О полководческом таланте генералиссимуса российских сухопутных и морских сил Александра Васильевича Суворова можно сказать одной чеканной фразой: «Не проиграл ни одного из 60 проведенных сражений, большинство из которых были выиграны при численном превосходстве противника».
В конце декабря 1915 года, накануне Рождества, Верховный главнокомандующий русской армии император Николай II провел ряд смотров войск армий Западного фронта.
Александра Невского (13 мая 1221 – 14 ноября 1263) можно зачислить в предтечи российских державников. «Солнце земли Суждольской» - так именовал князя киевский и владимирский митрополит Кирилл (1243-1280). До сих пор бессмертны слова защитника Руси, сказанные им перед Невским сражением: «Не в силе Бог, а в правде». Именно на него в первые десятилетия невыносимого ига возлагалась надежда. «Сила же бе его - часть от силы Самсоня». Вот почему при его кончине в 1263 г. «священники и дьяконы, монахи, нищие и богатые и все люди» горестно восклицали: «Уже погибаем!»
Славянскими народами всегда были особо любимы и почитаемы защитники Отечества – люди, которым выпадает на долю нести все тяготы походов, подвергаться смертельным опасностям в битвах. Они своими ратными подвигами воплощали в жизнь заповедь Божию о том, что «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Исключительное место среди таких защитников Родины по искреннему народному почитанию занимает Александр Васильевич Суворов – полководец, фельдмаршал, генералиссимус, а самое главное - истинный православный христианин, исполненный веры в Бога.
А.В. Суворов был «нами понят еще меньше, чем Наполеон французами. «Науку побеждать» мы читали телесными глазами, а не духовными очами — весь ее неизреченный духовный смысл остался для нас сокровенным», — это суждение, звучащее вызовом всей отечественной историографической традиции, принадлежит Антону Антоновичу Керсновскому, видному военному писателю русского Зарубежья с короткой и яркой творческой биографией.
Основная функция языка – коммуникация, т.е. передача информации. Язык является «нервной системой» любого общества, поддерживая его внутреннюю связность и упорядоченность. В то же время, язык является основным разделительным барьером, дробящим человечество на изолированные сообщества, которые неспособны к прямой коммуникации из-за несовпадения используемых ими языковых систем. Эти барьеры не являются непреодолимыми, а в случае близкого родства языков возможно и непосредственное общение между их носителями. Однако в целом преодоление языковых барьеров требует немалых усилий и энергии, как на уровне отдельного человека, так и всего человечества в целом.
Непосредственное знакомство чехов с Суворовым произошло в самом начале чешского национального возрождения, деятели которого только начали узнавать Россию и русскую культуру, черпая вдохновение в самом факте существования мощной славянской державы, символом которой для чехов надолго стал прославленный русский полководец и его армия.
В случаях, когда современным украинским националистам приводят в пример высказывания различных исторических лиц, которые, этнически относясь к Украине, занимали позицию, совершенно противоположную идеологическим установкам современного украинского национализма, достаточно стандартный ответ - это были «неправильные» деятели, которые выслуживались перед московско-петербуржским самодержавием (или были им обмануты) и потому декларировали именно эти высказывания. А вот если обратиться к настоящим патриотам…
Когда заходит разговор о разделах первой Речи Посполитой, случившихся в конце восемнадцатого века, то почти каждый обыватель в современной Польше скажет, что это исключительно российских рук дело. А уж политик тем более. Да и в Беларуси, даже в России, тоже многие так считают. Правда, историки в той же Польше, притом такие авторитетные, как Павел Ясеница, Валериан Калинка, Александр Бохеньский, все-таки подчеркивали, что идея разделов возникла не в Санкт-Петербурге, который тогда был столицей Российской Империи.
Был некогда в истории Украины (в современных её территориальных очертаниях) популярный термин – «твердорусы». В это трудно поверить, но так называли сторонников общерусского единства, живших в XIX в. в Галиции и Буковине, нынешних западно-украинских регионах, находившихся тогда под австро-венгерским ярмом, а сегодня превращенных в отстойник украинского шовинизма.
В XVII-ом веке Россия оказалась не только ввергнута в Смуту, но и пережила ещё несколько кризисных явлений, на которые помимо внутренних причин в прямой или опосредованной форме влияли и внешние факторы. Известный богослов протоиерей Александр Шмеман дает следующую характеристику той эпохе: «Две главные темы определяют жизнь Русской Церкви в семнадцатом веке. Это – встреча с «Западом» через «Киевское» православие с одной стороны, и раскол старообрядцев – с другой. Обе имеют огромное историческое значение».
Край, который сегодня именуется Калининградской областью, еще в глубокой древности имел обширные связи с русскими землями. Этот факт находит своё подтверждение не только в археологии, например, в нахождении во время раскопок целого ряда русских княжеских шлемов X – XII вв., но и в родословных многих боярских родов Древней Руси.
Моральная стойкость вооруженных сил определяется многими факторами среди которых - воля высшего и среднего командования, его способность к риску и неожиданностям, готовность рядовых принять смерть, не поддаваться панике, биться в одиночку и в окружении, не впечатляться «кровами потерями» и поражениями, выносливость в исключительных погодных условиях.
Как известно, сведения источников о жизни св. князя Владимира имеют неполный, зачастую легендарный характер. Между тем, величие совершенного им дела привлекало внимание всех ученых исследователей, занимавшихся древнерусской историей. В историографии получило развитие то мнение, что Владимиром двигали преимущественно политические соображения. Какие из них действовали в данном случае?
В феврале-марте 1992 г. на Украине наблюдался всплеск антироссийских настроений, что являлось следствием публикации совместного приказа НКВД СССР и Наркомата обороны СССР от 22 июня 1944 г. за подписями Л.П. Берии и Г.К. Жукова о выселении в отдаленные районы СССР всех украинцев, проживавших под немецкой оккупацией. Это было нечто вроде сенсации.
Поскольку настоящая статья посвящена масштабам, т.е. статистике политических репрессий, то в ней не ставится задача исследования их причин и мотивации. Но на одно обстоятельство мы всё же хотели бы обратить внимание, а именно: на роль И.В. Сталина в этом деле. В последнее время раздаются голоса, утверждающие, что Сталин будто бы лично не является инициатором массовых репрессий, в том числе Большого террора 1937–1938 гг., что это ему якобы навязали местные партийные элиты и т.д. Мы же должны понимать, что это не так.