"Православие на Белой Руси. Исторические очерки". - 16. Начало западно-русских братств

Автор: Алексей Хотеев

 

 

16.   Начало западно-русских братств


Жизнь Церкви не ограничивается служ­бами и проповедями духовенства, это жизнь общинная: монашеская или приходская. Община строит храм, избирает священника и посредством старосты следит за состоя­нием храмового имущества. В средние века если церковь была построена на земле го­сударственной (королевской, великокняжес­кой), то жизнь общины (монастыря, прихо­да) часто зависела от княжеской админист­рации, если на земле частновладельческой — от власти панской, а если в городе — от городских властей. В XVI в. злоупотребле­ния правом патроната (см. «Воскресение» № 8), когда на церковные должности назна­чались лица малодостойные, привели к ос­лаблению влияния духовенства в жизни об­щественной. В это время из городских про­фессиональных союзов (цехов) стали созда­ваться союзы, выдвигающие на первый план своей деятельности религиозные цели. Так появились знаменитые западно-русские братства, вставшие на защиту интересов Православной Церкви.
В Священном Писании есть такие слова: «Братство любите» (1 Пет. 2,17). Здесь под­разумевается христианская община, где все мужчины как братья, а женщины как сест­ры во Христе. В книге Деяний апостольс­ких очень тепло живописуется быт первых христианских общин: «У множества же уве­ровавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее» (Деян. 5, 32). Эти примеры из Священного Писания послужили образцом для благочестивого подражания. Первоначально целями право­славных братств были дела милосердия и служения ближнему.
Ремесленные союзы (цехи) городов, имевших самоуправление (Магдебургское право), создавались без различия вероис­поведаний. Но с середины XV в. православ­ные ремесленники стали образовывать внутри цеха свои отдельные собрания. Воз­можно, причиной такого обособления ста­ло отвержение православными Ферраро-Флорентийского собора 1439 г., провозг­ласившего будто бы соединение Восточной и Западной Церквей, на самом же деле, только усугубившего это разделение. Во вся­ком случае, первое западно-русское пра­вославное братство появляется в самом 1439 г. во Львове. В 1458 г. другое брат­ство образовалось в Вильно.
Пришел XVI в., и без малого пол-Европы было охвачено реформацией. Молодые люди из знатных фамилий, учившиеся в универ­ситетах Германии, принесли в Польшу и Литву новые религиозные веяния. Мода на протестантизм охватила не только католи­ческую, но частично и православную шляхту. Вслед за реформацией пришла контррефор­мация. Католический орден иезуитов, обо­сновавшийся сначала в Польше (с 1564 г.), а затем в Литве (с 1569 г.), ревностно на­чал возвращать «заблудших овец в единую римскую овчарню». В 1569 г. в результате Люблинского соглашения Польское коро­левство и Великое княжество Литовское со­единились в одно государство - Речь Посполитую (Rzeczpospolita Polska). Католичес­кое влияние на западно-русских землях уси­лилось. В 1583 г при короле Стефане Батории. православных пытались централизован­но склонить к принятию григорианского ка­лендаря. Король Сигизмунд III (1587-1632) показал себя ревностным католиком, началась активная пропаганда церковной унии.
В этих обстоятельствах православные братства начали умножаться и ставить пе­ред собой не только благотворительные цели. Необходимы были меры к защите Православия. В 1586г. во время посеще­ния Львова Антиохийский патр. Иоаким дал старейшему Львовскому братству первый устав, который стал впоследствии образ­цом для всех остальных. В нем, помимо обычных правил о выборе старейшин, брат­ской кружке, братском суде и взаимной помощи, давались права обличать поступ­ки своих членов, противные закону Христо­ву, даже отлучать их от Церкви, обличать самих епископов. Стало обычным для брат­ства содержать больницу и богадельню для дел милосердия, школу и типографию для дела просвещения. Членами братства те­перь становились не только жители одного города, но и православные из отдаленных мест, живущие даже в других государствах: епископы, монахи, священники, князья, паны, мещане. В братство вступали иногда целыми приходами. Кроме старейших братств — Львовского и Виленского — уч­реждаются братства Луцкое, Киевское, Могилевское, Слуцкое, Брестское, Минское, Пинское, Оршанское и др. Каждое братство именовалось по названию храма, при кото­ром было основано. Так Львовское - в честь Успения Богородицы, Виленское — в честь Св. Троицы, Могилевское — в честь Богояв­ления Господня, Слуцкое — в честь Преоб­ражения, Брестское — в честь свт. Николая, Минское — в честь св. апп. Петра и Павла.
Раз в год после Пасхи, в неделю о Фоме, братчики избирали из своей среды четы­рех старшин. Они проводили собрания, представляли братство перед светскими властями, возглавляли братский суд, хра­нили казну, следили за состоянием имуще­ства и т.д. Каждую неделю после воскрес­ной службы братчики проводили собрания, а если необходимость требовала какой-ни­будь чрезвычайной сходки, то по городу об­носилось братское знамя. Ежегодно все делали денежные взносы (обычно 6 лит. грошей) или давали определенное количе­ство свечного воска. Важной статьей брат­ского дохода была выручка от продажи книг своей типографии.
Королевская власть не препятствовала образованию церковных братств, подтвер­ждала их привилегии, одной из которых было право на строительство новых хра­мов и монастырей. Когда по приказу коро­ля Сигизмунда III и проискам униатов пра­вославные храмы будут закрываться, одни только братства сохранят свою привилегию на постройку новых церквей. Другое важ­ное преимущество заключалось в содержа­нии братской типографии и издании право­славной литературы, в том числе полеми­ческой. Немалое значение имели также братские школы. Из них Киевская коллегия стараниями митр. Петра Могилы приобре­тет значение первого центра просвещения не только для православных всей Киевской митрополии, но и Русской Церкви с цент­ром в Москве.
Брестская церковная уния 1596 г. станет тем испытанием, в котором православные западно-русские братства окрепнут. Это бу­дет время закалки, при которой железо пре­вращается в булат, а душа терпением пре­одолевает страдание.

«Воскресение», № 9 (62), 2004 г.

 

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев. Вам необходимо зарегистрироваться.