Процесс реформирования в Российской империи во второй половине XIX в. вел к глубокой и сложной перестройке государственного механизма и общественных отношений. Изменения в различных областях жизни на большом и, по существу, гетерогенном пространстве империи проходили неравномерно по темпу и глубине. Указанное обстоятельство в полной мере относилось к западной части империи, точнее, к северо-западной ее составляющей.
Подготовка и реализация реформ, в том числе и судебной, проходили в неблагоприятных для преобразований условиях. Нерешенность «польского» и «еврейского» вопросов, конфессиональные противоречия, открытое противодействие властям в ходе восстания 1863 г., русско-турецкая война 1877-1878 гг. – все это создавало дополнительные трудности для проведения изменений в такой сфере как судебная, остро чувствующей любые изменения в состоянии государственного организма.
Правовое обеспечение реформы
Выделим два основных правовых условия стабильного существования государства в период модернизации. Во-первых, формирование единого правового пространства, предполагающее прежде всего единство правовых норм и судебной практики, что, в свою очередь, ликвидировало феодальные и сословные ограничения. Так, необходимо было постепенно преодолеть различия в региональных правовых нормах. Это, например, явилось одной из причин отказа от введения в действие уже подготовленного Свода законов западных губерний. Во-вторых, преодоление правового дуализма, которое заключалось в постепенном сближении прав привилегированных и непривилегированных сословий после отмены крепостного права. Более отчетливо выполнение данного условия проявилось в принятии Судебных уставов в 1864 г., где принципы равенства всех перед законом и презумпция невиновности были основополагающими.
20 ноября 1864 г. император Александр II утвердил Судебные уставы – четыре основополагающих для судебной организации и процесса акта: «Учреждение судебных установлений», «Устав гражданского судопроизводства», «Устав уголовного судопроизводства», «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями».
Первый из данных законов посвящен судоустройству, второй и третий – гражданскому и уголовному процессам, четвертый содержал нормы материального права о небольших уголовных и административных правонарушениях.
Одновременно был подписан указ об их публикации для всеобщего сведения. В нем подчеркивалось, что задача судебной реформы – «водворить в России суд скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных наших, возвысить судебную власть, дать ей надлежащую самостоятельность…» [1, №41473].
Только 23 июня 1871 г. император утвердил временные правила об устройстве мировых судебных установлений в девяти западных губерниях, куда входила и белорусская территория [2, с.21]. Особенностью введения данных правил было то, что мировые учреждения здесь организовывались до проведения земской реформы. Таким образом, условия и порядок формирования мирового суда существенно отличались от, например, центральных губерний.
Так, вместо выборов, в соответствии с временными правилами проводилось назначение мировых судей. Как участковых, так и почетных (ст.1).
Отсутствие выборности судей было обусловлено, в первую очередь, недоверием правительства к местному дворянству, а формальным поводом явилось то, что в крае еще не были введены земства, при участии которых и должны проходить выборы мировых судей.
Следствием такого положения дел при формировании мировой юстиции стало сохранение влияния администрации на систему местных судов, что явно противоречило одному из основных принципов судебного реформирования.
В соответствии с императорским указом сенату от 23 июня 1871 г. мировые судебные учреждения в западных губерниях открывались отдельно от общих судов, что нарушало целостность судебных преобразований и было вызвано постепенной судебной адаптацией белорусской территории к новым судебным порядкам. Так, мировые суды в Виленской губернии открывались 1 марта 1872 г., в Витебской и Могилевский – 2 апреля, Гродненской и Минской – 20 апреля 1872 г. [2, с.18].
По императорскому указу Сенату от 23 июня 1871 г. белорусские губернии должны были распределяться между судебными палатами в таком порядке: Виленская и Гродненская губернии – к округу Санкт-Петербургской палаты; Минская, Витебская, Могилевская – к округу Московской палаты.
Война и реформа
Когда в июне 1876 г. Сербия объявила войну Турции и с российской стороны была организована поддержка этого выступления, элита империи и лично Александр II встали перед дилеммой: продолжать ли весьма затратные реформы, в том числе и судебную.
Было очевидно, что раскручивание военного маховика может привести к дальнейшему, более глубокому втягиванию Российской империи в конфликт, разрешение которого было важным не только с военной стороны (обеспечение безопасности границ, закрепление на Балканах, пересмотр итогов Крымской войны и т.д.), но и с моральной (защита православного населения от религиозного угнетения, создание независимых государств братских народов и т.д.).
Выбирая между затратами и поддержкой единоверцев-славян, российский император отдал предпочтение славянскому единству.
Министр финансов империи М.Х. Рейтерн в 1876 г. подал записку на высочайшее имя, в которой предрекал финансовый крах страны и опасность роста революционного движения в случае участия в войне. Он писал: «Я глубоко убежден, что война остановит правильное развитие гражданских и экономических начинаний, составляющих славу царствования Его Величества; она причинит России неисправимое разорение и приведет ее в положение финансового и экономического расстройства, представляющее приготовленную почву для революционной и социалистической пропаганды, к которой наш век и без того уже слишком склонен» [3, с.55].
Только в 1875 г. удалось достичь бездефицитного бюджета и началось накопление золотого запаса.
Однако в этом же году в стране был неурожай, что сократило продажу хлеба за границу. Финансовое положение осложняла и выплата по кредитам на железнодорожное строительство.
Добавим к этому и то, то что, например, для проведения частичной мобилизации осенью 1876 г. пришлось взять займ в 100 миллионов рублей [4, с.361].
Успехи турецких войск в 1876 г. привели к активизации действий правительства Российской империи по защите сербского народа.
Как писал дореволюционный историк А.А. Корнилов: «Россия, видя, что Сербия находится на краю пропасти и что ей грозит резня, подобная болгарской, потребовала от турок немедленного приостановления военных действий и заключения перемирия. Это требование было поддержано и остальными европейскими державами» [4, с.360].
Объявление в апреле 1877 г. войны Турции Александром II происходило в сложных для Российской империи условиях.
Во-первых, существовала опасность нового столкновения с общеевропейской коалицией, т.к. Англия и Австро-Венгрия не желали усиления российского влияния в этом регионе. Поэтому тень Крымской войны присутствовала в трудной дипломатической работе по подготовке России к новому столкновению с Турцией.
Во-вторых, разрешение конфликта военным путем требовало от Российской империи серьезной мобилизации материальных ресурсов в условиях, когда широкие преобразования внутри страны еще не были завершены и, в свою очередь, требовали финансового обеспечения.
Законодательная деятельность в Российской империи не была приостановлена боевыми действиями на Балканах.
19 июня 1877 г. (через 2 месяца после вступления в войну) император Александр II утвердил мнение Государственного Совета о введении в действие судебных уставов 20 ноября 1864 г. в полном объеме в 9 западных губерниях, к которым относится и Северо-западный край. Закон был обнародован в августе.
Предусматривалось, что губернии края будут распределены между двумя новыми судебными округами: Виленским – губернии Виленская, Ковенская, Гродненская и Минская, и Смоленским – Витебская и Могилевская [2, с.6].
В целом на 9 западных губерний (3 судебных округа с 11 окружными судами) требовались новые расходы государственного казначейства ежегодно в сумме свыше 1 миллиона рублей (точнее 1 миллион 58 тысяч 955 руб. 70 коп.) [5, с.359] [2, с.7]. Поэтому реализовать это в военное время было невозможно. Последним пунктом данного закона предписывалось «окончательные соображения о сроках постепенного открытия новых судебных установлений» внести в Государственный Совет ко времени рассмотрения бюджета на 1878 г. [2, с.7].
Однако, как отмечал автор внутреннего обозрения в «Вестнике Европы» в сентябре 1877 г., скорее всего «военные обстоятельства заставят отложить открытие судов еще на некоторое время» и добавлял, что тем не менее «нынешняя, весьма важная для целой западной полосы империи, реформа была обсуждена и обнародована в военное время, что и представляет красноречивое опровержение тем толкам, которые требовали отсрочки всех внутренних вопросов еще в то время, когда воевала одна Сербия». И, добавлял он, теперь «Россия напрягает свои силы на войну и притом все-таки не отказывается от разрешения внутренних вопросов, в ряду которых одно из главных мест занимает вопрос об уравнении в правах с центральными губерниями губерний западных» [5, с.359].
В утвержденном императором 19 июня 1877 г. мнении Государственного совета о введении в действие судебных уставов в полном объеме в западных губерниях говорилось и о суде присяжных, формирование состава которого на данной территории регулировалось с отступлением от общих правил.
Состав временных комиссии по каждому уезду при отсутствии земских учреждений формировался особым образом: в него входили уездный предводитель дворянства, все местные мировые судьи, мировые посредники, уездный исправник и полицмейстер [2, с.2].
В 1870-е годы новая судебная система стала распространяться на белорусские и прибалтийские губернии, Сибирь и Кавказ. Число судебных служащих за 30 лет (с 1870 по 1900 г.) увеличилось в три раза, бюджет министерства юстиции за 1869-1894 гг. также вырос приблизительно втрое [6, с.480]. Все это позволяет говорить о серьезном укреплении судебной власти.
В соответствии с утвержденным императором мнением Государственного Совета от 19 июня 1877 г. о введении в действие судебных уставов 20 ноября 1864 г. в полном объеме в десяти западных губерниях, предполагалось в судебном отношении нарушить целостность Северо-Западного края, причислив к округу Виленской судебной палаты Виленскую, Ковенскую, Гродненскую и Минскую губернии, а к округу Смоленской палаты – Витебскую и Могилевскую [2, с.6]. И только 9 ноября 1882 г. уже император Александр III утвердил мнение Госсовета о сроке введения общих судебных установлений в Северо-Западных губерниях. В нем говорилось, что во всех губерниях края «в течение последней четверти 1883 г. завершится создание новых судебных органов на основании уставов 20 ноября 1864 г. [7, с.548].
Только в 1883 г. на белорусской территории начали действовать окружные суды и открылась Виленская судебная палата. Таким образом, через 19 лет после официального провозглашения судебных уставов они в полном объеме были распространены на указанных землях.
Русско-турецкая война 1877-1878 гг., как отмечал С. Экштут «была последней победоносной войной в истории Российской империи. Начатая при всеобщем воодушевлении войны, сопровождавшаяся колоссальными материальными издержками и ощутимыми потерями, затянулась, а когда был заключен долгожданный мир, то итоги кампании вызвали нескрываемое разочарование как правительства, так и русского общества. Впечатляющие победы русского оружия не были закреплены в ходе дипломатических переговоров: выиграв войну на полях сражений, Российская империя проиграла ее в дипломатических битвах» [3, с.54].
Таким образом, судебная реформа на белорусской территории реализовывалась в сложных условиях. Введение общих судебных учреждений состоялось только в начале 80-х гг. (а суды местной системы были введены в начале 70-х гг.), т.к. условия войны и послевоенного ресурсного восстановления не позволили сделать это ранее. И здесь следует обратить внимание на то, что в тяжелых материальных условиях власти империи не отказались от политики реформирования судебной сферы, которая, конечно, требовала дополнительных финансовых вложений.
И еще один важный момент, в условиях внутреннего реформирования и неблагоприятной международной обстановки Российская империя во главе с Александром IIсохранила линию на поддержание освободительного движения православных народов на Балканах. Сербская тема в этой линии была ключевой.
Соображения извлечения практической выгоды из военной ситуации для российской имперской власти отступили на второй план перед идеей защиты братьев по вере.
Выбирая между материальным и духовным в виде следования высокой идее, руководство Российской империи сделало выбор в пользу последнего.
Доклад кандидата исторических наук А. Загорного
на международном круглом столе "Балканы и вопросы евразийской интеграции"
Литература
- Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе (1825-1881): в 55 т. – Спб., 1830-1884. – Т. 39, отд.2.
- Певзнер, Б.В. Сборник узаконений и решений Сената по введению Судебной реформы в Западном крае. / Б.В. Певзнер. – Житомир, 1880. – 351 с.
- Экштут, С. Великий трудолюбец и осень империи. /С. Экштут // Родина. – 2010. – №4. – С.52-55.
- Корнилов, А.А. Курс истории России XIX века. / Вступ. ст. А.А. Левандовского. / А.А. Корнилов. – М.: Высш. шк., 1993. – 446 с.
- Внутреннее обозрение. / Вестник Европы. – 1877. – Книга 9. – С.357-360.
- Уортман, Р.С. Властители и судии: Развитие правового сознания в императорской России/ Авториз.перевод с английского М.Д. Долбилова при участии Ф.Л. Севастьянова./ Р.С. Уортман – М.:Новое литературное обозрение, 2004. –520 с.
- Узаконения, изданные в пояснение и дополнение к судебным уставам 20 ноября 1864 года. 14-е изд. Спб., 1883.
Рекомендуем также следующие статьи:
- Положение в Царстве Польском и Польское восстание 1863-1864 гг.
- Материалы конференции «Польское шляхетское восстание 1863 г»
- Болгария, Польша и русско-турецкая война 1877-1878 гг.
- Материалы Конференции «Династия Романовых в исторической судьбе Западной Руси»
- Западнорусизм и Болгария
- О признательности: Михаил Дмитриевич Скобелев и Болгария
- Александр II как избавитель