"Православие на Белой Руси. Исторические очерки". - 9. Городельский привелей 1413 года

Автор: Алексей Хотеев

9.        Городельский привелей 1413 года


Великое княжество Литовское, окрепшее в X\V в. благодаря стараниям великих кня­зей Гедимина и Ольгерда, было государ­ством по современной терминологии «многоконфессиональным». Литовцы были языч­никами, а русское население литовского княжества было православным. Ближайшие западные соседи — Польша и Тевтонский орден — исповедывали католичество. Тев­тонцы, всей своей мощью развернувшиеся в Пруссии, все время пытались вооружен­ной рукой крестить языческую Литву. По­ляки же с беспокойством смотрели на рас­тущие аппетиты крестоносцев в Прибалти­ке. Вопрос о крещении литовцев начинал приобретать большое значение. Если они мимо немецкого ордена принимают като­личество, например, при посредстве поля­ков, то военные нападения рыцарей теряют всякое миссионерское оправдание. Если же литовцы принимают Православие с восто­ка, то это приводит к их обрусению.
Первый период истории Великого княже­ства Литовского (до Кревской унии 1385-1386 гг.) характеризуется преобладанием русских гражданских порядков, русского языка и терпимостью к «русской» вере (Пра­вославию). По подсчетам И. Боричевского, за период XIII-XIV вв. 56 литовских князей исповедовали православную веру, 16 рус­ских княжен были в замужестве за князья­ми литовскими и 15 литовских княжен были в замужестве за князьями русскими. Как правило, литовские князья, княжившие в русских городах, принимали православное крещение. В этом отношении характерен эпизод из биографии Ольгерда. В 1342 г., будучи князем витебским, он оказал воен­ную помощь Пскову против ливонских ры­царей, за что был зван псковичами на кня­жение. При этом послы предлагали ему креститься, на что Ольгерд, согласно од­ной русской летописи ответил: «Я уже христианин, и второй раз креститься не хочу». Хотя о крещении Ольгерда имеются различные сведения русских и немецких ис­точников, но само требование крещения для литовского князя, которого зовут в русский город, конечно, вполне естественно.
Выражать свою ревность к христианской вере тогда было принято построением хра­мов и пожертвованием земельных угодий. Известна дарственная грамота князя Любарта Гедиминовича (в крещении Дмитрия) церкви св. Иоанна Богослова, написанная в 1322 г., когда он княжил в Луцке. В ней князь дает на содержание соборного хра­ма несколько сел и подтверждает пастыр­ские права Луцкого епископа, который яв­ляется одним из первых княжеских совет­ников в боярской думе, судьей и блюстите­лем христианских нравов, ответственным за содержание странноприимных домов и больниц, с его благословения совершает­ся строительство храмов и монастырей, им посвящаются служители церковные и т.д. Сохранение прав Православной Церкви в русских городах было обычным явлением при литовских правителях в XIV в.
Однако на рубеже XIV-XV вв. в государ­ственной жизни Великого княжества Литов­ского происходят перемены не в пользу русских и Православия. Великий князь ли­товский Ягайло, занятый отстаиванием сво­их прав перед другими литовскими князьями Витовтом и Андреем, принимает пред­ложенную ему польскую корону. Династичес­кий союз Польши и Литвы был направлен против общего врага — Тевтонского ордена. Одним из условий соглашения, подписан­ного в Креве в 1385 г., было католическое крещение Ягайло, остальных литовских кня­зей и всего литовского народа. В 1386 г. Ягайло принимает крещение с именем Вла­дислав и польскую корону. Крещение также принимают литовские князья Скиргайло, Коригайло, Мингайло и Витовт. Другие же князья вместе со своими семьями остались верны Православию. В 1387 г. Ягайло-Владислав возглавил крещение языческой Лит­вы. Тогда же в Вильно была открыта като­лическая епископия. Чтобы облегчить дело крещения своего народа, Ягайло в 1387 г. издал указ (привилей) о привилегиях литов­ским боярам за принятие ими католической веры. Это были права свободного владения своим имуществом, свобода выдавать сво­их дочерей замуж (с условием сохранения ими католической веры), освобождение от всех повинностей в пользу государя, кроме военной. Начиная с этого указа, в королев­ских документах становится обычной оговор­ка, что все права и привилегии даются в Великом княжестве Литовском по польско­му образцу («якоже и в Коруне Польской»).
Соединение Литовского княжества с Польской Короной получило новое подтвер­ждение в Городельском постановлении 1413 г. Этот документ дает важные преимущества литовскому боярству. Теперь земли, данные великим князем в благодарность за особые заслуги и выслугу лет, становятся наслед­ственными. Население этих земель освобождается от повинностей в пользу великого кня­зя. Впоследствии начинает развиваться кре­постное право землевладельцев на кресть­ян. Эти процессы от первых времен слияния Литвы с Польшей обусловливают интерес ли­товских бояр к вольностям польских панов. Не случайно 47 знатных литовцев в 1413 г. получают польские гербы. Городельский при­вилей отражает стремление литовских бояр защитить свои права. Теперь только лица католической веры могут занимать ответ­ственные должности в Виленском и Трокском воеводствах. Только католики могут за­седать в великокняжеском совете (раде). По польскому примеру в этот совет входят так­же лица духовные, католические епископы: Виленский, Луцкий и Брестский, Жемайтский (с кафедрой в Медниках) и Киевский. Право­славные совсем не допускаются к участию в раде, потому что в государственных вопро­сах «различие в вере производит различие во мнениях» (Город. Прив. п. 9).
Городельский привилей положил препят­ствие обрусению Великого княжества Литовского. Литовский государь теперь не только сам исповедует католичество, но и обязывается его распространять среди своих подданных. Все важные государ­ственные должности достаются литовцам по национальности и католикам по вере, русские же и православные могут занимать административные должности только в ме­стном управлении в русских областях. Та­кое ограничение прав в государственной сфере угрожает ограничениями и религи­озной свободы.

«Воскресение»,  № 2 (55), 2004 г.

 

Уважаемые посетители!
На сайте закрыта возможность регистрации пользователей и комментирования статей.
Но чтобы были видны комментарии под статьями прошлых лет оставлен модуль, отвечающий за функцию комментирования. Поскольку модуль сохранен, то Вы видите это сообщение.