Алексий Хотеев: «Западнорусский вопрос в творчестве М.О. Кояловича».

Доклад священника Алексия Хотеева
на первой конференции
памяти Игоря Вацлововича Оржеховского
«Западнорусизм: прошлое и настоящее»

М.О. Коялович (1828-1891), уроженец Гродненщины, профессор русской истории в Санкт-Петербургской Духовной Академии, является одним из самых ярких представителей т.н. «западнорусизма»[1]. Как известно, это идеологические течение связывало исторические судьбы белорусов и малорусов с Россией. Начиная с 20-х годов прошлого века, стало традицией считать эту концепцию антинациональной, якобы отрицающей местную национальную культуру и ее право на независимое от России культурное и политическое развитие[2].

Александр Киселев: "Вопрос о белорусском литературном языке в научном творчестве и публицистике А.С. Будиловича"

Доклад Александра Киселева на первой конференции
памяти Игоря Вацлововича Оржеховского
«Западнорусизм: прошлое и настоящее»
18 апреля 2012 года с 17.00 до 19.30 состоится заключительное заседание в онлайн режиме.

Уроженец Гродненской губернии, сын православного священника А.С. Будилович (1846–1908) был заметной фигурой в русской славистике второй половины XIX – начала XX вв. Он первым в российской науке попытался решить «вопрос о праславянской материальной культуре и территории на основе языковых данных»[1]. Его перу принадлежат исследования церковнославянской книжности, генезиса литературных языков. Он сумел сделать административную карьеру: занимал пост ректора Юрьевского университета, был членом совета Министерства народного просвещения. Ученый активно занимался общественно-политической деятельностью. В частности, А.С. Будилович был одним из издателей газеты «Окраины России», редактором «Московских ведомостей», входил в руководство славянофильских организаций Галицко-русского благотворительного общества, Санкт-Петербургского славянского благотворительного общества.

Всеволод Шимов: «Русь, идущая на запад»

Доклад Всеволода Шимова на первой конференции

памяти Игоря Вацлововича Оржеховского

«Западнорусизм: прошлое и настоящее»

Современный западнорусизм: опыт критики

Западнорусизм как региональная белорусская идеология получил развитие в 19 в. и был ориентирован на существование белорусских земель в рамках Российской империи. Западнорусы всегда были лояльными российскими подданными, идея белорусской независимости была им чужда. Более того, идею государственного суверенитета Белоруссии традиционно отстаивали националистические силы, ориентированные на отрыв от России и уничтожение исторической памяти о русском прошлом этих земель.

Любовь Левшун: «Брестская церковная уния (1596 г.) как кризисный фактор в истории формирования белорусской культуры»

Доклад Л.В.Левшун на первой конференции
памяти Игоря Вацлововича Оржеховского
«Западнорусизм: прошлое и настоящее»

18 апреля 2012 года с 17.00 до 19.30 состоится заключительное заседание в онлайн режиме.

В белорусской научной, а еще более – в учебной и популярно-просветительской литературе сейчас весьма распространено представление о том, что национальная культура белорусов сохранялась прежде всего, если не исключительно, в униатской среде (А.И. Мальдис, С.В. Морозова, Г.М. Саганович, И.В. Саверченко, С.Сильвестрова и др.). При этом униатство представляется "национальной религией белорусов" и соответственно – одним из важнейших (если не главным) фактором белорусского этно- и культурогенеза в XVII–XVIII вв. Однако, при том, что невозможно и неверно отрицать действительно решающую роль Брестской унии в формировании белорусской нации, нужно, как видится, правильно расставить акценты и адекватно определить характер и, так сказать, «сверхзадачу» этой роли – заключалась ли она в самом деле в сохранении культурных традиций этих земель или оказывала какое-то иное воздействие на этногенетические и культуротворческие процессы. Оставляя в стороне чрезвычайно сложные для обсуждения без специальной на то подготовки богословские (церковно-канонический и экклезиологический) аспекты церковной унии 1596 г., обратимся к собственно культурологическому.

Александр Гронский: «Западнорусизм …»

Доклад Александра Гронского на первой конференции
памяти Игоря Вацлововича Оржеховского
«Западнорусизм: прошлое и настоящее»

Этот текст является публицистическим. Он не написан по строгим научным канонам, поскольку это как бы размышления вслух с приглашением к разговору на темы, которые не могут не волновать белорусское общество, да наверное, и россиян и украинцев.

В настоящее время к западнорусизму относятся двояко. Одни считают его позитивной, другие негативной идеологией. Обычно, эти утверждения чётко определяют идеологические предпочтения утверждающих, хотя можно встретить и тех, кто признаёт западнорусизм вредным для становления белорусской национальной идеи и самосознания, но находит в нём положительные моменты, связанные с борьбой с полонизацией.

«Кресы заходни» как геополитическая альтернатива «кресам всходним»

В 1860 г. польским публицистом Яном Захариасевичем впервые было введено в геополитический дискурс понятие «западных территорий» (kresy zachodniе), под которыми подразумевались польские земли, оказавшиеся после 1815 г. под властью Пруссии, а провозвестником «западной польской мысли» принято считать Яна Людвика Поплавского (1854 - 1908), который уже в конце ХІХ в. касался вопроса возвращения Польше отторгнутых на западе территорий. 

Поклонникам «Дня Воли»

Меньше всего я собирался посвящать 25 марта какую-то особую статью. По-моему, нет никакого смысла вообще обозначать эту дату. В этот день не случилось чего-то знаменательного или выдающегося. К написанию меня подвигла статья молодого, но уже ярко заявившего о себе политолога Всеволода Шимова, опубликованная в его авторской колонке в газете «СБ – Беларусь сегодня». Реакция на его тезисы показала, насколько несведущи поклонники «идей БНР» в истории.

Пророк Западной Руси

 

Рецензия Кирилла Фролова на книгу  о.Александра Романчука «ИОСИФ (Семашко), митрополит Литовский и Виленский: жизнь и служение».

 Монография о. Александра Романчука, посвященная великой, равноапостольной фигуре православного миссионера, возродителя нашей единственно истинной святой веры, митрополита Иосифа (Семашко), великолепна и своевременна. Потому что возвращение имени митрополита Иосифа и Белой, и всей Руси - это возвращение религиозных смысла бытия как западнорусского, белорусского, и всего русского народа.

Книга Александра Романчука «ИОСИФ (Семашко), митрополит Литовский и Виленский: жизнь и служение». Предисловие.

История Белой Руси -  это противостояние  постоянному давлению Запада, которое часто сопровождалось  завоевательскими походами против Русского мира.

Белая Русь, входившая вместе с Украиной-Малороссией в историко-географическую область Западная Русь, была и есть  рубежом Русской цивилизации,  Святой Руси.

В духовном отношении Белая Русь подобна «военной границе», на которой происходит постоянное столкновение двух цивилизационных моделей:  Русской - православной и Германо-Римской католическо-протестантской.

В этой многовековой борьбе белорусов укрепляет целый сонм их святых героев – небесных покровителей Белой и Всея Руси.

Польский иезуитский проект уничтожения русской веры на Белой Руси и на Украине (1717 г.)

 

Постоянный автор сайт «Западная Русь» Владислав Гулевич, работая над польскими документами в книге Михаила Кояловича "Документы объясняющие историю Западно-Русского Края и его отношение к России и Польше" частично перевел прелюбопытный текст, датированный 1717 годом - Supplementum ad historia Russicae monumenta ex archivia ac bibliotecis extraneis deprompta et a collegio archeographico edita Petropoli 1848 pag. 221.

О современном западнорусизме.

В январе и феврале 2012 года ряд членов проекта «Западная Русь» и постоянных авторов сайта «Западная Русь»  дали  интервью для ИА REGNUM по вопросам западнорусизма и востребованности этого учения для современной Белоруссии. Давно назрела необходимость провести конференцию по современному состоянию западнорусизма. Приводим тексты некоторых интервью как своеобразную постановку вопроса для предстоящей конференции.

Оклеветанный но не забытый. (Очерк о М.Н. Муравьеве-Виленском)

 Пожалуй, в отечественной истории не найдется другого персонажа, которому навешивались бы подобные ярлыки. «Вешатель». И этим все сказано. Это позорное прозвище прочно связывается с именем Михаила Николаевича Муравьева, бывшего главным начальником Северо-Западного края в 1863 -- 1865 годах. Его обвиняют в жестоком подавлении польского восстания, называют палачом Литвы и Беларуси, безжалостным русификатором, приписывают желание уничтожить всякое культурное своеобразие белорусского народа. И эти догмы переходят из статьи в статью, из учебника в учебник. Казалось бы, все ясно – черная личность, антигерой белорусской, да и российской истории. Но не все так просто.