"Православие на Белой Руси. Исторические очерки". - 13. Храмы-замки

Автор: Алексей Хотеев

13.   Храмы-замки


XV в. в истории Православия на Белару­си был временем тревожным. Ограничения политических статей Городельского привилея 1413г., междоусобная война при Свидригайло в 1432-1435гг. (см. «Воскресение» № 2,4 за 2004г.) и попытки подчинения Ки­евской митрополии Римским папам, имев­шие место при митр. Григории Болгарине (1458-1478) и митр. Иосифе Болгариновиче (1500-1501), заставляли православных подумать о своей защите. Характерным образом это отразилось в архитектуре не­которых церквей на Беларуси к. XV - перв. пол. XVI вв. Ведь самым драгоценным для верующего сердца всегда остается храм. Беречь его от поругания, от посягательства иноверцев, беречь как свое сокровище во время войн и грабежей — это значит бе­речь самого себя, свое имя христианское. «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 21).
Польский и литовский государь Кази­мир IV в 1480 г. издал указ о запрещении строительства новых и реставрации ветхих православных храмов. Это запрещение было сделано под действием настоятель­ных просьб его болезненного сына, отли­чавшегося большой ревностью к католиче­ству, которого тоже звали Казимиром. Так свидетельствует предание, записанное в житии королевича Казимира, канонизиро­ванного Римской церковью. Во всяком слу­чае, в 1495г. великий князь литовский Алек­сандр говорил московским послам: «Кня­зья наши и паны, вся земля имеют право и записи от предков наших, от отца нашего и нас самих, а в правах написано, что церк­вей греческого закона больше не прибав­лять — так нам этих прав рушить не годит­ся». Указ Казимира IV, не дошедший до нашего времени в письменном виде, имел, однако, больше политическое, чем практи­ческое значение. Католическое правитель­ство не имело силы воплотить его в рус­ских областях литовского государства. Пра­вославные продолжали строить свои хра­мы, но делали это как бы против закона, неофициально, Именно в это время появи­лись храмы т.н. «оборонного типа», напо­минающие замок по своему внешнему виду.
Михайловская церковь в Сынковичах имеет все признаки оборонительного сооружения. Ее толстые сте­ны выложе­ны из проч­ного кирпича, по углам вы­сятся башни. В современ­ном виде хра­ма не доста­ет централь­ного купола, но все по­крывает вы­сокая двухскатная крыша. Не определена точ­ная дата построения этой церкви. Исследо­ватели заметили архитектурное сходство цер­кви в Сынковичах и Мирского замка, строи­тельство которого было начато ок. 1510 г. Воз­можно, в обоих случаях воплотился замысел одного и того же архитектора. Храм запечат­лел в себе влияние готического стиля, ново­го для прежней восточно-византийской ар­хитектуры в Юго-Западной Руси.
Другим памятником замковой архитектуры является церковь Рождества Бого­родицы в Мурованке (Маломожейковская). Ее стены толщиной ок. 2-х метров, башни со спиральны­ми камен­ными лест­ницами, по­тайные ходы и подземе­лья, нако­нец, желез­ная входная дверь, опус­кавшаяся и поднимав­шаяся на цепях из специальной ниши в стене, — все это черты оборонительного сооружения. Этот удивительный храм много пережил на своем веку. Изначально православный, он был захвачен униатами, католики постави­ли в нем орган. Местные помещики довели церковь до такого жалкого состояния, что имп. Александр I, пожелавший однажды ос­мотреть ее, приказал незамедлительно на­чать реставрацию. К сожалению, удар мол­нии в 1805г. привел к обрушению церков­ную крышу, и полное восстановление хра­ма было закончено только в 1873г., уже после возвращения его православным.
Еще один памятник храмового зодчества оборонного типа — это Благовещенский собор Супрасльского монастыря (совр. Польша). В 1503-1510 гг. благодаря щедрым пожалованиям основателей мужского монастыря на р. Супрасле — литовс­ким вельможам Александру Ходкевичу и Иосифу Солтану здесь был построен вели­колепный храм, стены и башни которого на­поминали по своему изяществу скорее дво­рец, чем замок. Нижняя часть со­бора была укра­шена ромбовид­ными кирпичами, а устремленные вверх башни вен­чались лукович­ными куполами и крестами.
Храмы-крепос­ти известны не только на терри­тории современ­ной Беларуси. Есть Покровская церковь в Суткивцах (1467г.), на Украине, Онуфриевекая церковь в Посаде Работицкой, в Польше.
Храмы оборонного типа находились во внутренних областях Великого княжества Литовского, где не было угрозы погранич­ных стычек и грабежей от хищных сосе­дей. Но здесь проходила граница другого рода, граница конфессиональная. С одной стороны — православное население рус­ских областей княжества литовского, с другой —  католическое население Польши и этнической Литвы. Очевидно, что право­славные готовились оберегать свои хра­мы и свою веру.

«Воскресение»,  № 6 (59), 2004 г.

 

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев. Вам необходимо зарегистрироваться.