22. Подчинение западно-русской митрополии Московскому патриарху
От самого своего начала Русская Церковь находилась в подчинении патриархов Константинопольских. С образованием двух государств соперников — Московского Великого княжества и Великого княжества Литовского — единая прежде Церковь Русская постепенно стала разделяться. Подписание греческими архиереями Флорентийской унии с католичеством в 1439г. не было принято в Московской Руси. В 1448г. здесь самостоятельно поставили митр. Иону и вышли из подчинения Константинопольскому патриарху. В 1588г. Московская митрополия стала патриархатом. Митрополия же Литовская или Киевская, также отвергнув унию во Флоренции, осталась в послушании патриархов Константинопольских. Так совершилось разделение Русской Церкви (см. «Воскресение» 2004, №1).
Митрополия Киевская жила в условиях усиливающегося влияния католичества сначала в Великом княжестве Литовском, а затем соединенном государстве — Речи Посполитой. Брестская церковная уния расколола западно-русскую митрополию. Теперь здесь появились два митрополита «Киевских»: один униатский, а другой православный. Права православных на свободу своего исповедания были гарантированы королем и сеймом только в 1632г. благодаря вооруженным требованиям украинских казаков. Но фактическое гонение на православную веру не прекращалось. Малороссия присягнула Московскому царю. В 1654г. началась война между Московским Царством и Речью Посполитой за Украину. Эта война имела важные последствия для Киевской митрополии.
Первое время удача сопутствовала русским войскам царя Алексея Михайловича, который начал военные действия в Белоруссии. После трех месяцев осады сдался Смоленск. Штурмом взят Витебск. Добровольно сдались Могилев, Полоцк, Орша, Гомель. В 1655г. были взяты Минск, Ковно, Гродно, Пинск и Вильно. Царь Алексей Михайлович рассылал грамоты, в которых объявлял свое заступничество православной вере, униаты или уходили на запад, в Польшу, или принимали Православие, так же белорусская и литовская шляхта или уходила, или оставалась служить московскому царю с сохранением всех своих прав и привилегий. Так вся Белоруссия и большая часть Литвы оказались под властью царя Алексея Михайловича.
В церковном отношении все присоединенные территории подпадали под руку Московского патриарха Никона, который уже в 1654г. именовался «Святейшим Патриархом Московским и всея Великия, и Малыя, и Белыя России». В 1655г. в Полоцк им был рукоположен игумен витебского Маркова монастыря Каллист. В 1656г. определением Московского Собора на Смоленскую кафедру был назначен бывший суздальский епископ Филарет.
В то же время высшее духовенство Киевской митрополии, признавая московского царя защитником Православия, не собиралось признавать власти Московского патриарха. Присяга Малороссии во главе с Богданом Хмельницким царю Алексею Михайловичу имела политический характер, церковные же последствия этого шага еще только осмыслялись. Киевский митрополит Сильвестр Коссов послал царю особые условия, в которых просил оставить свою паству в подчинении Константинопольскому патриарху. Алексей Михайлович понимал, что одностороннее подчинение Киевской митрополии без разрешения Константинопольского патриарха будет грубым посягательством на его права. Патриарх Никон также, отправляя епископов в Белоруссию на вакантные кафедры, не посягал на подчинение самого Киевского митрополита. Вопрос о церковной юрисдикции был поставлен, но еще не решен.
В 1657г. на место умершего митр. Сильвестра был избран и посвящен Дионисий Балабан. Свободное избрание митрополита собором духовенства и православной знати — это давнее правило, практиковавшееся в западно-русской митрополии. И в этот раз из Москвы в него никто не вмешался.
Между тем русско-польская война приняла новый оборот. В 1655г. Швеция объявила войну Польше. Между Россией и Польшей было заключено перемирие — царь Алексей Михайлович признавался наследником польского короля Яна-Казимира и удерживал за собой Белоруссию — с условием совместного с поляками противостояния шведам. Шведы были отражены. Одновременно часть казацкой старшины во главе с новым гетманом Иваном Выговским заключила с польским королем отдельный договор, чтобы отойти под власть Польши (Гадячский договор 1658г.). Снова начались военные действия между Польшей и Россией, неудачные для последней. В 1667г. было подписано Андрусовское перемирие: царь отказывался от Белоруссии, Малороссия к востоку от Днепра оставалась за Москвой. В 1686г. между враждующими сторонами был заключен «вечный мир», по которому Украина была окончательно разделена по Днепру, Киев остался за Россией и московский царь признавался покровителем Православия в Речи Посполитой.
Теперь вопрос о церковных отношениях между Москвой и Киевом должен был окончательно разрешиться. Еще в 1661г. местоблюститель Московского патриарха митр. Питирим поставил еп. Мстиславльского (и Могилевского) Мефодия в качестве наместника Киевского митрополита. Но это назначение не было признано в Константинополе, да и сам еп. Мефодий оказался замешанным в политических интригах против России. Украина разделилась. В западной ее части (польской) митрополитом Киевским считался Иосиф Тукальский, в восточной (московской) — наместник митрополита, преданный царю, но не патриарху, — епископ Черниговский Лазарь Баранович. После смерти Тукальского (в 1676г.) митрополичья кафедра считалась вакантной. Притеснения православных в Польше нередко понуждали западно-русское духовенство искать убежища в Московском Царстве. Так в Киеве в 1685г. появился Луцкий епископ (княжеского рода) Гедеон Четвертинский. Его кандидатура была предложена гетманом левобережья Самойловичем для занятия митрополичьей кафедры с тем, чтобы еп. Гедеон получил это назначение от Московского патриарха. Было решено получить необходимые полномочия из Константинополя. Туда отправили царского посланника Никиту Алексеева. Турецкий визирь, заинтересованный в мире с Россией, склонил Константинопольского патриарха удовлетворить просьбу Москвы. Патриарх Дионисий вместе с собором греческих митрополитов выдал грамоту на подчинение Киевской митрополии Московскому патриарху. В 1687г. Московский патриарх Иоаким утвердил полномочия Киевского митрополита Гедеона Четвертинского.
Западно-русское духовенство не один год решительно сопротивлялось власти Московского патриарха и уступило под давлением гетмана, также и в Константинополе на патриарха «надавили» турецкие власти, в связи с этим возникает вопрос о правильности подчинения Киевской митрополии патриарху в Москве. Существенной проблемой теперь становилось церковное управление епархиями, остававшимися под властью Польши под давлением унии и католичества: как поляки будут трактовать послушание православных в своей стране «заграничному» иерарху? Ускорило ли это подчинение Киевской митрополии падение Православия в Речи Посполитой? Эти вопросы разрешаются самим ходом внутренней истории Церкви в Юго-Западной Руси. Здесь духовенство уже не имело прежней силы нравственного влияния на свою паству. Украинские казаки разделились и потому не могли отстаивать как прежде интересы своего исповедания. Киевские митрополиты лишились здесь своей социально-политической опоры. Простой народ и приходское духовенство не имели каких-либо имущественных прав, которые могли бы быть потеряны в связи с переходом в московскую юрисдикцию. Они лишались единственного своего и священного права — свободы вероисповедания — и потому желали быть под рукой сильного московского царя и русского патриарха.
«Воскресение», № 6 (71), 2005 г.