"Православие на Белой Руси. Исторические очерки". - Что нужно знать о 992 годе

Автор: Алексей Хотеев

 

2.    Что нужно знать о 992 годе


Уже более тысячи лет назад произошло образование государственного и духовно-нравственного строя древнерусских земель и народов, их населявших. Но и сейчас дос­тоин внимания тот факт, что завершающая стадия формирования Киевской Руси, ее государственное устроение, ознаменовалась принятием веры христианской. В своей «Похвале» князю Владимиру митр. Иларион (сер. XI в.) прославляет его за крещение народа и восклицает: «Он правил не малой и не изве­стной страной, а всей Русской землей, кото­рая теперь известна и услыша­на повсюду». Принятие христи­анской веры ввело Древнюю Русь в семью цивилизованных народов.
Как известно, официальная дата Крещения Руси устанав­ливается по времени креще­ния киевлян в 988 г. С какого же момента можно отсчиты­вать преобладающее влияние христианской веры в землях Западной Руси, на террито­рии современной Беларуси?
К сожалению, прямых исторических сви­детельств тех времен сохранилось очень мало, поэтому наша любознательность мо­жет быть удовлетворена пока только догад­ками и предположениями исследователей. Внимание историка останавливается прежде всего на Полоцке и Турове как на наиболее развитых государственных центрах. Святой Владимир, креститель Руси, представляется в древних летописях человеком ревностным к утверждению христианской веры в своей стране, поэтому такие значительные уделы, как полоцкая и туровская земли, не могли остаться без его попечения. Известно, что в 992 г. князь Владимир разослал сыновей в разные области своего обширного государ­ства, чтобы они были его наместниками в удельных центрах. Таким образом, Изяславу был отдан Полоцк, а Святополку — Туров.
Одним из мотивов разделения государ­ства на уделы при святом Владимире сле­дует признать его заботу о христианской миссии. В некоторых списках начальной ле­тописи читаем, что в 992 г. второй митро­полит Киевский Леонтий поставил еписко­пов для Новгорода, Чернигова, Ростова, Вла­димира Волынского, Белгорода и других го­родов. Следовательно, святой князь хотел, чтобы его сыновья, которые были уже кре­щены, также, как и он сам, способствова­ли распространению Веры Христовой, для чего попечению каждого из них вверен был епископ. Хотя мы и не находим в летописи упоминания о епископах для Полоцка и Турова под 992 г., но, учитывая вышесказанное, должны со всей вероятностью полагать открытие Полоцкой и Туров­ской епархий в этом году. Во вся­ком случае, учреждение этих епископских кафедр нужно относить ко времени княже­ния святого Владимира.
Очень важно упомянуть также еще один город, с которым связано распространение
христианской веры. Это, построенный кня­зем Владимиром для Рогнеды и их сына, Изяславль. Поскольку Полоцк был разорен войсками Владимира ок. 980 г. во время междоусобицы, то местопребывание Рогнеды и Изяслава с 985 г. было именно здесь. В этом городе княгиня Рогнеда приняла монашеский постриг с име­нем Анастасии в основанном ею Зиминском женском монастыре. Здесь воспитан­ный ею князь Изяслав своим добрым христианским примером тронул сердца совре­менников. «Бысть же сей князь тих, и кро­ток, и смирен, и милостив, и любя зело и почитая священнический чин и иноческий, и прилежаша прочитанию божественных пи­саний, и отвращаяся суетных глумлений, и слезен, и умилен, и долготерпелив», — со­общает  о нраве Изяслава летопись.
Для верующего человека крещение его страны — веха не просто историческая, а провиденциальная. Христианская вера ис­торична, она утверждает активность Бога во времени, Его Промышление о мире, Его связь с конкретными событиями и лицами, в отличие, например, от платонизма, кото­рый не придает большого значения исто­рии, считая ее циклическим повторением во времени равноценных событий. Приходит «исполнение времен» и Господь призыва­ет: «Иди и следуй за Мною», и вот народ, который услышал этот зов, начинает свой крестный путь, наполненный трудом, тер­пением скорбей. Но это путь во свете, т.е. исполненный высокого смысла, ясный в своей конечной цели: спасися сам и вокруг тебя спасутся тысячи. Вот как поэтично выразил духовное значение Крещения Руси свт. Кирилл Туровский: «Ныне зима... язы­ческого кумирослужения апостольским уче­нием и Христовой верою прекратилась... — Ныне весна красуется... —  вера Христова, которая крещением пронизывает челове­ческое естество».

«Воскресение»,  № 6 (47), 2003 г.

 

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев. Вам необходимо зарегистрироваться.