Труды прот. Иоанна Григоровича по белорусской археографии

Автор: Алексей Хотеев

Прот. Иоанн Григорович. Гравюра А. С. Янова. Кон. XIX в.Имя Иоанна Иоанновича Григоровича (26.08.1792 — 1.11.1852), священника, педагога, филолога и историка, получило известность в связи с началом изучения и публикации памятников белорусской археографии. Его первым биографом стал его сын Николай Григорович, также известный историк и археограф. В 1861 г. в духовном журнале «Странник» (июнь) он опубликовал «Очерк жизни протоиерея Иоанна Григоровича», затем в 1864 г. была издана часть его переписки в «Чтениях общества истории и древностей Российских» (кн. 2). В советский период археографическую деятельность Иоанна Григоровича описывали Михаил Судник и Николай Улащик[1]. Интерес к его личности обновился в 90-е годы с выходом в свет его книги «Беларуская іерархія» (бел. перевод) со вступительной статьей Михаила Николаева (Мн., 1992).

Польский иезуитский проект уничтожения русской веры на Белой Руси и на Украине (1717 г.)

Автор: Владислав Гулевич

 

Постоянный автор сайт «Западная Русь» Владислав Гулевич, работая над польскими документами в книге Михаила Кояловича "Документы объясняющие историю Западно-Русского Края и его отношение к России и Польше" частично перевел прелюбопытный текст, датированный 1717 годом - Supplementum ad historia Russicae monumenta ex archivia ac bibliotecis extraneis deprompta et a collegio archeographico edita Petropoli 1848 pag. 221.

Оклеветанный но не забытый. (Очерк о М.Н. Муравьеве-Виленском)

Автор: Вадим Гигин

 Пожалуй, в отечественной истории не найдется другого персонажа, которому навешивались бы подобные ярлыки. «Вешатель». И этим все сказано. Это позорное прозвище прочно связывается с именем Михаила Николаевича Муравьева, бывшего главным начальником Северо-Западного края в 1863 -- 1865 годах. Его обвиняют в жестоком подавлении польского восстания, называют палачом Литвы и Беларуси, безжалостным русификатором, приписывают желание уничтожить всякое культурное своеобразие белорусского народа. И эти догмы переходят из статьи в статью, из учебника в учебник. Казалось бы, все ясно – черная личность, антигерой белорусской, да и российской истории. Но не все так просто.

Реформа службы нижних чинов уездных полицейских управлений губерний Северо-Западного края в 60-х гг. XIX в.

Автор: Александр Киселев

Городовой унтер-офицер. 1859 г.; Помощник полицмейстера. 1864-1867 гг.; Унтер-офицер городской полиции. 1867-1884 гг.
Отмена крепостного права, подготовка и осуществление целого ряда либеральных реформ потребовали от российского правительства преобразования структуры органов местного государственного управления, в том числе и учреждений Министерства внутренних дел. В частности, 25 декабря 1862 г. была проведена общероссийская реорганизация местных полицейских структур Министерства внутренних дел, результатом которой стало создание городских и уездных полицейских управлений.

Греко-католическая церковь в пределах Российской империи в первой трети XIX в.: проблемы и перспективы. (часть третья - заключительная)

Автор: Александр Романчук

Униатская Церковь. Музей белорусской деревянной архитектуры в Строчице.

| Первая часть | Вторая часть |  Третья часть |

Наименее латинизированное приходское духовенство, как единственная надежда унии на сохранение, оказавшись после 1809 г. без иерархического лидера, по определению не имело шансов противостоять существующим угрозам. Для этого у него не было ни должного уровня видения проблем церкви, ни организационных возможностей, ни влияния в высших сферах власти, ни финансовых средств.

Греко-католическая церковь в пределах Российской империи в первой трети XIX в.: проблемы и перспективы. (часть вторая)

Автор: Александр Романчук

Униатская Церковь со звонницей. Музей белорусской деревянной архитектуры в Строчице.

| Первая часть |Вторая часть |  Третья часть |

В сохранившейся в начале XIX в. в России греко-католической церкви проблема убежденности простых униатов в религиозной правде унии не была решена также, как она не была решена и в предыдущие два века. Приходское униатское духовенство не только не пропагандировало униатскую идею, но и вообще, в силу своей слабой богословской подготовки, очень мало занималось элементарной катехизацией народа.

Греко-католическая церковь в пределах Российской империи в первой трети XIX в.: проблемы и перспективы. (часть первая)

Автор: Александр Романчук

Грамота Брестской унии. 1596

| Первая часть |Вторая часть Третья часть |

Религиозное соглашение, заключенное между частью иерархии Киевской митрополии Константинопольского патриархата и Апостольской столицей в Бресте в 1596 г., создало русскую католическую церковь восточного обряда. Научные споры о закономерности появления этого феномена ведутся давно. Аргументация сторонников соединения церквей в Польше простирается очень широко.

Непокоренный Минск. 4 января 1942 года.

Автор: Игорь Гуров

Мемориал на месте концлагеря «Масюковщина»-”Штaлаг-352” в Минске.4 января 2012 года исполнилось 70 лет со дня героической попытки жителей города Минска и военнопленных из располагавшихся в нем концлагерей поднять восстание против фашистских захватчиков.

22 июня 1941 года фашистская Германия напала на Советский Союз. Свой главный удар немецко-фашистские войска обрушили на Прибалтийский и Западный военные округа. Уже 25 июня немецкий 39-й мотокорпус вышел на подступы к Минску.

К биографии Д.В. Скрынченко (1874-1947) – педагога, публициста и общественного деятеля

Автор: Валерий Черепица

Дмитрий Васильевич Скрынченко (Минск, начало ХХ века)С именем Дмитрия Васильевича Скрынченко я впервые встретился в ходе работы над монографией о М.О. Кояловиче и истории Православной Церкви на Гродненщине. Уже тогда через знакомство с рядом его печатных трудов, а также деятельностью на первом фланге общественно-политической жизни Беларуси начала ХХ века, Д.В. Скрынченко представлялся мне весьма заметной и колоритной фигурой отечественной истории.

Полоцкий церковный собор: теоретические предпосылки воссоединения (часть вторая)

Автор: Александр Романчук

Лицевая и оборотная сторона медали с надписью «Отторгнутые насилием (1596) воссоединены любовию (1839)», выпущенной в память возвращения униатов в лоно Русской православной церкви

Начало (Первая часть)

Экклезиология воссоединения В рамках православной экклезиологии прием в Православную Церковь новых членов возможен только на основании недвусмысленно выраженного желания самих людей. Для Православной Церкви и русского правительства в начале XIX в. уния представляла собой часть католической церкви.

Полоцкий церковный собор: теоретические предпосылки воссоединения (часть первая)

Автор: Александр Романчук

Иосиф (Семашко Иосиф Иосифович), митрополит Литовский и Виленский.

(Часть вторая)

Защитники унии называют ее ликвидацию преступлением русского самодержавия. Само собой разумеющимся считается, что митрополит Иосиф не имел и не мог иметь глубоких обоснований своих действий, кроме «официального» русского патриотизма и корыстных симпатий к «казенному» Православию. К сожалению, до настоящего времени этот вопрос серьезно не рассматривался. Историки выпускают из вида теоретические предпосылки, на которые опирался Литовский митрополит в своей деятельности по подготовке воссоединения, и их происхождение. Между тем, они весьма интересны.

Нижние чины Минской городской полиции в 1905-1907 г.г.

Автор: Александр Киселев

Городовые на улицах МинскаВ отечественной историографии вопрос о деятельности полицейских структур МВД в белорусских губерниях рассматривался в основном с точки зрения борьбы с революционным движением или польскими инсургентами в период восстаний, причем акцент делался на противостоянии революционеров властям. Штатная структура полицейских учреждений, особенности их службы, кадровый состав практически не анализировались в исторических работах.

Национально-религиозное наполнение «Мужицкой правды»

Автор: Александр Гронский

Почтовая марка, выпущенная в 1993 году в память о «белорусском» национальном герое Викентии Константине КалиновскомПольские сепаратисты пытались охватить пропагандой все слои населения, в том числе и крестьян. Для этого в 1862 г. начался выпуск газеты «Мужицкая правда» (в оригинале «Mużyckaja prauda»). Ее называли газетой, листовкой, воззванием, брошюрой и даже журналом, но по своей сути «Мужицкая правда» является именно листовкой. Ее авторами считается В. К. Калиновский с группой своих приверженцев (некоторые исследователи, например Я. И. Трещенок, считает В. К. Калиновского всего лишь возможным и не основным автором листовки)1.

О восстании 1863 года в Белоруссии, национальных героях и вызовах современности.

Автор: Сергей Трахимёнок

Герб восстания 1863 г. — соединённые символы Польши, Литвы и Украины ( к сведению белорусов Белоруссия не упоминается).Практика государственного строительства независимой Беларуси  предполагает, теоретическую разработку ряда проблем, лежащих в основе ее государственности  в настоящее время, а также определения отношения к определенным событиям прошлого. Полемика, развернувшаяся в СМИ и в научных кругах вокруг национальной идеи, национальной идеологии, касается только части этих проблем.

Однако здесь следует отметить, что прийти к какому-нибудь устраивающему всех результату в данных спорах невозможно. И виной всему не столько пресловутая амбивалентность при оценке тех или иных событий и личностей, сколько оценка исторических событий и личностей в разных системах координат и ценностных ориентиров.

Авиаторы 1 мировой войны, погибшие и похороненные на территории Белоруссии

Автор: Андрей Каркотко

Рекордсмен по дальности полета и грузоподъемности русский бомбардировщик «Илья Муромец» И. И. СикорскогоПроект «Западная Русь» одной  из основных своих задач считает возвращение памяти о незаслуженно забытых героях России и Белой Руси. За годы советской власти наибольшему забвению подверглись наши предки, сражавшиеся в Первой мировой войне, которую на самом деле называли вовсе не Империалистической, а Великой Войной и Второй Отечественной.

Российская империя и Католическая церковь: борьба за этническую идентичность белорусов Северо-Западного края (1863 – 1914 гг.) Часть 3

Автор: Александр Бендин

Костел в г.Борисове.Фотоснимок Яна Болзункевича (нач ХХ ст.)Продолжение | Часть I |Часть II |Часть III |

7. Тайное обучение: новый виток развития и реакция правительства на процесс полонизации белорусов.

Предусмотренное указом 17 апреля преподавание закона Божьего на природном языке учащихся в его светской, а не религиозной интерпретации, вызвало на практике недовольство католического епархиального начальства, духовенства и части мирян. Они предпочитали видеть критерием «природности» языка утвержденное авторитетом Папского престола использование его в молитвах и дополнительном богослужении, а не в семейном общении.