"Православие на Белой Руси. Исторические очерки". - 29. Разделы Речи Посполитой и облегчение участи Православия

Автор: Алексей Хотеев

 

29.   Разделы Речи Посполитой и облегчение участи Православия


Разложение государственного порядка в Речи Посполитой привело к ее разделу между сильными соседями. В 1772 г. к Российской империи отошла восточная Белоруссия. Была образована Могилевская губерния, Витебский и Полоцкий поветы вошли в со­став Псковской губернии. Церковное деле­ние соответствовало гражданскому: Моги­левская епархия и Псковская епархия (сюда вошли Витебск, Полоцк). Согласно законам Российской империи Православная Церковь имела статус господствующей. Специальное распоряжение императрицы Екатерины II га­рантировало православным их права и зап­рещало католикам или униатам отвращать православных от их исповедания. Свт. Ге­оргий Конисский в приветственной речи в дворцовой церкви Санкт-Петербурга выра­зил всю благодарность от лица белорусской паствы: «Кто по истории российско-польской не знает, что сей народ в тесноте и озлоб­лении сто семьдесят лет жил? … Однако ныне эти тяжки узы... расторгнуты, и уже пленни­ки толпами, яко потоки югом, к Сиону, к Матери Своей Церкви, весело текут».
Присоединение бывших польских террито­рий прошло спокойно. Новые подданные по­всеместно приводились к присяге русской императрице. Кто отказывался принести при­сягу имел право в течение трех месяцев про­дать свою собственность и выехать из стра­ны. В случае нарушения этого срока имение конфисковывалось в казну. Местное дворян­ство не выказало никакого неудовольствия по этому поводу, и за исключением менее десятка вельмож в полном составе принес­ло присягу на верность России. Причиной такой уступчивости была гарантия со сторо­ны русского правительства на сохранение дворянству привычных гражданских прав (суд над крепостными, выборность своих сослов­ных представителей на сеймиках и проч.). Для упорядочения прежних правовых норм с им­перскими законами было составлено специ­альное Уложение, которое регламентирова­ло действия новой российской администра­ции. В своем указе Псковскому и Могилевскому губернаторам Екатерина предписывала сохранять свободу католического вероисповедания. Согласно мирному трактату с Польшей 1773 г. Россия гаранти­ровала «римским католикам обо­его звания» (т.е. обоих обрядов — латинского и униатского) свободу оставаться при своей вере со все­ми церквями и имуществами ду­ховенства (пункт 5 трактата). В 1773 г. в Могилеве была образо­вана католическая епархия. Епис­копом был назначен виленский ка­ноник Богуш-Сестренцевич. Для белорусских униатов главой стал Полоцкий еп. Иассон Смогоржевский, который принес присягу на верность России. После того, как этот униатский архиерей сделался митропо­литом всех польских униатов, на место по­лоцкого униатского епископа был назначен Ираклий Лисовский.
Осторожность российской императрицы в униатском вопросе послужила сдерживаю­щим фактором в деле воссоединения бело­русских униатов с Православием. Накануне первого раздела латинские неистовства при­вели к вынужденному отпадению в унию мно­гих православных. Теперь они желали вер­нуться в свое родное исповедание. Право­славному Могилевскому епископу подава­лись прошения о воссоединении целых уни­атских приходов. За период с 1768 по 1775 гг. таких прошений по свидетельству свт. Ге­оргия Конисского было подано ок. 80. Но на подобные массовые переходы правитель­ство не решалось. Только в 1780 г. вышел указ, предписывающий белорусскому гене­рал-губернатору, в случае вакансии священ­нического места в униатском приходе на­значать туда православного священника, если прихожане свободно выразят свое со­гласие. Дозволялись также присоединения в частном порядке. И это желание было не­преодолимо: только к 1784 г. в Могилевской и Псковской епархиях было присоединено к Православию 117116 униатов.
Белорусские территории, оставшиеся в со­ставе Речи Посполитой после первого разде­ла, однако оказались без своего единствен­ного православного Могилевского епископа. Стараниями свт. Георгия Конисского при под­держке нескольких польских вельмож, а также по представлению российского правитель­ства, которое со своей стороны подтвердило права Полоцкого униатского епископа для окормления униатов на российской террито­рии, была образована православная епархия с титулом «Переяславская и Бориспольская». Кафедральным центром был назначен г. Слуцк. Епископом был избран прежний сотрудник свт. Георгия игумен Виктор Садковский. Его по­священие в сан состоялось в Киеве в 1785 г. Через некоторое время он прибыл в Слуцк. Польское правительство согласилось признать полномочия русского епископа (подчиненного Российскому Синоду) при условии его прися­ги на верность Речи Посполитой, что было исполнено в 1787 г. Восстановление право­славной иерархии сильно встревожило латин­ских миссионеров. В одних только Киевском и Браславском воеводствах уния сразу потеря­ла 193 церкви, вернувшихся из унии в Право­славие. Эти украинские события увеличили у поляков страх народного восстания. Русско-турецкая война 1788-1791 гг. (в которой при­няла участие против России также и Швеция) показалась полякам благоприятным време­нем, чтобы избавиться от русской опеки. Для преобразования страны открылся знаменитый четырехлетний сейм, подготовивший польскую Конституцию 3 мая 1791г. Преосвящ. Виктор был заподозрен в подстрекательстве народ­ного бунта и арестован в 1789 г. Следствие по его делу не выявило никаких доказательств о причастности к народным волнениям на Ук­раине, однако обратило внимание на его пе­реписку с Российским Синодом, на распрост­ранение церковных книг российской печати, что толковалось как вред национальному делу. Польский посол в Турции обратился к Кон­стантинопольскому патриарху с вопросом об учреждении независимого церковного управ­ления православных в Речи Посполитой. Дип­ломатический ответ патриарха подавал поля­кам повод к надеждам. Для осуществления идеи в 1791 г. был созван съезд выборных представителей православного духовенства и мирян (96 делегатов) в Пинске, который ре­шил отказаться от всякой иностранной зави­симости в делах цер­ковного управления. Должно было учредить национальный Синод из трех православных епископов во главе с архиепископом, которых посвятил бы Константинопольский патриарх. После некоторых прово­лочек (вызванных про­тестами латинского ду­ховенства) польский сейм утвердил артику­лы Пинской конгрега­ции и издал еще не­сколько постановлений, облегчавших положение православных в Речи Посполитой. Однако то была уже лебединая песня.
Польская Конституция 3 мая 1791 г., пре­дусматривающая государственное преобразо­вание Речи Посполитой в парламентском духе так и не вступила в действие. Россия и Прус­сия потребовали восстановления прежнего го­сударственного порядка. В самой Польше про­тивники реформ приглашали иностранные го­сударства к вмешательству. В 1792 г. Россия ввела в страну свои войска. В 1793 г. после­довал второй раздел Речи Посполитой между Россией и Пруссией. К России отошла цент­ральная полоса Белоруссии (Минск, Пинск). В этом же году была создана Минская право­славная епархия, на которую был назначен ос­вобожденный Виктор Садковский. Неприми­римые польские патриоты во главе с генера­лом Т. Костюшко подняли восстание против политики иностранных держав и напали на рус­ские гарнизоны. Ответом было подавление воз­мущения и окончательный раздел Речи По­сполитой в 1795 г. Вся белорусская террито­рия вошла в состав Российской империи. Ека­терина II теперь не стала сдерживать обра­щение униатов в Православие. По отчетам преосв. Виктора Садковского только за один с небольшим месяц 1794 г. к Православию при­соединилось 333093 человека, что составляло 721 приход с 463 священниками. Один этот факт свидетельствует о добровольности пе­рехода. Однако вместе со смертью Екатери­ны II (в 1796 г.) дело воссоединения приостано­вилось.

«Воскресение»,  № 4 (80), 2006 г.

 

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев. Вам необходимо зарегистрироваться.