"Православие на Белой Руси. Исторические очерки". - 10. Виленские мученики Антоний, Иоанн и Евстафий

Автор: Алексей Хотеев

10.   Виленские мученики Антоний, Иоанн и Евстафий


Рассказывая о христианской исто­рии Великого княже­ства Литовского в XIV в., невозможно умолчать о первых литовских мучениках Антонии, Иоанне и Евстафии. Тогда ли­товцы, составляв­шие менее одной четвертой части всего на­селения Великого княжества, были еще язычниками. В русских же областях бес­препятственно исповедывалось Правосла­вие. Династические связи литовских и рус­ских князей сделали возможной христиан­скую миссию в коренной языческой Литве.
Великий князь Ольгерд, будучи еще кня­зем Витебским, женился на русской православной княжне Марии Ярославне. Когда он прибыл со своим семейством в Вильно, сто­лицу литовского государства, чтобы занять великокняжеский стол, его жену сопровождал духовник, священник Нестор. Этот свя­щенник сумел обратить в христианскую веру двух братьев-литовцев из свиты Ольгерда. В житии сохранились их языческие имена: Кумец и Нежило, в крещении Антоний и Иоанн. Следует отметить, что имена святых мучени­ков до крещения явно славянские. Однако как в раннем славянском их житии, так и в более позднем греческом говорится, что братья были литовцами-язычниками.
Сначала они думали сохранить свое кре­щение в тайне. Но скоро их уклончивость в исполнении языческих обрядов перед свя­щенным огнем (Зничем), а также ращение волос на голове и на бороде, воздержание от мяса на княжеских застольях по средам и пятницам возбудили подозрения у ревнивых соотечественников, служителей Перуна (лит. Перкунас). В то время у великого князя Оль­герда умерла жена Мария, и христианское влияние при дворе ослабело. В угоду своему окружению Ольгерд потребовал от братьев соблюдения языческого обычая бритья во­лос и вкушения мяса без ограничений. По­лучив отказ, он приказал заключить Антония и Иоанна в темницу. По прошествии года стар­ший из братьев, Иоанн, утомленный наказа­нием, согласился принять условия князя. Ольгерд, видя смирение старшего, освобо­дил и младшего. Иоанн стал брить бороду и пировать с князем, но Антоний не изменил своего обычая и снова навлек на себя вели­кокняжеский гнев. Его кратковременная сво­бода сменилась новым заключением, Иоанн, в душе остававшийся христианином, наблю­дая твердую решимость младшего брата, раскаялся и, воспользовавшись удобным случаем, опять исповедовал себя христиа­нином. Так они оба приготовились к одной участи. Ольгерд, уступая жалобам жрецов, что мягкое обращение с Антонием и Иоанном будет располагать других к христианской вере, предал их на жестокие мучения и смер­тную казнь. Сначала Антоний, а затем Иоанн были повешены на дубе.
Через некоторое время один юноша по имени Круглец, родственник Антония и Иоанна, познал Бога истинного и принял крещение с именем Евстафии. Он также не стал скрывать своей веры перед князем Ольгердом. Был Рождественский пост, и его угрозами принуждали есть мясо, но Евста­фии был непреклонен. Тогда его били пал­ками и обливали водой на морозе. Муче­ния не сломили мужество исповедника. Мученика приговорили к смертной казни и повесили на том же дубе, что Антония и Иоанна. Это было в 1347 г.
В Вильно было уже немало христиан, ко­торые исповедывали свою веру не столь открыто, как святые Антоний, Иоанн и Ев­стафии. Их останки были погребены, а па­мять с благоговением почиталась. Когда в 1349 г. Ольгерд женился во второй раз, и его женой стала русская княжна Иулиания, дочь тверского князя Александра, христиа­не в Литве приобрели себе заступницу. Тела святых мучеников Антония, Иоанна и Евстафия были открыты и поставлены в церкви свт, Николая. На месте их мучения с разрешения князя Ольгерда воздвигли храм в честь Святой Троицы и сюда пере­несли мощи святых. При этом храме обра­зовался мужской монастырь. В 1374 г. ча­стицы мощей трех виленских мучеников были принесены в Константинополь, и ус­тановлено совершать память святых 14 ап­реля по церковному календарю.
После 1609 г., когда Троицкий монастырь в Вильно был отнят у православных униат­ским митрополитом Ипатием Потеем, мощи святых Антония, Иоанна и Евстафия пере­несли в православный монастырь в честь Святого Духа. В 1915 г. в связи с военны­ми событиями мощи были перевезены в Москву, а в 1946 г. возвращены в Свято-Духов монастырь. В 1993 г. икона святых виленских мучеников с частицами их мощей была принесена из Вильнюса в Минск, в Свято-Петро-Павловский собор.
Страдания святых Антония, Иоанна и Евстафия свидетельствуют о том, как не­просто совершается православная миссия. Преодолевая переменчивый нрав правите­лей, косность и предрассудки толпы, жизнь Церкви всегда обновляется в христианс­ком подвиге святых мучеников. Так земная кончина одних приводит к духовному воз­рождению других.

«Воскресение», № 3 (56), 2004 г.

 

Уважаемые посетители!
На сайте закрыта возможность регистрации пользователей и комментирования статей.
Но чтобы были видны комментарии под статьями прошлых лет оставлен модуль, отвечающий за функцию комментирования. Поскольку модуль сохранен, то Вы видите это сообщение.