"Православие на Белой Руси. Исторические очерки". - 22. Подчинение западно-русской митрополии Московскому патриарху

Автор: Алексей Хотеев

 

 

22.   Подчинение западно-русской митрополии Московскому патриарху


От самого своего начала Русская Цер­ковь находилась в подчинении патриархов Константинопольских. С образованием двух государств соперников — Московс­кого Великого княжества и Великого кня­жества Литовского  — единая прежде Цер­ковь Русская постепенно стала разделять­ся. Подписание греческими архиереями Флорентийской унии с католичеством в 1439г. не было принято в Московской Руси. В 1448г. здесь самостоятельно по­ставили митр. Иону и вышли из подчине­ния Константинопольскому патриарху. В 1588г. Московская митрополия стала пат­риархатом. Митрополия же Литовская или Киевская, также отвергнув унию во Фло­ренции, осталась в послушании патриар­хов Константинопольских. Так совершилось разделение Русской Церкви (см. «Воскре­сение» 2004, №1).
Митрополия Киевская жила в услови­ях усиливающегося влияния католиче­ства сначала в Великом княжестве Ли­товском, а затем соединенном государ­стве — Речи Посполитой. Брестская цер­ковная уния расколола западно-русскую митрополию. Теперь здесь появились два митрополита «Киевских»: один униатский, а другой православный. Права право­славных на свободу своего исповедания были гарантированы королем и сеймом только в 1632г. благодаря вооруженным требованиям украинских казаков. Но фактическое гонение на православную веру не прекращалось. Малороссия при­сягнула Московскому царю. В 1654г. на­чалась война между Московским Цар­ством и Речью Посполитой за Украину. Эта война имела важные последствия для Киевской митрополии.
Первое время удача сопутствовала рус­ским войскам царя Алексея Михайлови­ча, который начал военные действия в Бе­лоруссии. После трех месяцев осады сдался Смоленск. Штурмом взят Витебск. Добровольно сдались Могилев, Полоцк, Орша, Гомель. В 1655г. были взяты Минск, Ковно, Гродно, Пинск и Вильно. Царь Алексей Михайлович рассылал гра­моты, в которых объявлял свое заступ­ничество православной вере, униаты или уходили на запад, в Польшу, или прини­мали Православие, так же белорусская и литовская шляхта или уходила, или оставалась служить московскому царю с сохранением всех своих прав и привиле­гий. Так вся Белоруссия и большая часть Литвы оказались под властью царя Алек­сея Михайловича.
В церковном отношении все присоеди­ненные территории подпадали под руку Московского патриарха Никона, который уже в 1654г. именовался «Святейшим Пат­риархом Московским и всея Великия, и Малыя, и Белыя России». В 1655г. в По­лоцк им был рукоположен игумен витебс­кого Маркова монастыря Каллист. В 1656г. определением Московского Собора на Смоленскую кафедру был назначен быв­ший суздальский епископ Филарет.
В то же время высшее духовенство Киевской митрополии, признавая мос­ковского царя защитником Православия, не собиралось признавать власти Мос­ковского патриарха. Присяга Малорос­сии во главе с Богданом Хмельницким царю Алексею Михайловичу имела по­литический характер, церковные же по­следствия этого шага еще только ос­мыслялись. Киевский митрополит Силь­вестр Коссов послал царю особые ус­ловия, в которых просил оставить свою паству в подчинении Константинополь­скому патриарху. Алексей Михайлович понимал, что одностороннее подчинение Киевской митрополии без разрешения Константинопольского патриарха будет грубым посягательством на его права. Патриарх Никон также, отправляя епис­копов в Белоруссию на вакантные ка­федры, не посягал на подчинение са­мого Киевского митрополита. Вопрос о церковной юрисдикции был поставлен, но еще не решен.
В 1657г. на место умершего митр. Силь­вестра был избран и посвящен Дионисий Балабан. Свободное избрание митропо­лита собором духовенства и православ­ной знати — это давнее правило, практи­ковавшееся в западно-русской митропо­лии. И в этот раз из Москвы в него никто не вмешался.
Между тем русско-польская война при­няла новый оборот. В 1655г. Швеция объявила войну Польше. Между Россией и Польшей было заключено перемирие — царь Алексей Михайлович признавался наследником польского короля Яна-Ка­зимира и удерживал за собой Белорус­сию — с условием совместного с поляка­ми противостояния шведам. Шведы были отражены. Одновременно часть казацкой старшины во главе с новым гетманом Иваном Выговским заключила с польским королем отдельный договор, чтобы отой­ти под власть Польши (Гадячский дого­вор 1658г.). Снова начались военные дей­ствия между Польшей и Россией, неудач­ные для последней. В 1667г. было под­писано Андрусовское перемирие: царь от­казывался от Белоруссии, Малороссия к востоку от Днепра оставалась за Моск­вой. В 1686г. между враждующими сто­ронами был заключен «вечный мир», по которому Украина была окончательно раз­делена по Днепру, Киев остался за Рос­сией и московский царь признавался по­кровителем Православия в Речи Поспо­литой.
Теперь вопрос о церковных отношени­ях между Москвой и Киевом должен был окончательно разрешиться. Еще в 1661г. местоблюститель Московского патриар­ха митр. Питирим поставил еп. Мстиславльского (и Могилевского) Мефодия в качестве наместника Киевского митро­полита. Но это назначение не было при­знано в Константинополе, да и сам еп. Мефодий оказался замешанным в поли­тических интригах против России. Украи­на разделилась. В западной ее части (польской) митрополитом Киевским счи­тался Иосиф Тукальский, в восточной (московской) — наместник митрополита, преданный царю, но не патриарху, — епис­коп Черниговский Лазарь Баранович. Пос­ле смерти Тукальского (в 1676г.) митро­поличья кафедра считалась вакантной. Притеснения православных в Польше не­редко понуждали западно-русское духовенство искать убежища в Московском Царстве. Так в Киеве в 1685г. появил­ся Луцкий епископ (княжеского рода) Ге­деон Четвертинский. Его кандидатура была предложена гетманом левобережья Самойловичем для занятия митрополи­чьей кафедры с тем, чтобы еп. Гедеон получил это назначение от Московского патриарха. Было решено получить необ­ходимые полномочия из Константинопо­ля. Туда отправили царского посланника Никиту Алексеева. Турецкий визирь, за­интересованный в мире с Россией, скло­нил Константинопольского патриарха удовлетворить просьбу Москвы. Патри­арх Дионисий вместе с собором гречес­ких митрополитов выдал грамоту на под­чинение Киевской митрополии Московс­кому патриарху. В 1687г. Московский пат­риарх Иоаким утвердил полномочия Ки­евского митрополита Гедеона Четвертинского.
Западно-русское духовенство не один год решительно сопротивлялось власти Московского патриарха и уступило под давлением гетмана, также и в Констан­тинополе на патриарха «надавили» турец­кие власти, в связи с этим возникает вопрос о правильности подчинения Ки­евской митрополии патриарху в Москве. Существенной проблемой теперь стано­вилось церковное управление епархиями, остававшимися под властью Польши под давлением унии и католичества: как по­ляки будут трактовать послушание пра­вославных в своей стране «загранично­му» иерарху? Ускорило ли это подчине­ние Киевской митрополии падение Пра­вославия в Речи Посполитой? Эти воп­росы разрешаются самим ходом внутрен­ней истории Церкви в Юго-Западной Руси. Здесь духовенство уже не имело прежней силы нравственного влияния на свою па­ству. Украинские казаки разделились и потому не могли отстаивать как прежде интересы своего исповедания. Киевские митрополиты лишились здесь своей со­циально-политической опоры. Простой народ и приходское духовенство не име­ли каких-либо имущественных прав, ко­торые могли бы быть потеряны в связи с переходом в московскую юрисдикцию. Они лишались единственного своего и священного права — свободы вероиспо­ведания — и потому желали быть под ру­кой сильного московского царя и русского патриарха.

«Воскресение», № 6 (71), 2005 г.

 

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев. Вам необходимо зарегистрироваться.