"Православие на Белой Руси. Исторические очерки". - 8. Начало западно-русской митрополии

Автор: Алексей Хотеев

8.        Начало западно-русской митрополии


Правильная организация церковной жизни в любой стране связана с разре­шением вопроса о т.н. «юрисдикции» или высшем церковном управлении. С самого начала Русская Церковь входила в юрис­дикцию Константинопольского патриарха, поскольку именно из Византии Русь приняла Православие. В Константинополе получал свое посвящение Киевский мит­рополит, и нередко сам он был родом грек. Однако между Византией и Киевской Ру­сью лежали Черное море и в особеннос­ти степь, в которой путешественника под­стерегали опасности от кочевников-языч­ников. Христиане становились добычей степных разбойников, их продавали на не­вольничьих азиатских рынках. По причине своей удаленности и опасности Киевская митрополия не считалась престижной. В списках греческих архиерейских кафедр русская митрополия, будучи самой обшир­ной, находилась, однако, на 61 месте.
С 1037 г., т.е. со времени Ярослава Муд­рого, главным городом Русской митропо­лии стал Киев. И даже после разорения Киева от татар и переезда русских мит­рополитов во Владимир, а затем в Моск­ву, они все равно продолжали именоваться «Киевскими».
В XII-XIII вв. русское население продол­жает свое колонизационное движение на
северо-восток, на верхнюю Волгу и Оку. Другой колонизационный поток устремля­ется из Поднепровья на юго-запад, в Волынь и Подолию. Две сильных княжеских семьи выделились из рода св. Владими­ра Мономаха. На северо-востоке Владимиро-Суз­дальские князья — Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, а на юго-западе Галицко-Волынские князья — Роман, Даниил и Василько. В XIV в. политическая инициатива переходит на востоке к Мос­ковскому княжеству, а на западе — к Ве­ликому княжеству Литовскому. Два поли­тических центра возникли на обширном пространстве, которое осваивали расселявшиеся к востоку и западу от границ прежнего киевского государства русские люди. Политическое обособление между Московской и Литовской Русью стало уг­рожать единству Киевской митрополии.
В 1303 г., когда Галиция и Волынь еще находились во владении княжеского рода Даниила Романовича, патриархом Кон­стантинопольским Афанасием, в ответ на неотступные просьбы Галицкого князя Юрия, была учреждена Галицкая митро­полия. Это была первая удачная попытка образования двух независимых друг от друга русских митрополий. Однако в 1305 г. свт. Петр, выходец из Галиции (из Львова или Бельза), был поставлен мит­рополитом Киевским, и так было восста­новлено нарушенное единство. Свт. Петр, занятый утверждением своих архипастыр­ских прав во Владимирской Руси, нашел себе верного союзника в лице московс­кого князя Юрия Даниловича и потому втянулся в круг московских интересов. Такое положение дел не устраивало ли­товского князя Гедимина. В 1316 или 1317 г. по его инициативе была образо­вана особая Литовская митрополия. В нее входили Полоцкая и Туровская епископии, а также области прежней Галицкой мит­рополии с городами Галичем, Перемышлем, Владимиром Волынским, Холмом, Луцком. Первым Литовским митрополитом стал Феофил.  В 1328 г. обе русские мит­рополии объединись под омофором мит­рополита Феогноста, проживавшего в Москве. Литовская митрополия была уп­разднена по причине малочисленности хри­стиан в самой Литве.
Более 100 лет продолжались попытки уч­реждения западно-русской митрополии, и всякий раз успех был непродолжительным. Литовские князья последовательно обра­щались к Константинопольским патриархам, а те одно время уступали просьбам, а в другое — восстанавливали единство. Так Ольгерд в 1353 г. выдвигает своего канди­дата Феодорита с тем, чтобы возобновить Литовскую митрополию. Эта попытка оканчивается неудачей. В следующем 1354 г. его кандидат Роман получает посвящение на Литовскую митрополию с центром в Новогрудке. В 1361 г. митрополит Роман умер, и единство Русской митрополии было восста­новлено свт. Алексием. В 1371 г. польский король Казимир добивается возобновления Галицкой митрополии (Галиция тогда уже входила в состав Польши), которую возгла­вил митрополит Антоний. Воодушевленный этим примером Ольгерд добивается в 1375 г. посвящения для Литвы митрополи­та Киприана. Однако в 1390 г. свт. Киприан объединяет разрозненную паству обоих мит­рополий. Затем литовский князь Витовт во­зобновляет ходатайство об открытии Новогрудской митрополии. В 1415 г., получив отказ Константинопольского патриарха, Витовт приказывает западно-русским епис­копам посвятить своего кандидата — игу­мена Григория Цамбалка. После 1419 г. единство Киевской митрополии восстанав­ливается митрополитом Фотием.
Ферраро-Флорентийская уния 1439г., оз­наменовавшая соединение Римской и Гре­ко-Восточной Церквей, привела к оконча­тельному разделению русской митрополии на Московскую и Киевскую. Мит­рополит Исидор, принявший унию, был осужден и бежал из Моск­вы, однако на­шел себе като­лическую под­держку на зем­лях Великого княжества Литовского. Когда в Москве собор русских епископов в 1448 г. избрал на ме­сто Исидора митрополита Иону, Исидор су­мел поставить в качестве митрополита в Литве своего ученика-униата болгарина Григория. В 1458 г. 9 западно-русских епар­хий (Киевская, Брянская, Смоленская, Перемышльская, Туровская, Луцкая, Владимиро-Волынская, Полоцкая, Холмская и Га­лицкая) вошли в состав Киевской митропо­лии Григория. Так совершилось окончатель­ное разделение. Однако западно-русская паства не хотела подчиняться митрополи­ту-униату, и Григорий не смел даже въе­хать в Киев. Он находил себе поддержку только у католического правительства, ко­торое видело в унии самое действенное средство для подавления в Великом кня­жестве Литовском сопротивляющегося рус­ского национального начала. В конце свое­го правления митрополит Григорий вынуж­ден был считаться с твердыми убеждения­ми своей паствы и отдал долг послушания православному Константинопольскому пат­риарху. Спустя 3 года после смерти Григо­рия Болгарина, в 1475 г., на Киевскую мит­рополию был поставлен епископ Смоленс­кий Михаил, защитник Православия. В 1488 г. русские удельные князья обраща­лись к патриарху Константинопольскому по случаю избрания Киевским митрополитом архиепископа Полоцкого Ионы и, между прочим, жаловались на гонения за веру. В 1480 г. польский король и литовский князь Казимир издал указ о запрещении строительства новых и ремонта старых право­славных храмов.
Греческие патриархи видели на про­странстве былой Киевской Руси образо­вание двух политических центров и ста­рались поддерживать между ними церков­ное единство. Однако они вынуждены были считаться с продвижением католической миссии на восток. В 1386 г. произошло латинское крещение язычников-литовцев. Великие литовские князья также стали исповедовать католичество. Они могли стеснять в вере своих православных под­данных. Разделение Русской митрополии на Московскую и Киевскую ставило за­падно-русскую православную паству Ки­евского митрополита в большую зависи­мость от католических литовских и польских правителей.

«Воскресение»,  №1 (54), 2004 г.

 

Уважаемые посетители!
На сайте закрыта возможность регистрации пользователей и комментирования статей.
Но чтобы были видны комментарии под статьями прошлых лет оставлен модуль, отвечающий за функцию комментирования. Поскольку модуль сохранен, то Вы видите это сообщение.