Попытки влияния Германии на национально-культурную жизнь в Подкарпатской Руси (1938-1941 гг.)


История Подкарпатской Руси (сегодня — Закарпатская область Украины) в XX веке является примером активных опытов этнокультурной инженерии в отношении коренного восточнославянского населения региона, традиционно именовавшего себя этнонимом «русины». В межвоенный период, когда регион входил в состав Чехословакии, местные интеллектуальные элиты представили на суд общественности несколько моделей идентичности русинского населения. Наличие нескольких течений в национально-культурной жизни Подкарпатской Руси делало возможным поддержку определенных сил со стороны представителей иных государств для осуществления собственных планов в регионе. Ярким примером такой политики стало действие руководства Германии в 1938-1941 гг.

Тайны военного кладбища в Минске

Храм во имя Святого благоверного князя Александра Невского на Военном кладбище в Миснке

 

В городе Минске, насчитывающем без малого десять веков исторического бытия, сохранилось всего лишь два кладбища, которым свыше ста лет. Одно из них расположено у пересечения улиц Козлова и Берестянской. Однако духовная и историческая ценность этого места состоит не только и не столько в его древности. В народной памяти и в официальных документах за этим кладбищем закрепилось название «Военное».

Польское восстание 1863 - 1864 гг. и институт мировых посредников

«Мировой посредник», (1887), холст, масло Николай Дмитриевич КузнецовИнститут мировых посредников – специально созданное правительственное учреждение для проведения в жизнь аграрной реформы 1861 г. Согласно имущественному и образовательному цензу, мировым посредником мог стать, в большинстве случаев, только дворянин-землевладелец. Специфика белорусских губерний привела к тому, что большинство мировых посредников состояло из местного дворянства – польской шляхты, существовавшей на этих землях со времён Речи Посполитой.

«Несчастное христианское дитя в темной пещере...»

Иоанн Григорьевич Наумович (1826-1891)В ряду ведущих представителей галицко-русского движения в Галиции особое место занимает Иоанн Григорьевич Наумович (1826-1891) — один из наиболее ярких и в то же время незаслуженно забытых галицко-русских деятелей Червонной Руси второй половины XIX века. Будучи греко-католическим священником, позже перешедшим в православие и по политическим мотивам эмигрировавшим из Австро-Венгрии в Россию, И. Наумович проявил себя как энергичный и бескомпромиссный защитник прав галицко-русского крестьянства в качестве депутата галицкого краевого сейма и австрийского рейхсрата; как идеолог и зачинатель «обрядового» движения в греко-католической церкви, направленного на защиту восточного обряда от латинизации; а также как талантливый организатор и будитель галицко-русского народа.

Социальные силы и религиозно-политические лозунги польского восстания 1863 г. в Северо-Западном крае Российской империи

Литография из французского журнала «Le monde illustre» о польском восстанию 1863 г..
В январе 1863 г. в Царстве Польском вспыхнуло вооруженное восстание, которое начало распространяться на территорию Северо-Западного края, затронув, прежде всего, Гродненскую и Ковенскую губернии. Восстание 1863 г. вывело решение проблем колониального господства польской элиты из области оппозиционного сословно-этнического ирредентизма на уровень вооруженного противоборства с правительством.

Кадеты и национальный вопрос в западных губерниях российской империи (1907-1914).

Заседание руководства партии кадетов 1907 г.Национальный вопрос, как известно, стал одной из причин революционных процессов в России начала XX в. Именно в это время национальные проблемы, каждая из которых, как и каждая из окраин империи, имела свой особый характер, сплелись в единый узел. Произошло это именно тогда, когда национально-политической проблематикой оказалась охвачена местная интеллигенция. Как и русские интеллигенты, их собратья с национальных окраин на рубеже XIX-XX вв. оказались воспитаны в обстановке ненависти и презрения к существующим в России политическим порядкам .

Православная традиция в Польше: история и современность

Кафедральный собор святой равноап. Марии Магдалины, Варшава
Для обыденного сознания словосочетание «православная Польша» представляется чуть ли не нонсенсом. Тем не менее ростки этой традиции, преодолев толщу тысячелетий, дают о себе знать не только в качестве археологических артефактов и древних письменных свидетельств, но и в виде православных богослужений с развивающейся гимнографической традицией, в различных жизненных проявлениях у современных носителей православия, равно как и в научно-исследовательской и издательской деятельности.