Роль святительства и Святых в формировании идентичности православных народов

km112Есть несколько основных факторов в формировании идентичности православных народов. Принятие христианства от Византии, строительство многочисленных храмов и монастырей, обучение многих учеников - священников, доминирование славянского языка в литургической деятельностии.

Феномен святости в истории карпатских русинов: Святой Максим Саидович (1886-1914) как символ карпато-русской идентичности

ib1903Статья посвящена жизни и деятельности одного из наиболее известных церковных деятелей Карпатской Руси в начале XX в. отцу Максиму Саидовичу, который активно боролся за возрождение Православия в самой западной части Карпатской Руси - на Лемковине в австрийской Галиции.  М. Саидович после начала Первой мировой войны был расстрелян австрийскими солдатами 6 сентября 1914 г. в г. Горлице.

«Мобилизация средневековья» как инструмент формирования представлений о славянском единстве

Svatodušní mše 12. června 1848Идея славянского единства получает взрывообразное развитие в конце XVIII-XIX вв. в связи с ростом национально-освободительного движения. XX век с двумя мировыми войнами, двумя Балканскими войнами, советско-польской войной и т. д., когда славянские народы оказались по разные стороны фронта, и кратковременным периодом существования национальных государств Восточной Европы (1918-1939) принес разобщение славянскому миру.

Распадалась ли древнерусская народность?

scale 1200Идея глубинной этнической общности тех, кого сегодня принято называть русскими, белорусами и украинцами, основана на представлении об их общем этническом предке – древнерусской народности. Отрицание белорусскими и украинскими националистами древнерусской народности носит сугубо идеологический характер и легко опровергается историческими источниками.

Ресурсы власти древнерусского князя: безальтернативность

Bilibin Boris and GlebВ ресурсы власти князей Древней Руси входило обеспечение их безальтернативности, что опиралось на особенности политико-правовой культуры исследуемого общества. Боярин никогда не мог сравняться с князем, что рациональными причинами объяснить невозможно: это наследие языческой старины. Чтобы достичь безальтернативности, древнерусские князья порой специально истребляли или изгоняли соперников, даже потенциальных.

История, власть и массовое сознание - норма и реакция на её нарушение в домонгольской Руси

Pskov VecheВ статье рассматриваются соотношения княжеской власти и соблюдения ею норм и обычаев в домонгольский период в X - первой трети XII в., реакции на их нарушения со стороны других князей, а также дружины, веча и церкви. На практике отношение князей к норме было из соображений выгоды, прежде всего учёта соотношения сил.

Исторические традиции попечения в Белорусской Православной Церкви

Foto 25 StorozovkaНа фоне ослабевающей роли православного духовенства в Западной Руси, вызвали в жизни такой феномен, как православные братства.  Они имели ярко выраженные задачи охранения православия и являются типичным примером религиозно оборонительных братств». Одной из важнейших задач братств также было устройство «шпиталя», одновременно являющегося больницей, приютом и богадельней.