начало главы  -  далее

 

7.2. К портрету Всебелорусского Экзарха Филарета (Вахромеева)

Более трех десятилетий осуществляется архиерейское служение на белорусской земле Высокопреосвященнейшего Филарета, Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси (1978–2013). Продолжая труды своих предшественников, митрополит Филарет сумел за столь непродолжительное по историческим меркам время поднять еще выше авторитет Православной Церкви в Республике Беларусь, придать ей определенную самостоятельность, укрепить ее количественно и качественно, наладить плодотворное сотрудничество с Государством и всем православным миром. Труды Владыки, положенные во благо всего православного люда, уже сегодня позволяют говорить о его значительной роли в новейшей истории Православной Церкви и Белорусского Государства.

Заслуги Патриаршего Экзарха всея Беларуси – как плод напряженного труда и подвига веры – уже сегодня стали предметом пристального внимания белорусской исторической науки. В поле ее зрения находятся не только жизнь и служение на ниве Православия Владыки, но и процесс введения в научный оборот документов и материалов, касающихся этой темы. В их числе и уникальное издание «В послушании преданный», приуроченное к 25-летию архиерейского служения митрополита Филарета в Беларуси. В этой книге будущие историки, несомненно, найдут много интересного о жизни Православной Церкви и Отечества на рубеже ХХ и ХХІ веков, а также и о личности самого Владыки, человека яркого, замечательного как в церковной, так и в светской сфере.

Помнится, с каким огромным, благоговейным вниманием вчитывался я в строки этого собирательного труда о митрополите и всебелорусском Экзархе. В ходе этого достаточно продолжительного чтения в моем сознании четко сформировался облик большого и незаурядного православного иерарха, удивительно много сделавшего для укрепления в пастырях и пасомых православной веры, явственного улучшения духовно-нравственной атмосферы в современном белорусском обществе, гармонизации этноконфессиональных отношений.

Размышляя о прочитанном и о своих впечатлениях  от непродолжительных встреч с Владыкой, я пришел к выводу о том, что оценочные суждения о нем авторов сборника и мои собственные вполне совпадают – результаты деятельности Белорусской Православной Церкви в последние десятилетия, что называется, налицо, авторитет самого митрополита Филарета исключительно высок, его умение строить отношения с самыми разными людьми и инстанциями, не теряя себя, своего сана и достоинства, вызывают огромное уважение. Тогда же возникло желание запечатлеть для памяти и некоторые свои личные впечатления о Владыке.

Хочется, прежде всего, отметить такую замечательную черту характера митрополита, как умение притягивать и объединять вокруг себя самых разных, но нужных Церкви людей (осмеливаюсь и себя грешного, причислить к таковым). В начале 90-х годов, в обстановке кризиса в обществе, да и в исторической науке, я стал активно сотрудничать с «Гродненскими Епархиальными Ведомостями», видя в этой работе акт своего искреннего покаяния за многие годы жизни вне церковной ограды. Работа в этом издании меня воодушевляла, ибо благодаря ей я увидел в своих исследованиях определенную перспективу. Тогда-то и произошла моя первая встреча с митрополитом Филаретом, судя по всему, не без помощи редколлегии.

Как сейчас помню то волнение, с каким я шел в т. н. «архиерейский дом», уже давно оккупированный Гродненским мединститутом, где в одном из флигелей были покои Владыки. И хотя шел я к нему не по своему желанию- хотению, а по приглашению Высокопреосвященнейшего, я все равно сильно волновался и, прежде всего, из-за боязни повести себя не совсем по- православному. Однако мои переживания митрополит сразу же развеял своей задорной   улыбкой   и   тотчас   же   прозвучавшей   просьбой   к   секретарю:

«Принесите-ка нам с профессором холодненького сока». Успокоившись, я вручил Владыке свою новую книгу, в которой было немало нового об истории Гродненской епархии конца ХIХ – начала ХХ веков. Поговорив об этой книге, моих научных планах, Владыка пригласил меня к участию в Минских Епархиальных Чтениях. Предложение это я принял, а на прощание получил от радушного хозяина книгу В. В. Нефедова «Беседы с митрополитом Филаретом». На титульном листе я увидел автограф Владыки и его письменное благословение. Такое внимание ко мне мудрого и авторитетного иерарха не могло не окрылить.

Вслед за этой встречей последовали и другие, и каждая из них делала мое продвижение по пути к Богу все более уверенным и последовательным. Благотворное влияние Владыки на мою профессиональную деятельность нашло свое выражение в том, что я еще активнее стал участвовать в ряде церковно- исторических  начинаний,  написал  послесловие  к  книге  М.  О.  Кояловича «История русского самосознания по историческим памятникам и научным сочинениям», впервые переизданной спустя столетие в издательстве «Лучи Софии», активизировал свою работу над монографией «Михаил Осипович Коялович. История жизни и творчества». Если бы не благословение Владыки и его рекомендательное письмо к ректору Санкт-Петербургских Духовных школ, где во 2-й половине ХIХ века работал наш земляк и где остались документальные свидетельства его трудов, то эта монография, а затем и ранее не публиковавшиеся «Лекции по русской истории» М. О. Кояловича вряд ли бы увидели свет. Поддержка митрополита побудила меня к написанию и «Очерков по истории Православной Церкви на Гродненщине» в двух частях, а также других работ по церковно-исторической проблематике, к сотрудничеству с многотомной «Православной Энциклопедией».

Благодарен я Владыке-Экзарху и за введение меня в корпорацию преподавателей Минских Духовных школ в Жировичах, за возможность читать там свои небольшие спецкурсы («Основы церковно-исторического исследования», «Основы церковного краеведения»), проводить презентации своих книг, присутствовать на годовых актах академии, выступать на кандидатских и магистерских диспутах в качестве рецензента, посильно участвовать в практической реализации Договора о сотрудничестве между Гродненским госуниверситетом им. Я. Купалы и Минскими Духовными Академией и Семинарией в Жировичах.

Из разговоров с коллегами знаю, что характерное для Владыки умение слушать и понимать, личное обаяние, авторитет, дипломатичность и глубокий ум в сочетании с доступностью и простотой общения – все это привлекало их в разное время к историко-просветительным начинаниям Церкви, направленным на консолидацию белорусского общества, на активизацию исследовательской и издательской деятельности во благо Православия. Велик вклад Владыки- Экзарха в объединение усилий светских и церковных исследователей науки и религии в целях познания Истины.

Наблюдая митрополита Филарета чаще всего в среде учащих и учащихся Академии и Семинарии, невозможно не удивляться его доброжелательности, заботливости и доступности, несмотря на высокий сан. Там, где находится он, всегда присутствует атмосфера поистине братских отношений. Его внимание к окружающим его людям удивительно. Он, как никто другой, умеет поддержать человека в любой жизненной ситуации, дать почувствовать ему свою значимость. Знающие свое «место» среди высокопоставленных людей, окружающих Патриаршего Экзарха всея Беларуси на официальных мероприятиях и праздничных трапезах, не перестают удивляться его умению «предоставить слово» именно тому, кто во внимании к себе  особенно нуждается.

Лишенный чувства самолюбования при всех своих огромных заслугах перед Церковью и обществом, Владыка негативно, но одновременно и терпеливо относится ко всякой амбициозности и притязательности. Самому Владыке не по душе чрезмерное поклонение по отношению к нему окружающих. В древнем Гродно и стар, и млад знают историю о первом богослужении в городе митрополита Филарета. Подъехав на машине к храму, Владыка увидел, что по обе стороны дорожки по пути в Собор встречающие его люди стоят на коленях. Митрополит вышел из машины и громко сказал:

«Народ Божий, я не двинусь с места, пока вы не подниметесь с колен. Прошу Вас: встаньте и больше никогда так не делайте». Все встали. Только тогда, благословив встречающих его гродненцев, святитель вошел в храм.

Большой притягательной силой обладает совершаемое Владыкой богослужение. Никого не оставляют равнодушными его проповеди и публичные выступления. Неподражаемо его утонченное чувство юмора, внутренняя энергия и здоровый духовный оптимизм. Трудолюбие и неутомимость митрополита не знают пределов. Он все время в трудах, в движении. И это радует всех знающих его.

Владыка – прежде всего человек. И это находит свое проявление к другим «человекам» в любое время, в любом месте и при любых обстоятельствах. Помнится, в Жировичской Академии в ожидании звонка с лекции я стоял на втором этаже учебного корпуса. Прозвенел звонок. И сразу же с лестницы, ведущей с третьего этажа, послышался веселый стук каблуков. Думая, что это студенты, я обернулся в ту сторону и невольно увидел, как буквально через несколько ступенек с лестницы спрыгнул… Владыка. Поняв, что я увидел его почти мальчишечье озорство, несколько смутившись, с улыбкой сказал мне, невольному свидетелю увиденного: «Ну что? Пойдем чайком подкрепимся…».

Такими людьми Божьими, как Владыка-Экзарх Беларуси Филарет и сильна наша Триединая Православная Церковь.

предыдущее   -  в начало главы  -  далее

Уважаемые посетители!
На сайте закрыта возможность регистрации пользователей и комментирования статей.
Но чтобы были видны комментарии под статьями прошлых лет оставлен модуль, отвечающий за функцию комментирования. Поскольку модуль сохранен, то Вы видите это сообщение.