В.Н. Черепица. Гродненский исторический калейдоскоп. Глава 6.

Автор: Валерий Черепица

Продолжение книги В.Н.Черепицы «Гродненский исторический калейдоскоп».
Предыдущая часть.
Оглавление всей книги.

 

Глава 6. О военных играх и суровых реалиях войны
6.1. Гродненские скауты 1920–1930-х годов
6.2. «Белорусская народная самопомощь» (БНС) и «Белорусское объединение» (БО) на Гродненщине в 1941–1944 годах
6.3. Мобилизационные мероприятия белорусских партизан на Гродненщине в 1943–1944 годах
6.4. О жизненной драме директора Гродненского учительского института Д. П. Кардаша.
6.5. Захоронение уроженцев Беларуси на варшавском кладбище «Повонзки»

 

6.1. Гродненские скауты 1920–1930-х годов

Русские скауты Скаутизм (от английского scout – разведчик) является одной из наиболее распространенных в мире систем внешкольного воспитания, положенных в основу детских и юношеских скаутских организаций. В 2007 г. отмечалось 100-летие Всемирного скаутского движения. За истѐкшие столетия через скаутские отряды и дружины прошло несколько миллионов молодых людей.

К сожалению, универсальную педагогическую методику этого объединения использовали и правительства стран с тоталитарными режимами. В целом же всемирный скаутизм – это первое массовое молодежное неполитическое объединение ХХ века, имеющее в основе домашнее религиозное воспитание любой конфессии и ставящее целью воспитание прежде всего гражданина своей страны. В подготовке к 100-летнему юбилею скаутского движения приняли участие тысячи национальных скаутских организаций пяти континентов с общей численностью их членов в  28 миллионов человек. Скауты имеют свои законы (служение Богу, Родине и ближним), заповеди, обычаи, знаки и девизы, знамена, вымпелы, торжественное обещание и приветственный салют, форму, систему званий и наград, нагрудных и нарукавных знаков отличия.

Возникновение скаутского движения относится к концу XIX – началу ХХ столетия. Основные идеи его разработал английский полковник Р. Баден- Поуэлл (1857–1941). В 1907 г. им был основан в Великобритании  первый лагерь для бойскаутов, где на практике реализовались идеи скаутской системы воспитания подростков в процессе развлекательных игр, физических упражнений, бесед о военной жизни и подвигах разведчиков. В конце 1907 г. в Великобритании было уже основано 60 тысяч скаутов; в 1909 г. созданы группы девочек-разведчиц – гѐрлскауты, а в 1910 г. скаутские организации были признаны королевской хартией. В 1921 г. организации скаутов действовали в 63 странах мира.

В России первые отряды скаутов были созданы в 1909 г. Их возникновение стало следствием проигрыша русско-японской войны 1904–1905 гг., выявившей психологическую и физическую неподготовленность контингента солдат-новобранцев. В 1914 г. по указу Императора Николая ІІ было учреждено общество «Русский скаут» в целях активизации подготовки молодежи к службе в армии. Очень скоро – к началу Первой мировой войны – отряды т. н. «потешных» с воспитателями из унтер-офицеров отставили, а вот скауты-гимназисты с лидерами из профессиональных педагогов (И. Жуков, В. Янчевецкий, Э. Цитович и др.) распространились молниеносно и повсеместно. И на двух съездах русских скаутов 1915 и 1916 гг. в Петрограде присутствовал весь цвет педагогики страны, видевший в скаутизме, т. е. в скаутском движении, перспективы. В 1917 г. в России насчитывалось 50 тысяч скаутов.

История российского скаутизма хронологически, организационно и идеологически делится на следующие разнохарактерные периоды: 1) скауты и «потешные» царского времени (1909–1917 гг.); 2) скауты периода гражданской войны на «красных» и «белых» территориях (1918–1922 гг.); 3) Всесоюзная пионерская организация (1922–1991); 4) полулегальные скауты советского периода (1922–1933 гг.); 5) российские скауты-эмигранты (1920–2011 гг.); возрожденные скауты СНГ (1990–2011 гг.); 6) международные объединения ОРЮР (Организация российских юных разведчиков), состоящая из возрожденных скаутов России и русских скаутов-эмигрантов из других стран мира (2001–2011 гг.). Каждый из этих периодов нуждается в своем углубленном изучении, однако имеющиеся в нашем распоряжении источники позволяют говорить лишь о 5-м и 6-м периодах истории скаутизма применительно к его развитию в г. Гродно в межвоенный период.

Данная система внешкольного образования (и сама организация скаутского движения) в городе над Неманом зародилась и развивалась в 20–30 гг. в лоне тех культурно-просветительских организаций, которые называли себя русскими, боролись против ополячивания и окатоличивания, за сохранение своей русскости. К числу этих общественных организаций относились и гродненские «Русское народное объединение» (РНО), «Русское благотворительное общество» (РБО), «Русский общевойсковой союз» (РОВС), «Братство  русской  правды»  (БРП),  «Русское  общество  молодежи»  (РОМ),

«Национально-трудовой союз – Новое поколение» (НТС-НП) и др. В их состав входили преимущественные местные уроженцы, однако в своей практической работе они контактировали и с русскими эмигрантами [151, с. 195–202].

Основным документальным источником по деятельности «Дружины русских скаутов» (ДРС) в г. Гродно, а косвенно и других русских организаций, является следственное дело № 60339 (как архивное – П-7646) «Седляревич Николай Михайлович и др. », начатое в ноябре 1939 года Гродненским отделом НКВД БССР и хранящееся в настоящее время в архиве УКГБ Республики Беларусь по Гродненской области. В нем, в частности, говорится, что «братья Седляревичи (Николай, Михаил, Василий) были арестованы 26 ноября 1939 года органами госбезопасности по обвинению в приналежности к ряду русских контрреволюционных организаций и вели в них активную контрреволюционную деятельность». Произведѐнным по данному делу расследованию было установлено, что в первые годы после образования Польского государства на территории последнего, включая и г. Гродно, стали формироваться различные организации из числа русских белогвардейцев и эмигрантов. К таким организациям относились: РБО, РНО или РУНО, БРП, РОВС и др. Указанные националистические и контрреволюционные организации ставили своей задачей – объединение бывших белогвардейцев и эмигрантов в Польше и монархически настроенных лиц русской национальности, проживающих в Польше, для активного участия в борьбе как с революционным движением трудящихся бывшей Польши, так и с СССР, путем подготовки диверсантов и засылки их для подрывной деятельности в Советский Союз. Под влиянием данных монархических организаций находились и другие организации из числа белогвардейской молодежи: «Дружина русских скаутов» (ДРС), «Русское общество молодежи» (РОМ), «Национально-трудовой союз – Новое поколение» (НТС-НП). Организаторами и руководителями отделов указанных организаций в г. Гродно были братья Седляревичи. Из других источников  известно,  что  НТС-НП  имел  и  другие  названия:  «Младоросы», «Молодая Россия» и «Русские соколы».

В следственном деле имелись следующие сведения о братьях: Николай, 1908 года рождения, родился в Двинске (Латвия), по профессии прораб- строитель, на момент ареста работал начальником гражданской милиции в местечке Сабакинцы, образование среднее, русский. Служил в польской армии в чине плотунового (сержанта. – В. Ч.), женат, проживал в г. Гродно, ул. Пушкина, 10; Михаил, 1906 года рождения, родился в г. Двинске, по профессии счетовод, работал на момент ареста администратором городского театра, русский, холост, проживал в г. Гродно, ул. Пушкина, 10; Василий, 1910 года рождения, родился в Двинске, по профессии конторщик, на момент ареста – без определѐнных занятий, русский, холост, проживал по ул. Пушкина, 10.

В отношении контрреволюционной деятельности братьев Седляревич отмечалось  следующее:  «Седляревич  Николай  руководил  в  1927–1934  г.―Дружиной русских скаутов, а с 1935 г. – отделом РОМа в Польше. Являлся также организатором городского отдела НТС-НП, одновременно с этим – агентом 2-го контрразведовательного отдела польгенштаба.

Седляревич Михаил являлся с 1928 г. членом РБО, РНО (РУНО). Распространял контрреволюционную литературу, устраивал лекции, доклады на антисоветские темы, приглашая для их чтения изменников Родины, бежавших из СССР.

Седляревич Василий являлся с 1935 г. членом РБО, а с 1936 г. – членом правления РОМа в г. Гродно. Занимался той же деятельностью, что и старшие братья».

Допрошенные в качестве обвиняемых братья признались лишь в том, что являлись только членами вышеупомянутых русских организаций, однако антисоветской деятельностью они никогда не занимались.

Для дальнейшего производства дела братьев Седляревичей их перевезли из гродненской тюрьмы в Минск, где 3 февраля 1941 года состоялось закрытое заседание Высшей Коллегии Верховного Суда СССР по председательством армвоенюриста В. В. Ульриха (члены Д. Я. Кондыбин, В. В. Буканов, секретарь Батнер). На вопрос председателя В. В. Ульриха: «признают ли подсудимые себя виновными в предъявленном им обвинении?» подсудимые ответили:

1. Седляревич Н. М. – виновным себя не признал и показал, что, будучи на территории Польши, он никогда не примыкал к белоэмигрантам и ―никаких враждебных действий против СССР не предпринимал, а наоборот, состоял в РОМе, вел борьбу против ополячивания русской молодѐжи, проживавшей в Польше, за что неоднократно подвергался гонениям со стороны польских властей, судился за это. С приходом Красной Армии он с оружием в руках помогал ей освобождать трудящихся от панского ига.

2. Седляревич М. М. – виновным себя также не признал и показания своего брата полностью подтвердил. Их организация РОМ ничего общего с белоэмигрантскими организациями не имела, и он сам не чувствует себя виновным перед Советской властью.

3. Седляревич В.М. – виновным себя не признал и показал, что он, хотя и являлся подданным Польши, но всегда любил свой русский народ, а потому и состоял в РОМе. То же братья сказали и в своем последнем слове.

В результате выездная Коллегия приняла решение о направлении дела Седляревича «на доследование со стадии предварительного следствия на предмет тщательной перепроверки всех материалов дела» [4].

Из интервью Н. М. Седляревича газете «Наша Страна» (Буэнос Айрэс, от 21 ноября 2009 года) можно узнать и другие детали их дела. Столетний сверстник скаутизма, старший русский скаут Аргентины, монархист Николай Седляревич поведал, что их семья поселилась в Гродно в период советско-польской войны 1920 года («на последних подводах польского военного обоза выбралась из Двинска, переехала реку Двину, в город Калкуны, а оттуда добралась до Гродно»).

На вопрос главного редактора газеты Н. Л. Казанцева: «За что Вас судила выездная сессия Военной Коллегии Верховного Суда СССР?» Н. М. Седляревич ответил:

« – Мое обвинение было: «глава контрреволюционной банды, так называемый скаутизм». А брата Михаила за то, что он состоял в правлении Русского Благотворительного Общества в Гродно. Это была русская общественная организация с центром в Варшаве и филиалами по всей стране. У нее были библиотеки, приюты, школы, она помогала бедным, устраивала детские спектакли. Была у русских тогда в Польше и одна национальная организация: для выбора русского представителя в Сейм и Сенат (РНО или РУНО. – В. Ч.). А потом в Варшаве при газете «Слово», которую издавал Владимир Брандт, при помощи Александра Вюрглера была создана партийная национальная организация «Новое Поколение» (НТС-НП. – В. Ч.), впоследствии вылившаяся в «солидаристов». Это была молодежь, главным образом студенческая, города Варшавы, к которой примкнули некоторые студенты Виленского университета и молодѐжь других городов.

Вернемся к приговору…

Нас судили в ночь с 21-го на 22 июня 1941 года, когда началась война, и я был приговорен к «высылке», как «глава контрреволюционной банды». Скауты – 12-летние дети – это по-ихнему была «банда»… Так вот, Михаил получил 25 лет концлагеря, помогавший мне Василий – 15 лет. Судили нас во внутренней тюрьме НКВД. И перевезли потом в Минскую тюрьму. А 24-го немцы начали бомбить Минск…». Чудом избежав гибели, братья Седляревичи возвратились в Гродно, уже при немцах основали строительную фирму, занимались благотворительностью в лоне разрешѐнного оккупационными властями «Русского комитета». Весной 1944 г. ввиду приближения советских войск братья перебрались на запад. Поселились в городе Эгер (по-чешски – Хеб), где в лагере для перемещенных лиц оставили семьи, а сами поступили в Русскую освободительную армию (РОА), которая, как они были уверены, «борется за Россию без большевиков». После второй мировой войны они поселились со своими семействами в Великом Герцогстве Люксембурге, где работали в строительной отрасли, а затем переехали в Аргентину. Монархист Н. М. Седляревич в качестве председателя Центра Русских Белых в Аргентине принимал активное участие во множестве общественных акций, но скаутизм был его главной страстью. Сверстник русского скаутизма Николай Михайлович скончался 3 сентября 2008 года, не дожив пару месяцев до столетнего возраста. Отдавая дань вклада Седляревича в развитие русского скаутизма, на его надгробии, кроме православного креста, его младшая дочь распорядилась высечь лилию – значок Национальной организации русских скаутов (НОРС), которую многие годы возглавлял в Аргентине Н. М. Седляревич [41].

Внутренняя жизнь «Дружины русских скаутов» в Гродно в 1920–1930-е годы мало интересовала следователей НКВД. Не распространялись на эту тему и братья Седляревичи, но в памяти бывших членов Гродненской ДРС Н. И. Алексейчук-Герасимовой, Г. Н. Шпаковой, Л. Е. Макаровой, П. А. Наумюка, А. С. Рымарчука и др. навсегда остались в памяти устраиваемые Н. М. Седляревичем скаутские лагеря, формировавшие в душах людей чувство принадлежности к русскому народу, русские патриотические песни, распеваемые у вечернего костра, православные моления утром и вечером. Вспоминая об этом периоде своей жизни, Н. И. Алексейчук-Герасимова отмечала, что «вся наша жизнь тогда сосредоточивалась вокруг церкви. Была у нас и русская молодежная организация – скауты. Благодаря всему этому, мы осознавали себя русскими людьми» [145, с. 50–53].

Гродненское семейство Моисеевых не относилось к коренным жителям края и Гродненщины. Это были скорее белоэмигранты, бежавшие после Гражданской  войны  в  Польшу  и  осевшие  в  Гродно.  Освещая  в  своих «Страницах жизни» те годы, Г. М. Моисеев писал: «В нашем доме на Северной улице бывали идущие на ту сторону» в совдепию члены Братства русской правды, заглядывали поэты, артисты, музыканты, художники, бывшие однополчане отца, члены Русского общевоинского союза, казаки, организаторы русских скаутов братья Седляревичи [79, с. 25].

В ходе следствия по делу «Русского комитета» в Гродно, проводимого органами госбезопасности осенью 1944 г., ряд подследственных, характеризуя Н. М. Седляревича как одного из основателей данного комитета и человека весьма заметного в городском русском национальном движении, неизменно подчеркивали, что в 20–30 годы в г. Гродно существовала молодѐжная организация   «Скауты»,   а   руководителем   ее   являлся   Н.   М.   Седляревич: «Членами ее были дети и подростки от 6 до 17 лет. Они собирались чаще всего для занятий спортом и военным делом. Однако просуществовала эта организация недолго, так как была запрещена польским правительством» [3].

Данной скромной информацией о деятельности в Гродно «Дружины русских скаутов» мы обладаем на сегодняшний день. Следует присовокупить к ней и несколько фотографий организатора и руководителя этой организации Н. М. Седляревича в разные годы, включая его фото в «анфас и профиль» из судебно-следственного дела, неизвестно как попавшего в его руки, а также групповой снимок участников скаутского лагеря в Гродно в 1930-е годы. Возможно, после публикации ее откликнутся и другие гродненские скауты, прошедшие школу жизни братьев Седляревичей. Не потеряна надежда получить и воспоминания о пережитом самого Н. М. Седляревича – человека, прожившего большую, полную драматизма жизнь.

 

Продолжение главы на следующей странице

 

Уважаемые посетители!
На сайте закрыта возможность регистрации пользователей и комментирования статей.
Но чтобы были видны комментарии под статьями прошлых лет оставлен модуль, отвечающий за функцию комментирования. Поскольку модуль сохранен, то Вы видите это сообщение.