Ситуация в Латвии в 1930-е годы во многом напоминала Литву, хотя и имела свои особенности. До 1934 года она представляла собою республику с парламентской демократией, в которой, впрочем, достаточно сильно был развит национализм, а коммунистическое движение подвергалось преследованиям. Однако, вскоре после прихода нацистов в Германии к власти, профашистские настроения охватили и часть латышской политической элиты, в первую очередь руководителей крупнейшей партии «Крестьянский союз».
В июле 2010 года исполнилось 70 лет со дня добровольного вхождения республик Прибалтики в состав Советского Союза. Споры по данной теме продолжаются и в наше время. В соответствии с очередной политической конъюнктурой руководящие круги независимых государств Балтии и сегодня пытаются мифологизировать историю, изображая их присоединение к СССР исключительно как советскую оккупацию.
Миф о Прогрессивном блоке прочно вошел в мифологический цикл, связанный с Русской революцией 1917 года. Вне связи с ней блок, собственно говоря, никогда и не рассматривался. Отношение к революции определяло и отношение к Прогрессивному блоку. Защищаясь от нападок правых с их взглядом на блок как средоточие “революционной заразы”, П.Н. Милюков выдвинул концепцию, согласно которой блок был “последним шансом” монархии перед лицом революционной катастрофы.
С чего начинаются мифы в политике? Ответ на этот вопрос достаточно очевиден – с согласия большинства современников, формирующих информационное пространство, считать не бывшее бывшим и подавать первое за второе.
События 1914-1915 гг., начало Первой мировой войны, «священное единение» и создание Прогрессивного блока, казалось бы, существенно изменили сущность и политический курс русской либеральной оппозиции. В историографии (отечественной и западной) принято даже говорить о трансформации либерализма в национал-либерализм, о попытке пойти на реальное соглашение с самодержавием в целях достижения победы в войне и империалистических захватов, которая выразилась в самоустранении оппозиции от критики правительства и шагах по его «оздоровлению» летом 1915 г., когда был создан Прогрессивный блок.
Органы российской контрразведки оформились в отдельную профессиональную структуру лишь в 1908 г. Это совпало с усилением разведдеятельности на территории империи немецких и австрийских разведок.
В отечественной литературе Паскевич, в значительной степени, разделил судьбу Николая I. Это неудивительно, если учитывать то исключительное положение, которое на протяжении четверти века он занимал в правящей элите николаевской России. Огромная роль фельдмаршала в военном строительстве 1830-1840-х гг., искреннее доверие императора к полководческим, административным и организаторским способностям своего друга, справедливо вызвали у современников и ближайших потомков вопрос об ответственности князя Паскевича за исход Крымской войны. И, как известно, этот вопрос был решен не в пользу военачальника. Фельдмаршал, да и вся николаевская политическая система, были обвинены в неспособности предотвратить поражение.
94 года назад Московская городская дума постановила создать на Братском кладбище памятник в честь погибших на судне «Портюгаль». Для этого был объявлен всероссийский сбор пожертвований, сама дума ассигновала на эту цель 25000 рублей. Это решение так и не была выполнено. У 85 человек, отдавших свои жизни, нет могилы, нет памятника сотворенного руками человека. Есть только память. Эта статья является попыткой эту память возродить.
В историографии прочно укрепилось представление о нереволюционном (и даже контрреволюционном) характере русского либерального движения в период 1907 - 1917 гг. «Парламентская» деятельность в третьеиюньской Думе, веховское «самобичевание» и «священное единение» в начале мировой войны привели, казалось бы, к полному сознательному отказу от революционной тактики. Такой взгляд сформировался благодаря самим либеральным деятелям еще в ходе их активной политической деятельности и был закреплен в работах П.Н. Милюкова[1]. Его советские оппоненты (М.Н. Покровский и др.), по-иному оценивая политический вес либералов, вполне сходились с ним в том, что либеральная оппозиция противопоставляла себя революции.
“Никто лучше, как он, не был создан для роли самодержца, его внушительная величественная красота, величавая осанка, строгая правильность олимпийского профиля, властный взгляд - все, кончая его улыбкой нисходящего Юпитера, все дышало в нем земным божеством, всемогущим повелителем. Все отражало в нем незыблемое убеждение в своем призвании”.
Русские проекты десанта на Босфор первой половины XIX века
Операция «Висла»: как у русинов-лемков ампутировали Родину.
Русины – четвёртый восточнославянский народ известный так же под именами: руснаки, угрорусины, угрорусы, карпатороссы, рутены, русины. На заре становления государственности восточных славян - Киевской Руси, земли русин населяли славяне: белые хорваты, а черные хорваты населяли Чехию и южную Польшу. Земля Русин с тех времён называется Закарпатская Русь. В составе Чехословакии её называли Подкарпатская Русь, а в составе Венгрии называлась Русская Крайна.
Имя Константина (Василия) Константиновича Острожского (1526-16081) глубоко почитается православными в белорусских, украинских и польских землях. Потомок Рюриковичей [7. – С.958] и князей туровских [2. – С.46]2, киевский воевода, князь К.К.Острожский – личность исторического масштаба, значение которой еще предстоит раскрыть будущим поколениям. Влияние деятельности Острожского не ограничивается 16 – началом 17 века. И сегодня в 21 веке, спустя почти пять столетий назад, нам предстоит раскрыть смысл осуществленного им подвига и с благодарностью взять несколько полезных уроков по осмыслению и формулированию ценностей церковно-культурной идентификации в сложных исторических обстоятельствах.