ЗАПАДНАЯ РУСЬ

Рубеж Святой Руси в прошлом, настоящем и будущем

 

 Книга известного белорусского ученого,
доктора философских наук  Льва Евстафьевича Криштаповича
«Беларусь как русская святыня»,
которая публикуется по главам и в авторской редакции.

 

 

Беларусь как русская святыня


Предисловие
Глава I.    Общерусские корни белорусской народности
1. Миф о "балтском субстрате"
2. Антиисторизм на службе национал-русофобии
Глава II.    Латинско-иезуитская организация Великого княжества
Литовского и Речи Посполитой
1. Западная Русь. Литва. Польша
2.Люблинская уния
Глава III.    От Руси к Беларуси
1."Тутэйшыя" — значит русские
2. Под лозунгом "белорусскости"
3. Литвины — не белорусы
Глава IV.    Брестская церковная уния: прошлое и настоящее
1. Беларусь и Украина накануне церковной унии
2. Протестантизм в Беларуси
3. Православие и католичество в Беларуси
4. Иезуиты в Беларуси
5. Православные братства в Беларуси
6. Церковная уния 1596 года
7. "Апокрисис" Христофора Филалета и "Берестейский собор" Петра Скарги
8. Церковная уния и наше время

Книга Льва Криштаповича «Беларусь как русская святыня» - редакционное послесловие

Глава V.    Строительство общерусской цивилизации (последнюю главу можно будет прочесть в книге, которая уже вышла из печати)
1. Под знаком воссоединения с Россией    
2. Фальсификации "национально-сознательных" о польском восстании 1794 год
3. Панский синдром
4. Можно ли примирить советского воина-освободителя и немецкого солдата-завоевателя?
5. Почему слово партизан кое у кого вызывает зубовный скрежет    
6. Белорусский выбор как смысл развития России и Украины    
7. Какой дорогой идти белорусу (Вместо заключения)

Беларусь как русская святыня

Белорусский рушник. В центре вышит Русский КрестИстория западнорусской идеи насчитывает не одно столетие  и на этом благородном поприще творило немало замечательных мыслителей. Достаточно назвать такие имена как архиепископ Могилевский и Белорусский Георгий Конисский, профессор Санкт-Петербургской духовной академии Михаил Осипович Коялович и академик Евфимий Федорович Карский, чтобы осознать интеллектуальную мощь и глубину западнорусизма, который  имел великолепные виды на будущее.  Но развитие этого течения общественной мысли было насильственно прервано после известных потрясений 1917 года. Однако, как известно, никакими гонениями невозможно заставить людей перестать думать и предать забвению идеи, основанные на исторической правде. Поэтому спустя десятилетия запретов и замалчивания пытливые умы  вновь обращаются к западнорусской идее.

Антиисторизм на службе национал-русофобии

Русская ПравдаВторая часть первой главы  книги Л.Е.Криштаповича «Беларусь как русская святыня»
(Предисловие и первая часть первой главы)

 

В ряду аргументов современных «белорусизаторов», стремящихся противопоставить Беларусь России, эксплуатация «изобретения» реакционной западной, в частности, польской, историографии о монголо-татарском факторе, дескать, радикально изменившем национально-психический склад русского человека.

Западная Русь. Литва. Польша

Символическое изображение Городельского сейма как образование польско-литовской шляхетской республики.Первая часть второй главы (Латинско-иезуитская организация ВКЛ и Речи Посполитой) книги Л.Е.Криштаповича «Беларусь как русская святыня»

Русские земли в составе Литвы и Польши с латинской точки зрения занимали положение завоеванных провинций. Отсюда своеобразный статус русской народности в государственной структуре Великого княжества Литовского и Польши. Западнорусский народ (нынешние белорусы и украинцы) рассматривался литовским и польским правительствами в качестве народа покоренного, а следовательно, неравноправного с литовской и польской народностью.

Люблинская уния

Эмблема ордена иезуитовВторая часть второй главы (Латинско-иезуитская организация ВКЛ и Речи Посполитой) книги Л.Е.Криштаповича «Беларусь как русская святыня»

В 1563 году перед заключением Люблинской унии конфессиональная статья Городельского сейма была отменена и русская православная шляхта получила право занимать государственные должности. Но это была лебединая песня. К этому времени основная часть русской шляхты уже ополячилась и окатоличилась. Мелетий Смотрицкий в своем известном «Фриносе, или Плаче восточной церкви» (1610) констатировал смерть знаменитых русских родов, погибших в полонизме и латинстве.

«Тутэйшыя» – значит русские

Дореволюционная открытка БЕЛОРУСЫ из серии НАРОДЫ РОССИИ. Художник Е. М. Бём (урождённая Эндоурова)

 

Первая часть третьей главы (От Руси к Беларуси) книги Л.Е.Криштаповича «Беларусь как русская святыня»

Исторические источники довольно часто говорят о «Литве» и «литвинах» применительно к территории Беларуси и ее жителям. В частности, речь идет о следующем факте. В Московии древнюю Беларусь называли Литвой. Почему? В каком смысле? Эти вопросы, однако, не интересуют «белорусизаторов». Их логика такова: раз Беларусь называлась Литвой, значит, это и была Литва, а белорусы были литвинами. В действительности же все обстояло иначе.

Под лозунгом «белорусскости»

Выступление беларускамоўнага барда Сяржука Сокалова-Воюша в Новополоцкой городской организации «Таварыства беларускай мовы імя Ф.Скарыны». 28.05.2009Вторая часть третьей главы (От Руси к Беларуси) книги Л.Е.Криштаповича «Беларусь как русская святыня»
В настоящее время много говорят и пишут о национальном возрождении Беларуси. Принимаются декларации, учреждаются исторические журналы, работают организации, к примеру, «Таварыства беларускай мовы», которые своей целью ставят развитие национальной культуры белорусского народа, содействие духовному прогрессу белорусского общества.

Литвины – не белорусы

Третья часть третьей главы (От Руси к Беларуси) книги Л.Е.Криштаповича «Беларусь как русская святыня»

Кроме «национально-сознательной» интеллигенции в Беларуси появились еще «супернациональные» и «суперсознательные» исследователи. Их можно назвать «литвинистами». Некоторые из них (В. Чаропка, М. Огинский) договорились до этнического отождествления белоруса с литвином, а литовского языка – с белорусским.

Беларусь и Украина накануне церковной унии

Средневековый БрестПервая часть четвертой главы (Брестская  церковная уния: прошлое и настоящее) книги Л.Е.Криштаповича «Беларусь как русская святыня»

Социально-политическая и идеологическая ситуация на территории Беларуси и Украины в период 1569 – 1596 годов характеризуется сложным переплетением международных и внутренних факторов. В 1569 году в результате объединения Королевства Польши и Великого княжества Литовского было создано новое государственное образование – Речь Посполитая.

Протестантизм в Беларуси / Православие и католичество в Беларуси

Кальвинисткий собор оборонительного типа 2-й половины XVI века в поселке Первомайск под МинскомВторая  и третья части четвертой главы (Брестская  церковная уния: прошлое и настоящее) книги Л.Е.Криштаповича «Беларусь как русская святыня»

Протестантизм в Беларуси

Протестантизм, разорвавший средневековые путы, которые католическая церковь набросила на европейские народы, освобождает последние от материального и духовного гнета Ватикана и выводит их на дорогу развития государственной и национальной жизни. В Западной Европе на основе принципов Аугсбургского религиозного мира[1] постепенно пробивает идея религиозной веротерпимости, которая впоследствии трансформируется в чисто светский принцип общественной и государственной жизни.

Иезуиты в Беларуси

Четвертая  часть четвертой главы (Брестская  церковная уния: прошлое и настоящее) книги Л.Е.Криштаповича «Беларусь как русская святыня»

Бесспорно, что мысль о церковной унии была навязчивой идеей польско-литовских католиков. Но бесспорно и то, что это зло не приобрело бы такого ужасающего характера, если бы не яростная антиправославная деятельность иезуитов. В 1565 году иезуиты проникли в Польшу, а в 1569 году уже появились в Вильно. «Иезуитство, – по замечанию М. Кояловича, – составляет самое логическое, неизбежное развитие латинской системы веры»[1].

Православные братства в Беларуси

Хоругвь с Архангелом Михаилом времен казацких освободительных войнПятая часть четвертой главы (Брестская  церковная уния: прошлое и настоящее) книги Л.Е.Криштаповича «Беларусь как русская святыня».
В борьбе против католическо-иезуитской политики в отношении белорусского и украинского народов главную роль сыграли православные братства. Братства, представлявшие собой национально-религиозные союзы православного населения на территории Беларуси и Украины, были тем бастионом русской народности, который отразил атаки иезуитов. Эти национально-религиозные союзы городского и сельского населения (мещан и крестьян) явились тем центром, к которому стягивалось православное население, в том числе и православная шляхта в борьбе за свою веру и свободу.

Церковная уния 1596 года

Причащение униатов от антихриста. Книга о вере. 1648 г.Шестая часть четвертой главы (Брестская  церковная уния: прошлое и настоящее) книги Л.Е.Криштаповича «Беларусь как русская святыня».
Формально церковная уния была союзом или объединением Православной церкви на территории Беларуси, Украины и Литвы с католической на условиях подчинения православного духовенства Римскому Папе и признания основных догматов католицизма при сохранении православной обрядности. Объединение православия с католичеством привело к образованию так называемой униатской церкви или, другими словами, греко-католической.

Церковной унии предшествовала идеологическая подготовка со стороны католического духовенства и правительства Речи Посполитой. Еще в 1577 году иезуит Петр Скарга издал книгу «О единстве церкви Божьей», в которой обосновывал верховенство римского бискупа[1] над всем христианским светом, в том числе и над восточными патриархами.

«Апокрисис» Христофора Филалета и «Берестейский собор» Петра Скарги

«Апокрисис» Христофора ФилалетаСедьмая часть четвертой главы (Брестская  церковная уния: прошлое и настоящее) книги Л.Е.Криштаповича «Беларусь как русская святыня».

Брестская церковная уния, разделившая русскую церковь на православную и униатскую, увеличила значительный поток религиозно-полемической литературы, в которой каждая из враждебных сторон старалась или оправдать введение унии, или доказать ее вред для социально-политической и духовной жизни Речи Посполитой. Эта литература представляет не только важный исторический источник для изучения эпохи ХVI – XVII веков, но имеет актуальное значение для постижения сегодняшней социально-политической и идеологической ситуации в Беларуси.

Церковная уния и наше время

Свято-Духовая церковь. Кафедральный собор в Минске Белорусской Православной Церкви Московского Патриархата.Восьмая часть четвертой главы (Брестская  церковная уния: прошлое и настоящее) книги Л. Е. Криштаповича «Беларусь как русская святыня».

Сегодня, когда много говорится о необходимости развития национального самосознания белорусского народа, как никогда актуально звучат антиуниатские идеи «Апокрисиса» Христофора Филалета. Опираясь на историософию Христофора Филалета, не составит труда отыскать искомые понятия, которые не только выдвигались белорусским просветителем XVI века в качестве основополагающих элементов культуры нашего народа, но которые и сегодня реально функционируют в современной белорусской культуре. Вот эти понятия: братскость, общерусскость, светскость.

Книга Льва Криштаповича «Беларусь как русская святыня» - редакционное послесловие

На сайте научно-просветительского проекта «Западная Русь» в течение двух месяцев по частям публиковались главы из книги Льва Криштаповича «Беларусь как русская святыня».

Последнюю пятую главу «Строительство общерусской цивилизации» этой, несомненно, значимой для белорусской общественности книги, принято решение на сайте не размещать, поскольку она в недалеком будущем должны выйти из печати. В последней главе Лев Криштапович излагает свое видение на будущее как Белоруссии, так и всей Русской цивилизации, к которой принадлежат белорусы. Заканчивая публикации глав из книги Льва Криштаповича «Беларусь как русская святыня», редакция считает необходимым сделать некоторые замечания в виде послесловия на опубликованное, и одновременно как анонс к книге, которая  появится на книжных полках.

Сейчас на сайте

Сейчас 139 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте