"Православие на Белой Руси. Исторические очерки". - 31. Уния: между католичеством и Православием (часть II)

Автор: Алексей Хотеев

 

 

31.   Уния: между католичеством и Православием (часть II)


По обычаю европейских университетов Устав Виленского университета, открытого в 1803 г., предусматривал наличие бого­словского факультета. Этот факультет на­зывался еще Главной семинарией, поскольку готовил кандидатов на занятие высших долж­ностей в местной католической иерархии пос­ле их обучения в епархиальных учебных заве­дениях. Униатские духовные также могли обу­чаться на этом богословском факультете, но их количество не должно было превосходить число католических студентов. Главная Литов­ская семинария функционировала с 1808 г. до закрытия университета в 1832 г. Тогда се­минария была преобразована в католическую духовную академию и через некоторое время переведена в Петербург.
Обучение будущих униатских клириков на богословском факультете в Вильно принес­ло большую пользу делу просвещения. Виленский университет в целом проводил, как известно, полонизацию края, тот же дух дол­жен был господствовать и в семинарии, од­нако такое направление исключало непомер­ную ревность к славе католической религии. Фанатизм трактовался как вред национальному делу, в адрес особых полномочий рим­ского папы можно было услышать нелест­ные отзывы на уроках догматики или канони­ческого права, поэтому католические бискупы с недовольством смотрели на богослов­ский факультет и посылали туда учиться толь­ко самых «верных» своих кандидатов. Униат­ские же студенты впервые, хоть и фрагмен­тарно, знакомились на научном уровне с восточной традицией, а не только с запад­ной, латинской, как это бывало прежде. Для богослужения они направлялись не в костел, а в свою Свято-Никольскую церковь. Среди преподавателей образовался кружок люби­телей церковнославянского языка и обряда. Самое почетное место здесь должно быть отведено известному слависту прот. Михаи­лу Бобровскому, знатоку древних восточных языков, преподавателю Ветхого завета и биб­лейской археологии. Член правления семи­нарии прот. Антоний Сосновский часто со­вершал перед глазами униатских студентов богослужение по неискаженному восточному обряду. Духовник и преподаватель церковно­го пения свящ. Василий Лужинский органи­зовал прекрасное хоровое пение на этих сла­вянских службах. Такая постановка дела в Главной семинарии имела значение в исто­рии унии, потому что все искатели высших духовных должностей в униатской иерархии должны были пройти здесь обязательную ат­тестацию. По образцу Главной семинарии об­разовывались униатские епархиальные се­минарии, и ее бывшие воспитанники стано­вились ректорами и преподавателями для семинаристов, будущих униатских священни­ков. В 1828 г. для Литовской епархии была открыта семинария в Жировицах. Ее первым ректором был назначен бывший преподава­тель Полоцкой семинарии (и, конечно, вы­пускник Главной семинарии) прот. Антоний Зубко. С этого времени прием униатских ду­ховных на богословский факультет Виленс­кого университета прекращается. Тот инте­рес к Православию, который возник в стенах этого учебного заведения, получил свое пол­ное развитие в Жировицах и частично в По­лоцке. В своих воспоминаниях, будучи уже Минским архиепископом, Антоний Зубко опи­сывает случай, когда во время одной из ост­рых бесед о судьбе унии между преподава­телями поднялся вопрос о разнице в учении об исхождении Святого Духа. Библиотекарь Оленич, отстаивавший католическую точку зрения, представил латинский перевод древнего Символа веры, приписываемого св. Афана­сию. Здесь стояла вставка «Филиокве» («и от Сына»). Однако при дальнейшей сверке с греческим оригиналом этого слова там не обнаружилось. Наконец, в предисловии пе­реводчика нашлось признание, что он произ­водил в творении святого отца поправки, ус­транявшие несогласие с католическим уче­нием. Этот подлог произвел большое впе­чатление на преподавателей.
Так, с одной стороны, униатские духовные старшего поколения, воспитанные в базилианских школах и иезуитских коллегиумах, уже забывшие восточный обряд, тревожно вол­новались слухами о скорой ликвидации унии, которые распространяли чаще всего сами ка­толики, и не удерживали свою паству от пе­рехода в чистое латинство. С другой сторо­ны, молодые униатские священники, получав­шие образование в новоучрежденных семи­нариях в Полоцке, Вильно и Жировицах, учи­лись служить славянскую литургию и осво­бождались от узости католической догмати­ки. В стенах Главной Литовской семинарии получили свое образование будущие униатс­кие пастыри-воссоединители Иосиф Семаш­ко, Василий Лужинский, Антоний Зубко и др. Именно образование помогло развиться их внутреннему расположению к Православию.

«Воскресение», № 7 (84), 2006 г.

 

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев. Вам необходимо зарегистрироваться.