Ни эллина, ни иудея, ни варвара...Христианство и народная культура

Автор: Алексий Хотеев

Ко времени крещения Руси христианская культура приобрела развитый и, вместе с тем, сложный вид. Православие сохранило библейское предание с нормами и понятиями древних евреев, восприняло язык философии греческой образованности, правовую и организационную систему поздней Римской империи, развитые формы византийской архитектуры и искусства, богослужебную традицию, сложившуюся в славянских странах, прежде всего, в Болгарии.

Ни эллина, ни иудея, ни варвара... Церковь и культура. Восток и Запад.

Автор: Алексий Хотеев

Церковь Святой Ирины — одна из самых ранних сохранившихся церквей Константинополя. Дата основания IV век. После завоевания Константинополя турками в 1453 году церковь не была переделана в мечеть, а использовалась для различных хозяйственных целей и значительных изменений в её внешнем виде не происходило.
От греко-римской культуры христианская Церковь переняла различные элементы. Это, в первую очередь, формы внешней организации. От названия городских округов Римской империи берут свое имя церковные округа-епархии, в административных центрах крупных областей (провинций) образуются митрополии. Некоторые должностные названия вошли в церковный обиход, например, «игумен» — настоятель монастыря (греч. «предводитель»).

Ни эллина, ни иудея, ни варвара... Христианская вера и народная культура.

Автор: Алексий Хотеев

Мозаика в раннехристианской базилике Сан-Витале в Равенне (Италия)Проповедь Евангелия обращена ко всем народам и преодолевает любые этнические границы. В первое время после появления христианской Церкви ее трактовали как новую иудейскую секту или, точнее по современной религиоведческой терминологии, как культ Иисуса Христа. Однако ограничения, характерные для иудейской религии, — обрезание, омовения, пищевые запреты — были отменены в христианской Церкви. Новое общество возвестило о «новом Израиле».

Традиции святочной прозы в русской литературе

Автор: Людмила Авдейчик


Мало кто из современных читателей не знает пронзительно грустную и чудесную историю Ганса Христиана Андерсена «Девочка со спичками». Между тем, это произведение, опубликованное в 1845 году, является ярким образцом святочной, или рождественской, литературы — примером так называемой календарной литературы, приуроченной к определенному празднику.

Встретимся в новом году!

Автор: Елена Михаленко


Поздравления с наступающими Новым годом и Рождеством главного редактора духовно-просветительской газеты «Воскресение» Елены Михаленко. В своем поздравлении Елена Михаленко также рассказывает о планах издания в будущем году и об изменениях формата газеты.

История храмов Белой Руси. Храм целителей Космы и Дамиана в Драчково.

Храм целителей Космы и Дамиана
140-летний юбилей отмечает храм в честь бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана в деревне Драчково. Деревня Драчково находится в 26 км от Минска. Она считается одной из самых древних деревень Смолевичского района. Как село Минского воеводства Великого Княжества Литовского упоминается в юридических актах 1592 г. По данным переписи 1897 г. в деревне было 56 хозяйств, 500 жителей, действовала православная церковь.

Юбилей главного редактора духовно-просветительской газеты «Воскресение» Елена Михаленко

Автор: Елена Михаленко

 

Представляя очередной сентябрьский номер духовно-просветительской газеты «Воскресение», полную версию которой можно открыть в разделе ее архива, перепечатываем поздравление от епископа Борисовского и Марьиногорского Венимамина главного редактора газеты Еленой Михаленко с ее 50-летним юбилеем.   

Памяти святителя Георгия (Конисского)

Автор: Алексий Хотеев


«Вера наша — вот единственное преступление, в котором нас обвиняют… Мы христиане, но христианами же утесняемся… за то, что мы не дерзаем толковать вечные Божии законы согласно с преданиями человеческими, и, так сказать, не смешиваем неба с землею, — за то, говорю, называют нас схизматиками, богоотступниками. За то, что страшимся противоречить с бесстыдством гласу совести, осуждают нас на заключение в темницы, на раны, на позорную казнь и сожжение!»

Из Речи свт. Георгия (Конисского) перед королем Станиславом-Августом.

Святой князь Владимир и Крещение Руси

Автор: Валентина Теплова


Немногие имена в истории по своему значению могут сравниться с именем святого князя Владимира, крестителя Руси. Церковь нарекла его святым и равноапостольным, история назвала Великим, в памяти народа князь киевский сохранился как Красное Солнышко. Оценивая значение личности в истории, Ф.М. Достоевский подчеркивал, что выдающиеся люди своего времени определяются, прежде всего, высшим нравственным развитием и влиянием на состояние духовной жизни народа. Обращение князя Владимира к христианству стало вершиной его личного духовно-нравственного пути.

Основная идея - единение славян

Автор: Елена Михаленко

30 июня 2015 года исполняется ровно 5 лет как начал работу сайт «Западная Русь», который стал информационным ресурсом одноименного сетевого научно-просветительского проекта. В преддверии этой даты главный редактор духовно-просветительской газеты «Воскресение» Елена Михаленко взяла интервью у руководителя проекта «Западная Русь» Игоря Зеленковского.

Православие в период разъединения Руси (XIII– XV вв.)

Автор: Валентина Теплова

икона Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия
Начавшийся в XII — середине XIII века процесс политического разъединения Руси изменил геополитическое положение восточнославянских земель. Уже к середине XIII в. северо-восточная Русь оказалась в вассальной зависимости от Орды; в XIV — начале XV вв. Полоцкая, Турово-Пинская, Витебская, Смоленская, земли Черной Руси, Северская земля, Волынь, Подолия и Киев — в составе Великого княжества Литовского. Червоная Русь в 1339-40 гг была присоединена к Польше. Судьба земель, составлявших наследие великого князя Киевского Владимира, сложилась неодинаково.

Путешествие к православным святыням в Польше

Автор: Елена Михаленко

Святой младенец-мученик Гавриил Белостокский
Далекие от Церкви люди часто удивляются: а разве там вообще есть Православие? А узнав, что Белосток, например, мощнейший духовный центр, а не только место для покупок, удивляются еще больше.Впрочем, всякий, кто не поленится, с легкостью отыщет в интернете сведения о древней и очень непростой истории Польской православной Церкви. Православие появилось на землях современной Польши в VIII веке.

Уроки Полоцкого Собора 1839 года

Автор: Алексей Хотеев

В Неделю Торжества Православия 12 февраля (по ст. ст.) 1839 г. в полоцком храме св. Софии состоялось соборное служение высшего униатского духовенства во главе с епископами Иосифом (Семашко), Василием (Лужинским) и Антонием (Зубко). На службе было опущено имя папы римского, а вместо него поминались православные патриархи. Совместная литургия и благодарственный молебен завершили приготовление к воссоединению униатов с Православной Церковью.

Настоящий мужчина должен суметь защитить

Автор: Елена Михаленко

Св. Архистратиг Михаил
Одна из тем, к которой так или иначе приходится обращаться в феврале, — празднуемый 23 числа День защитника Отечества. В церковной среде отношение к нему не слишком одобрительное. И причин тому две. Во-первых, дата празднования связана с декретом Совнаркома о создании Красной армии, которую никак не назовешь христолюбивым воинством. А во-вторых, выродился праздник в некий эфемерный «день мужчин», когда девочки дарят гламурные сувениры мальчикам, никакого отношения к защите Отечества не имеющим и служить в армии не планирующим. Впрочем, на фоне украинской трагедии слова о защите Родины перестают быть формальными.

Начало христианского летоисчисления

Автор: Алексий Хотеев


Всякий человек, открывая перед собой текст Священного Писания, обнаружит в нем первые слова: « В начале сотворил Бог небо и землю…» (Быт. 1,1), — и таким образом заметит, что счет времени библейской истории начинается с сотворения мира. Действительно, на протяжении многих веков у православных христиан было принято считать годы от предполагаемого сотворения мира. Сейчас более привычным на постсоветском пространстве стал другой счет лет — от «нашей эры», заменивший традиционный счет «от Рождества Христова».

Памяти митрополита Иосифа (Семашко)

Автор: Алексей Хотеев


В сентябре 2012 года Синод Белорусской Православной Церкви принял решение восстановить ежегодное поминовение 6 декабря (по новому стилю) митр. Иосифа (Семашко), архиеп. Василия (Лужинского), архиеп. Антония (Зубко), возглавивших воссоединение белорусских униатов с Русской Православной Церковью в 1839 г. Синод рекомендовал также ради утверждения исторической правды о Полоцком Соборе 1839 г. и его участниках проводить семинары и круглые столы с привлечением специалистов-историков.

Святая Великая княгиня. К 150-летию преподомномученицы Елисаветы.

 

Представляем ноябрьский  выпуск  2014 года духовно-просветительской газеты «Воскресение» статьей об одной из самых удивительных женщин новейшей истории -святой преподобномученице великой княгине Елисавете Фёдоровне.

Об истинной святости материнства

Автор: Елена Михаленко

 

Представляем октябрьский выпуск  2014 года духовно-просветительской газеты «Воскресение» статьей ее главного редактора Елены Михаленко, посвященной теме материнства и духовному подвигу святой Моники Тагастинской матери великого богослова и проповедника, известного нам как Блаженного Августина.

Обзор событий «Планета Православия» от газеты Воскресение (август-сентябрь 2014 г.)

Автор: Ольга Михаленко

2 сентября в Беслане во дворе школы № 1, которая 1 сентября 10 лет назад была захвачена террористами, был заложен храм святых новомучеников и исповедников российских.Святой чин совершил архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан. «Преклоним колени перед детскими страданиями, — сказал Владыка Феофан. — Думаю, что с Божьей помощью через год в возведенном храме состоится заупокойная панихида.

Россия в Первой Мировой войне

Автор: Алексей Хотеев

1 августа этого года исполнилось сто лет со времени вступления Российской империи в большую европейскую войну, ставшую мировой. На волне патриотического подъема в России ее стали называть «Второй Отечественной», а также «Великой», о чем до сих пор свидетельствуют памятные плиты, установленные на стенах Морского Никольского собора в Кронштадте.