"Православие на Белой Руси. Исторические очерки". - 11. Почему избрали Свидригайло

Автор: Алексей Хотеев

11.   Почему избрали Свидригайло


Со времени династической унии 1386 г. между литовским князем Ягайло и польской королевой Ядвигой православные в Вели­ком княжестве Литовском стали испыты­вать ограничения. Литовские бояре, плот­ным кольцом окружавшие литовского кня­зя, постарались не допустить в свой круг удельных русских князей и бояр. Привилей 1387 г., данный Ягайло литовским боярам с целью склонить их к принятию католиче­ства (что было одним из условий династи­ческой унии с Польшей), соединяет получе­ние привилегий с католическим крещением, а Городельский привилей 1413 г. пре­доставляет право занимать высшие госу­арственные должности в этнической Лит­ве только католикам по вере и литовцам по национальности. К тому времени в самой столице великого княжества г. Вильно про­живало значительное количество русских, было несколько православных храмов. Те­перь приток русского населения в этничес­кую Литву должен был уменьшиться. Като­личество становится религией привилеги­рованной и господствующей в Великом кня­жестве Литовском.
Католическая церковь приобретала свое преимущественное положение отнюдь не по причине своей многочисленности или древ­ности на литовских землях. Если не считать князя Миндовга, принявшего католичество в 1251 г. и потом снова объявившего себя язычником, и нескольких крестовых походов ливонских рыцарей, навязывавших крещение силою оружия, только монахи францискан­цы и доминиканцы имели небольшой мис­сионерский успех при литовских князьях Гедимине (1316-1341) и Ольгерде (1345-1377). Ягайло в 1387 г. приступил ко крещению язы­ческой Литвы, а Витовт в 1413-1420 гг. четыре раза водил свои войска в Жемайтию, чтобы принудить ее жителей к принятию католического крещения, но литовский народ, внешне крещеный, еще не одно столетие оставался при своем языческом мировоз­зрении. Одни лишь бояре, почувствовав, что с принятием католической веры соединены материальные выгоды, охотно подчинялись ксендзам и бискупам.
Соединение с Польшей обязывало вели­кого князя литовского быть ревностным католиком. В своей грамоте Виленскому като­лическому епископу от 22 февраля 1387 г. Ягайло говорит: «Согласно королевской при­сяге, мы заверяем, что все население литовского княжества, народы обоего пола, лю­бого сословия или достоинства, находящиеся в наших владениях Литвы и Руси, будут приведены к католической вере и послуша­нию Римской церкви. Они будут привлечены, призваны и согнаны туда, в какой бы вере они не состояли». Православие распростра­нялось среди литовцев нередко посредством смешанных браков. Теперь Ягайло запреща­ет браки литовцев с русскими, если православная сторона не заявит наперед о своем согласии принять католичество. А если такой брак уже состоялся, то не расторгать его, а принудить, не исключая и насильственных мер, православную сторону к католическому крещению. Как следствие подобных запре­щений сохранилось известие о мученической смерти двух знатных литовцев, не пожелав­ших изменить Православию.
При Витовте (великий князь 1392-1430) русское население Великого княжества Литовского только роптало на стеснения и ог­раничения. Однако после его смерти все рус­ское большинство поддержало избрание на литовский престол Свидригайло, давнего политического противника Витовта. Этот князь, будучи католиком, большую часть времени правил в русских областях и сумел завое­вать симпатии русского населения. После вступления его в должность, в 1431 г., как знак благоволения к русским православным началам на т.н. «Острых воротах» г. Вильно появляется чудотворная икона Божией Ма­тери (Остробрамская). Избрание Свидригай­ло было совершено вопреки Городельскому определению, т.е. без совещания с поляка­ми. По отзыву польского Краковского епис­копа Збигнева Олесницкого, Свидригайло окружил себя русскими людьми, которые вхо­дили в великокняжескую раду наравне с ка­толиками литовцами, получали назначения на важные государственные должности в самой Литве. Очевидно, он нисколько не стеснял себя Кревскими и Городельскими соглаше­ниями. Однако пренебрежительное отноше­ние великого князя к литовскому боярству его и погубило. Был организован заговор, Свидригайло едва спасся бегством в По­лоцк, а на его место был избран Сигизмунд, младший брат Витовта. Чтобы привлечь на свою сторону русскую знать, он в 1434 г. уравнял права князей и бояр литовских и рус­ских, уже не упоминая об их религиозных различиях. В 1435 г. Свидригайло потерпел окончательное поражение от войск Сигизмунда в битве у Вилькомира, когда погибло 13 русских князей, а 42 были взяты в плен.
Борьба Свидригайло и Сигизмунда в 1432-1435 гг. не была частным эпизодом междукняжеских отношений. Это была борьба на­циональная. Со своей стороны, литовцы стре­мились ограничить русское влияние. Русский язык, русские гражданские понятия, русская вера (Православие) не находили препятствий в языческой Литве. Связи с Польшей открыли дорогу польскому влиянию. Католи­ческое крещение обособило литовцев от рус­ских. Католичество самого литовского пра­вителя и его ближайших советников (рады) предоставило возможность искать привиле­гий по национально-религиозному призна­ку. Это последнее вызвало протест русской знати, которая стремилась к тем же сослов­ным привилегиям, что были у литовского боярства. Борьба приобрела и религиозный оттенок. Когда шел с войском Свидригайло, тогда разрушались костелы и изгонялись ка­толические священники, когда Сигизмунд, соответственно, страдали православные.
В результате этой междоусобной войны русские не получили полного удовлетворе­ния. Привилеи, данные в 1434 г. при Сигизмунде и в 1447 г. при Казимире, распрост­ранили на западно-русских князей и бояр имущественные и другие права литовской знати. Теперь они могли брать те же ры­царские гербы, что прежде получили литов­ские фамилии от польских панов, свободно распоряжаться своим имуществом, не под­вергаться наказанию без суда, судить кре­стьян в своих имениях и не платить в кня­жескую казну ни натуральных повинностей («дякла»), ни денежных («серебщины»). Од­нако религиозное ограничение участия в высшем государственном совете-раде не было отменено, русская (православная) знать не добилась политических прав, т.е. юридически, по праву не разделила с вели­ким князем литовским его власть, как этого добились литовские бояре-католики. Рели­гиозные ограничения Городельского привилея 1413 г. были отменены только в 1563 г., накануне вхождения литовско-русского го­сударства в состав Речи Посполитой.

«Воскресение»,  № 4 (57), 2004 г.

 

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев. Вам необходимо зарегистрироваться.