25. Как трудно быть благочестию без благочиния
Отношение к богослужению лучше всего свидетельствует о состоянии церковной жизни как в отдельном монастыре и приходе, так и в отдельной епархии или целой митрополии. Когда службы совершаются по уставу, и храмы наполнены молящимися, когда церковная жизнь бьет ключом во всем многообразии слова и дела, тогда появляется та основа внутреннего благополучия Церкви, о которую внешние невзгоды разбиваются, словно вода о камень.
Киевская митрополия, которая включала в себя белорусские земли, в XVI-XVII вв. испытала на себе сильнейшие внешние колебания: распространение протестантизма, усиление католичества, унию, несправедливое отношение правительства. Все эти беды глубоко ранили церковный организм, страдающий от недостатка внутреннего иммунитета. Сказались слабость просвещения, беспорядочность церковного управления, распущенность нравов. Где было взяться у паствы ревности о благочестии, когда ее пастыри были «ослеплены блеском», вели себя как «шинкари и купцы», «лежебоки и неучи» (по выражению «Фриноса» Мелетия Смотрицкого). Монастыри со своими владениями превращались в доходные статьи для их ктиторов и настоятелей. Приходские храмы находились в полной зависимости от помещиков, которые, дав священнику «презенту» (дарственную на исполнение пастырских обязанностей в приходе), вмешивались в дела духовные, заставляли особенно поминать себя на ектеньях, запрещали принимать на исповедь крестьян своего врага-соседа. Церковные братства, опираясь на королевские привилеи и патриаршие благословенные грамоты, образовывали в епархиях свои параллельные структуры, строили храмы, типографии и школы, которые не подчинялись надзору местного архиерея, но только решению братской сходки. Вся эта церковная чересполосица приводила к разнообразию местных обычаев, когда службы и требы совершались с большим произволом. В Вильно, например, 29 октября 1592 г. в братской Троицкой церкви были два венчания: в одну братские священники ввели новые обряды («незвыклые церемонии»), а другую виленский протоиерей совершил обычно, «по всегдашней справе».
Что же сказать о знании православной веры, когда при обилии богослужебной литературы, пестрящей ошибками местных типографий, долгое время не издавалось ни одного православного катехизиса? В таких обстоятельствах ревность к вере по незнанию ее приводит к внешнему обрядоверию. В 1621 г., после восстановления православной иерархии, Иерусалимский патриарх Феофан написал окружное послание, в котором, между прочим, указал на обрядовые отступления в Западнорусской Церкви. Существовал обычай причащать лжицею из потира трижды, причащали не только частицами Святого Агнца, но и частицами из просфор, особо праздновали десятую пятницу по Пасхе, поминали усопших на могилах музыкой и едой, на Венчании давали новобрачным вино с пением причастного стиха «Тело Христово приимите».
После закрепления Полоцкой кафедры за униатами большая часть белорусской православной паствы оказалась в Могилевской епархии, учрежденной в 1632 г. Однако военные события долгое время препятствовали появлению здесь епископа, и Белорусская епархия находилась в зависимости от митрополитов Киевских, которые управляли через своих наместников.
Митрополит Киевский Петр Могила (на кафедре 1633-1646), при котором польское правительство гарантировало существование 5 православных епархий, известен своими заботами о внутреннем благополучии своей митрополии. Типографские издания проверялись по греческим книгам, было запрещено издавать литературу без благословения архиерейского, для контроля над издательской деятельностью был образован даже своего рода цензурный комитет из пресвитеров. Школьное дело настоятельно требовало печатания учебной литературы. В 1645 г. издается катехизис на польском и русском языках (сокращение известного в последствии «Православного исповедания»). В 1637 г. переиздается «Евангелие Учительное» — сборник поучений на воскресные и праздничные дни в течение года. В 1635 г. выходит «Киево-Печерский патерик», составленный Сильвестром Коссовым.
Особенное внимание обратил Митр. Петр Могила на исправление богослужения. В 1640 г. в Киеве состоялся духовный собор. На заседаниях между обсуждениями параграфов «Православного исповедания» рассматривались и вопросы о церковном благочинии. Было решено: следить за правильным совершением литургии и уставным совершением других служб и таинств; крестным ходом вокруг церкви ходить против солнца, как и в алтаре; при погребении священнику идти перед гробом, а не за ним; накануне венчания настойчиво расспрашивать, не помолвлены ли жених или невеста с другими людьми, хотя бы и в другой стране, и проч.
После подчинения Киевской митрополии Московскому патриарху обрядовые разности между восточной и западной частью Русской Церкви стали очевидны. В нач. XVIII в. иеродиакон Макарий, родом из Малороссии, подал Святейшему Синоду в Петербург записку об обрядовых отступлениях в западных областях Русской Церкви. Вино для Евхаристии здесь часто употребляли белое, теплоты в чашу вливали только одну каплю, священник не благословлял малый вход с Евангелием, не говорилось «Господи, спаси благочестивыя», не в то время открывались и закрывались царские врата и проч. Многие обычаи были заимствованы у католиков и униатов. Особенно бросался в глаза утвердившийся обычай крещения через обливание. При шествии на дом со Святыми Дарами, а также во время совершения Преждеосвященной литургии употреблялся звоночек. При входе в храм целовали пол церковный, молились лежа ниц крестообразно, обходили церковь на коленях и проч.
В XVII в. в Западнорусской Церкви широкое распространение получило партесное пение. Его любителями были преимущественно братские хоры. До этого времени в церквах пели только мужчины в один голос и сохранялась древняя практика произнесения всеми молящимися «Господи, помилуй» на ектеньях. Развитие певческого многоголосия стало отличительной чертой протестантских молитв. Успех новой манеры исполнения богослужебных гимнов привел к распространению партесного пения и в костелах. Органная музыка также привлекала в католические храмы немало народа. Один из самых больших органов на территории Беларуси находился тогда в Жировицком монастыре. Стройное пение братских хоров должно было отвращать слух православных от сладких «органных гудений в костелах», по выражению одного из современников. Партесное пение в православных храмах достигло такого высокого развития, что удивляло иностранцев. Один из них, Гербиний, посетивший Киев во вт. пол. XVII в., отметил высокий уровень русского музыкального искусства: «В самой приятной и звучной гармонии слышатся раздельно дискант, альт, тенор и бас». Могилевское братство уже при самом начале богослужения в своем храме в 1634 г. постановило, чтобы здесь было пение «согласное» (т.е. партесное). Известно, что при патриархе Никоне киевское партесное пение начало распространять и в Московской Руси. Кроме киевского распева на богослужении, в котором верхний голос вел мелодию, а все остальные голоса пристраивали аккорд, широкое распространение получило концертное т.н. «польское пение» — духовные песни (канты) и библейские псалмы.
Упорядочение православного богослужения и благочиния в Западнорусской Церкви требовало еще очень многих забот, терпения и постоянства, но внешние условия для существования Православной Церкви в Речи Посполитой все ухудшались. Наступал XVIII век, время новых и тяжких испытаний.
«Воскресение», № 9 (74), 2005 г.