"Православие на Белой Руси. Исторические очерки". - 6. Первые православные святыни

Автор: Алексей Хотеев

6.        Первые православные святыни


Каждому право­славному челове­ку дороги воспо­минания о начале его веры. Первые опыты молитвы, первые шаги в православном храме, первая ис­поведь и Святое Причащение. Жизнь представляется исполненной особен­ных знамений и чудес, которые в свое время не были поняты, но теперь стали явными зна­ками Промысла Божия. Как давала бабушка или мама нательный крестик, как таинствен­на была ее тихая вечерняя молитва перед святыми иконами, каким внутренним убеж­дением дышали ее слова о невидимой забо­те нашего святого Ангела-Хранителя. Точно также и в памяти народной запечатляются события, давность которых превышает жизнь отдельного человека, это воспоминания еще юного народа, его первое знакомство со зна­ками христианского благочестия.
Православный храм является самым выразительным знаком христианской веры. Не удивительно, что именно под его кро­вом более чем где-либо ощущается осо­бое присутствие Божие. Здесь из глубин человеческой души рождается молитва, и здесь на нее дается ответ. Святые иконы, на которые направляется молитвенный взгляд, нередко становятся как бы свиде­телями чуда, совершаемого Богом для спа­сения человека. По этой причине иконы, перед которыми произошло много чудес, именуются чудотворными. Сохранилась па­мять о первых чудотворных образах, почи­таемых в древней Беларуси.
В 1046 г. состоялся брак черниговского князя Всеволода Ярославича с Анной, родственницей византийского императора Кон­стантина Мономаха. Покидая Константино­поль, гречанка взяла с собой список чудот­ворной иконы Божией Матери, по традиции восходящей к письму св. ап. Луки. Этот образ именовался в Греции «Одигитрия» (Путеводительница),  поскольку перед ним часто молились моряки, перед совершени­ем своего морского путешествия. Сын Все­волода, блгв. Князь Владимир Мономах, будучи князем Смоленским, перенес икону из Чернигова в кафедральный собор Смо­ленска, который был посвящен в честь Ус­пения Пресвятой Богородицы. В 1239 г. перед этой иконой получил вдохновение на ратный подвиг св. мч. Меркурий, который в одиночку проник в татарский лагерь и убил вражеского военноначальника. В XV в. Оди­гитрия Смоленская (память 28 июля по церк. календ.) побывала в Москве в Благо­вещенском Соборе Кремля. В 1812 г. во время нашествия войск Наполеона чудот­ворная икона была снова вывезена из Смо­ленска в Москву, затем из Москвы в Ярос­лавль. После завершения Отечественной войны она была возвращена на свое место в Кафедральный Собор Смоленска.
Несколько православных святынь связа­но с именем прп. Евфросинии Полоцкой (+ 1073). Известно, что ее стараниями была устроена не только женская обитель и храм в честь Преображения Господня, сохранив­шиеся до наших дней, но и мужской монас­тырь, и церковь в честь Пресвятой Богоро­дицы, не дошедшие до нас. Для последне­го храма в 1169 г. ей была выписана из Константинополя копия Эфесской чудотвор­ной иконы Божией Матери, так же как и прототип Одигитрии Смоленской восходив­шей к письму св. ап. Луки. В 1239 г. Полоцкая икона Богородицы (именуемая еще Корсунской, память 9 октября по церк. календ.) была вывезена дочерью одного из последних полоцких князей при заключении брака с блгв. князем Александром Невским. Тогда чудотворный образ был поставлен в соборном храме г. Торопца, важного запад­ного форпоста Новгородского княжества.
Другая святыня, связанная с именем прп. Евфросинии — это шестиконечный визан­тийский Крест, выполненный по заказу по­лоцкой игумений мастером Лазарем Богшей в 1161 г. Этот крест, сделанный из драго­ценных металлов и камней, служил ковчегом для хранения христианских святынь, которые прп. Евфросиния выписала из Константино­поля. Это частица голгофского Креста Гос­подня с каплей честной Крови Спасителя, камень от гроба Господня в Гефсимании, камень от гроба Пресвятой Богородицы, ча­стицы мощей вмч. Стефана, вмч. Димитрия и вмч. Пантелеймона. Этот крест был боль­шой святыней г. Полоцка и переживал с ним все лихолетья. Святыня побывала в руках уни­атов, на нее покушались католики-иезуиты, во время войны 1812 г. — французы. В 1841 г. крест еще один раз послужил славе мона­стыря прп. Ефвросинии, когда был вывезен в Москву для совершения молебнов и сбора пожертвований на восстановление древней Полоцкой обители, После Октябрьской революции крест был изъят властями и одно вре­мя находился в Могилевском краеведческом музее. В 1941 г. при эвакуации он бесследно исчез. В 1997 г. по благословению митр. Филарета Патриаршего Экзарха всея Бела­руси крест прп. Евфросинии был восстанов­лен мастером Николаем Кузьмичом.
Известна еще одна древняя чудотворная икона Пресвятой Богродицы — Купятицкая (память 15 ноября по церк. календ.). Она явилась в 1182 г. в селе Купятичи под Пинском. Юная Анна, дочь поселянина Василия, пасла овец своего отца и увидела на одном дереве небольшой крест, на одной стороне которого был изображен распятый Спаситель, а на другой — Дева Мария с Богомладенцем Иисусом. Несколько раз девочка переносила этот образ к себе домой, но всякий раз находила его на прежнем месте. Жители Купятич с благоговением построили на мес­те явления иконы храм в честь Пресвятой Богородицы. В 1629 г. при этом храме воз­ник монастырь. Во время украшения церкви перед праздником Благовещения один из работников упал с подмостков и гвоздем ра­нил себе голову. Рана была настолько глу­бока и опасна, что уповать можно было только на помощь Пречистой. Монахи усердно по­молились перед святой иконой, и пострадав­ший совершенно выздоровел. В сер. XVII в., боясь униатов, почитатели чудотворного об­раза перенесли Купятицкую икону в Киево-Софийский Собор, в иконостас предела св. ап. Андрея Первозванного.
Чудотворная икона «Спаса-Избавите­ля» в г. Мельнике, построенном на бе­регу Западного Буга, также пользовалась особым почитанием. Древняя Ипатьевская летопись сообщает об этом под 1260 г.
Наши благочестивые предки любили мо­литься перед святыми иконами. Они не только украшали ими храмы и свои жили­ща, но и благословляли своих детей, всту­пающих в брак, передавали иконы по наследству. Святые образы были символом благословения родительского, которое по слову Священного Писания «утверждает дома чад» (Сир. 3: 9). Как тогда, так и те­перь это благословение обладает силой чудодейственной.

«Воскресение»,  №11 (52),  2003

 

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев. Вам необходимо зарегистрироваться.