Роль императорской гвардии в Февральской революции 1917 года

Автор: Сергей Поляков

Генерал Деникин считал Февральскую революцию неизбежным историческим процессом. Деникин считает, что несмотря на то, что десятки поколений людей воспитывались на формуле, как он сам говорит: «За Веру, Царя и Отечество», этот лозунг мало укоренился в сознании основной массы населения. И когда в декабре 1907 года Деникин ехал из Харбина в Петроград, то что он видел в пути, повторяло с фотографической точностью то, что произошло в феврале 1917 года, лишь масштабы были меньше.

Предслава (не) для Болеслава

Автор: Яков Алексейчик

Болеслав Храбрый.  Картина Яна Матейко.

 

В 2017 году исполняется тысяча лет первой большой войне между русскими и поляками. Она началась после неудачного сватовства польского князя Болеслава к княжне Предславе – родной сестре русского князя Ярослава. Получив отказ, войска Болеслава совершили агрессию на Русь и временно оккупировали Киев. Болеслав пленил и изнасиловал Предславу. Затем обстоятельства сложились так, что Ярославу пришлось спасать целостность польского государства.   

Февральская революция 1917 года в воспоминаниях посла Французской республики М. Палеолога

Автор: Валерий Рачковский

Рисунок из серии Петроград революционный художника Ивана ВладимироваВоспоминания иностранных послов о русской революции 1917 г. представляют большой интерес для исследователей. Не случайно воспоминания послов Франции и Англии были переведены и опубликованы в советской России еще в начале 20-х годов, и с тех пор неоднократно переиздавались. Все эти издания трудно считать образцовыми: несовершенство перевода, сокращения, ошибки; но в тоже время, они, несомненно, сыграли большую роль в расширении источниковой базы.

Малая Русь как территория расселения и формирования национального самосознания русских (XII-XIV века)

Автор: Михаил Виноградов

Храм Св. Пантелеймона - единственное сохранившееся сооружение древнего Галича княжеской эпохи. Строительство храма на северо-восточной окраине города было завершено в 1194 г. Его основал Галицко-волынский владыка Роман Мстиславич, назвав в честь своего деда, киевского князя Изяслава, христианское имя которого было Пантелеймон. В XIV в. храм был преобразован в костел Святого Станислава. После Первой мировой войны Пантелеймоновский храм долгое время был в запустении, реставрирован в 1998 г., освящен греко-католиками.В XVIII-XIX веках понятия «Малая» и «Великая Русь» были рассмотрены в трудах В.Н. Татищева, А.И. Мусина-Пушкина, М.А. Максимовича, В.И. Ламанского, В.О. Ключевского и др. Особенностью освещения этой темы являлось использование не совсем точных названий, которые не учитывали происхождение и развитие терминов. Более глубокому и детальному исследованию указанные категории были подвергнуты в XX веке. По мнению многих историков, «Малая Русь» - это название, придуманное в XIV веке греческими православными иерархами для того, чтобы различать 2 части бывшего Древнерусского государства.

«Лемки ошиблись в своих надеждах». Национальное движение русинов-лемков в 1918-1920 гг.

Автор: Кирилл Шевченко

ЛемкиРусины-лемки — самая западная часть восточнославянской этноязыковой общности. Историческая территория лемков, занимавшая северные склоны Карпатского хребта, глубоким клином вдавалась в область проживания западных славян, отделяя поляков на севере от словаков на юге. Географическая изолированность и оторванность от других восточнославянских народов, горная среда обитания и влияние западнославянских соседей обусловили этнокультурную специфику русинов-лемков, сохранивших многие архаичные черты.

Начальный этап литовской экспансии в «Черной Руси»

Автор: Алексей Кибинь

Литовский князь Миндовг
Вопрос о литовской экспансии в так называемой Черной Руси (территория Верхнего Понеманья) важен для понимания тех политических процессов, которые привели к образованию новой стабильной политической структуры в Восточной Европе — Великого княжества Литовского. Главная проблема, требующая решения, состоит в том, на какой основе выстраивались взаимоотношения между литовскими князьями и местной русской элитой — завоевали ли литовские князья города Понеманья в ходе единовременной экспедиции, или здесь были задействованы иные механизмы подчинения. На этот счет в историографии существуют крайне противоположные точки зрения.

К вопросу о донациональной этнической идентичности русинов Словакии (XIX - начало XX вв.)

Автор: Михаил Дронов

Русины на гравюре 19 векаДоминантой донациональной идентичности русинов в XIX - начале XX в являлся конфессиональный фактор: принадлежность к «русской вере» - христианству восточного обряда. Выражением этой идентичности являлся целый ряд этнонимов с корнем рус- (в первую очередь, руснак), которые проявляли отчетливые этноязыковые черты, связанные, в частности, с восточнославянскими языковыми особенностями. Параллельно у русинов и представителей переходных групп функционировали другие варианты донациональной идентичности, в частности, выраженные в локальных названиях или же, например, популярном на русинско-словацком пограничье этнониме словяк.

Сталин и религиозный вопрос в политике большевистской власти (1917-1923 гг.)

Автор: Игорь Курляндский

 Александр Проханов перед «иконой» Сталина.Общественный интерес к личности многолетнего руководителя советской страны И. В. Сталина, в частности его отношению к религии на различных этапах политической деятельности и государственной карьеры, не снижается. Весьма важной представляется тема отношения вождя к религиозному вопросу в период становления советского государства в 1917—1923 гг. В исторической публицистике продолжает дебатироваться вопрос, была ли у Сталина в то время какая-либо особая «либеральная» линия или его позиция не отличалась от жестких антицерковных установок других большевистских вождей?

Антицерковный террор в период Октябрьской революции сквозь призму историографии.

Автор: Сергей Леонов

В советской исторической литературе тема большевистских репрессий против Русской Православной Церкви в период Октябрьской революции (1917—1921) фактически была под запретом и в лучшем случае затрагивалась мимоходом. Лишь к концу перестройки эти сюжеты стали активно обсуждаться, и то в публицистическом ключе. Тем не менее в целом антицерковный террор в период Октябрьской революции остается относительно малоисследованной темой.

«Русь, Россия, Москва.» - статья из чешской газеты «Národni Listy». 1864 г.

Автор: Александр Клещевский

Святая Русь. Михаил Нестеров. Холст, масло. 1901-1905. Русский перевод статьи «Русь, Россия, Москва.» из богемской (чешской) газеты «Národni Listy» напечатан в 1864 г. в журнале «Вестник Юго-Западной и Западной России». «Вестник ЮЗиЗР» издавался с 1862 г. по свежим следам польско-шляхетского восстания 1863 г. и давал нелицеприятную отповедь польским притязаниям на земли Западной России.

Русинская идентичность (на примере участия галичан в Гражданской войне)

Автор: Сергей Суляк

1-й курень 6-й бригады Галицкой армии, выведенной по Зятковским соглашениям в тыл Добровольческой армии, 17 ноября 1919 года.

 

В ноябре 1918 г. была провозглашена Западно-Украинская Народная Республика (ЗУНР). Началось формирование ее вооруженных сил. Несмотря на нехватку военных кадров (более 100 тыс. военнослужащих-русинов продолжали находиться в плену в Италии), была создана украинская галицкая армия. Вытесненная поляками со своей территории, она стала одним из участников гражданской войны в России. 

«Освобождение от чешского ярма»: культурно-национальная политика Венгрии в Закарпатье в 1939-1944 гг.

Автор: Олег Казак

Закарпатский регион и его восточнославянское население имеет сложную и неоднозначную как политическую, так и этнокультурную историю. Особенно богатым на различные формы поиска собственной идентичности у карпатских русинов стал ХХ век. Если в рамках Чехословакии, в составе которой регион находился в межвоенный период, русины имели достаточно широкую свободу в сфере культуры и национальной деятельности, то во время вхождения Закарпатья в состав Венгрии в 1939-1944 гг. положение представителей трех основных направлений (украинофильского и русофильского) изменилось.

Религиозные войны в Речи Посполитой. К вопросу о последствиях брестской унии 1596 года.

Автор: Михаил Дмитриев

Убийство униатами преподобномученика  Афанасия Брестского (Филипповича)
Первая четверть XVII в. в истории Речи Посполитой была наполнена религиознообщественными конфликтами, порожденными Брестской унией 1595-1596 гг. и поставившими под вопрос режим религиозной терпимости. Перипетии этой борьбы неоднократно привлекали внимание исследователей. Однако в меньшей степени изучен вопрос, насколько весомой в этих конфликтах была роль именно религиозных мотивов, т. е. самого факта нарушения Брестской унией «равновесия» в отношениях католиков и православных. Он приобретает особенно драматический характер в связи с тем, что в XVI в. католицизм и православие более или менее мирно уживались в Речи Посполитой, давая всей Европе пример взаимопонимания и добрососедства католиков и «схизматиков»

Державное противостояние Крымского ханства и Княжества (Царства) всея Руси в XV-XVI вв.

Автор: Владимир Артамонов

Действия государственной машины, нацеленной  на централизм, военную оборону или экспансию и  укрепление  внутренних устоев (этатизм) -  можно определить как державность.  Основными носителями  державного  (государственного) сознания  как правило, являются главы государств -  самодержцы,  императоры, короли, ханы,  султаны, президенты.  Государственное (державное) состояние духа  бывает свойственно  чиновному аппарату, военным сословиям  и оно может охватывать  разные  слои населения.

К вопросу о структуре русской армии в битве при Орше

Автор: Алексей Лобин, Михаил Бенцианов

Русские воины начала 16 века (рисунок Игоря Дзыся)Увеличение интереса к военной истории Средневековья привело к появлению в последние годы целого ряда исследовательских работ, посвященных вопросу организации русской армии в XV-XVI вв. В частности, методика определения численности русской армии XVI в. была предложена А. Н. Лобиным. Проделанный анализ позволяет убедительно говорить о значительном преувеличении масштабов этого сражения в польской и современной белорусской историографии. Для русской стороны это была достаточно рядовая битва, которая, правда, неожиданно повлекла за собой несоизмеримые для подобных столкновений потери и надолго сохранилась в памяти современников и потомков.

Русские в гражданских войнах на Украине (XX—XXI вв.)

Автор: Михаил Разиньков

Изучение отношения русских к становлению украинской государственности необычайно важно, поскольку затрагивает основы очень непростых современных контактов между нашими государствами. Данное исследование является попыткой сравнительного анализа мироощущения русских на Украине во время гражданских войн начала XX и начала XXI вв. Поскольку на момент написания статьи противостояние не закончилось, автор ограничивает нижнюю хронологическую границу анализа сентябрём-октябрём 2014 г.