Культурное и языковое разнообразие восточнославянских меньшинств в Подляшье (Польша)

Благовещенский собор Супрасльского Благовещенского монастыря (город Супрасль на Подляшье на востоке Польши)Подляшье — исторический регион, расположенный на северо-востоке Польши, который уже много лет вызывает интерес исследователей своим культурным, языковым и религиозным разнообразием.

Смута как фактор российской истории

smutaБез понимания того, что такое смута, мы не поймем не только многих реалий, но и самой сути российской истории. Историография Смутного времени до 1917 г. прошла долгий путь: от сугубо психологических оценок до глубоко понимания самого феномена Смуты. Современная наука постепенно вернулась к понятию смуты.

К вопросу об этнической принадлежности кривичей

Представители племени кривичей. Реконструкция.В последнее время в историографии и публицистике стала набирать популярность идея о неславянской, а точнее, балтской, этнической атрибуции этнополитического союза кривичей. В этой связи имеет смысл вернуться к вопросу об этнической принадлежности летописных кривичей и попытаться верифицировать аргументацию сторонников «балтской» гипотезы.

Гнет православного населения в Холмской епархии со стороны поляков и героизм народный.

Церковь в Верешине в начале 20-го века (Холмщина)Воспользовавшись тем, что власть в Петербурге зашаталась, поляки объявили русскому народу в Холмщине, что православия больше нет и все должны принимать католичество. Народ не поверил: быть не может, чтобы вся Россия сделалась католической.

Княгиня литовская Елена Ивановна

Елена Ивановна с мужем Александром, 1519Взаимоотношения между Московским великим княжеством и Великим княжеством Литовским веками бывали напряженными. Военные конфликты и порубежные споры прекращались на время мирными договорами, но скоро вспыхивали снова. Но были и другие личности, выступавшие в качестве примирителей враждующих сторон.

Карл фон Шмедес о русском населении Галиции и Буковины. 1870 г.

chernКраткий историко-этнографический экскурс австрийского полковника показательно-тенденциозен. Он позволяет себе антинаучное утверждение, что русские и поляки переселились в Галицию из Азии – sic! (с. 57). Столь же недобросовестно он объявляет русских позднейшими пришельцами в Буковине, появившимися в ней позже молдаван, лишь с XVII века

Псевдонаучная и неоязыческая риторика в среде российских соотечественников в Белоруссии (на примере текстов Н.М. Сергеева)

Фейковая «Звезда Руси» неоязычников, которая пропагандируется на сайте соотечественников при российском посольстве в Минске.В новых постсоветских государствах стали появляться общественные организации, пытающиеся сохранить идентичность  в изменившихся условиях. Однако попытка сохранения, а тем более возрождения традиций столкнулась с огромным количеством полуинтеллектуальных конструкций, отсылающих к политической, этнической, конфессиональной и прочим мифологиям.